ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Время Дон Кихота

16:39 27.07.2022 • Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры РФ, основатель и первый генеральный директор - главный редактор государственной радиостанции классической музыки «Орфей»

Говорят, сейчас не время для Дон Кихота. Говорят, что его подвиги никому не интересны. Говорят, мол, не зажечь нынешние прагматичные сердца рыцарскими идеалами светлой любви… Смею вас уверить, что это не так! Восторженные глаза, бесконечное крики «браво»  и несмолкаемые аплодисменты – вот подтверждение моим словам.

Жаркий июль в Москве в этом году, почти  как в солнечной Испании, - родине нашего героя. Центр российской столицы и храм Аполлона с прославленной квадригой, управляемой этим солнечным богом, - да! Мы в Большом. Сегодня тут царит «Дон Кихот» – один из самых ярких праздничных балетов в истории.

«Дон Кихот» в Большом театре - у себя дома. Ведь этот балет создан в 1869 году именно для московской сцены. Автор музыки - Алоизий Людвиг Минкус  - чех иудейского вероисповедания по родителям; австриец и католик по рождению и вере, а по творческому призванию и главной стране проживания – не побоюсь поспорить с Википедией - русский  балетный композитор, а ещё скрипач, профессор Московской консерватории, дирижёр Леон Фёдорович Минкус…

Это были 60 - 70-е годы XIX века - триумф гения Мариуса Петипа и его хореографических шедевров. Минкуса смело можно назвать главным сподвижником Петипа. Для такого балетного диктатора, которым был Петипа, Леон Федорович стал идеальным сотрудником. Именно сотрудником, ведь он не был «свободным художником», а состоял на должности «первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров». За 2000 рублей он должен был сочинять по одному новому балету в год, переделывать старые и дописывать неограниченное количество танцев в существующие. А Мариус Иванович, на наше - благодарных потомков - счастье, был крайне деятелен и чрезвычайно плодовит!  Минкус же ему не уступал. За годы их сотрудничества появилось 16 новых балетов. Вершины из которых - «Баядерка» и «Дон Кихот».

Много лет спустя после премьеры Петипа, проведший юность в Испании, напишет в своих мемуарах: «горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих и без того крайне бравурных танцев… Крик, взвизгивания, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц, и забыта обыденная жизнь с её невзгодами…У толпы один только культ - страсть».

Балет «Дон Кихот» - это настоящая страсть и южный экстаз в северной Москве! Это блеск, жар и азарт, выраженный в национальных танцах: хоте, зингаре, морене, плясках испанских крестьян, пикадоров и тореадоров…

Для балета из обширнейшего романа Мигеля Сервантеса Мариус Петипа выбрал сюжет глав второй части, повествующих о развитии отношений двух влюблённых – Китери - дочери трактирщика и цирюльника Басильо, имеющих в спектакле имена Китри и Базиль. Влюблённые мечтают быть вместе, но им мешает отец девушки, подготовивший для дочери выгодную партию, и который не хочет слышать про бедного цирюльника. Вот тут-то отважный и благородный рыцарь Дон Кихот видит раздолье для подвигов: он  становится на сторону возлюбленных и помогает им соединить свои сердца… Сюжет прост и совершенно не мешает развернуть на сцене феерически красивое представление: народный праздник в первом акте, цыганский табор и «волшебные сны» - во втором, свадебный бал - в третьем. Дон Кихот в балете - второстепенный персонаж, однако своим присутствием, он, как бы осеняет главных героев и придаёт всему действу благородный возвышенный дух…

«Дон Кихот» в главном театре страны поставлен с невероятно тонким вкусом и изумительным чувством меры. Именно эти качества позволяют авторам  действа провести спектакль по золотому пути прямо в сердца зрителей. Поражает буквально всё! Великолепие и качество декораций, особенно в сцене с ветряными мельницами, в эпизоде сна Дон Кихота, сцене свадебного бала. Мастерство осветителей, превращающих сцену то в волшебный лес, то в сверкающую под солнцем площадь, то в мрачную комнату замка, где даже шторы каким-то чудесным образом под лучами прожекторов оборачиваются рисунками… Не расписываю уже появление живой лошади и ослика, что всегда вызывает восторг у юной и неискушённой части публики. Меня же порадовал оркестр. Именно он с  первых тактов задаёт настрой и темп. Наслаждение, прежде всего, испытываешь от ансамбля и строя, выверенных балансов и абсолютной творческой и технической свободы исполнения. Чем более известен балет, тем сложнее его исполнять. Здесь же музыка почти всех танцев – это мировые хиты, известные большинству меломанов! Тем отраднее не просто слушать великолепное исполнение, а буквально купаться в искрящихся чистотой звуках. Мой респект маэстро Алексею Борогаду – дирижёру спектакля…

А что же танцовщики? Конечно, они главные - ведь мы на балете. Я совершенно согласна со словами, написанными на сайте Большого театра: «Дон Кихот» уже столетие служит «взлётной полосой» для великих балетных карьер и отполирован для этой цели до совершенства. Ольге Лепешинской он позволял блеснуть такой бешеной энергией, что однажды балерина закончила трюк в суфлёрской будке. Майя Плисецкая и Владимир Васильев устанавливали в нём рекорды виртуозности. Екатерина Максимова позволяла упиваться отточенностью каждого движения своих ног, а Наталья Бессмертнова – артистической многомерностью. Лепту в историю спектакля внесли Михаил Лавровский, Владимир Тихонов, Александр Годунов, создававшие свои версии партии Базиля под руководством Алексея Ермолаева, легендарного виртуоза старшего поколения.

Свой след оставили и безупречно-академичная Людмила Семеняка, обладавшая необыкновенным шармом Нина Ананиашвили, неоднократно бисировавшая фуэте Галина Степаненко, поднявшийся на новый уровень виртуозности Ирек Мухамедов, элегантные Андрей Уваров и Сергей Филин».

Смотря спектакль, я вспоминала непревзойдённых для меня в ролях Китри и Базиля Екатерину Васильеву и Владимира Васильева. Ведь для данного балета мало совершенной техники. Здесь не в меньшей мере нужен драматический талант, нужна выразительность и энергетика, чтобы сделать роль живой. Но надо сказать, что молодая недавно назначенная первой солисткой Большого театра Елизавета Кокорева и премьер балета Игорь Цвирко составили на редкость гармоничную пару, очаровавшую публику лёгкостью, артистизмом, а главное - брызжущим темпераментом так, что зал, не сдерживая эмоций, улыбался, смеялся, бисировал...

Если вы хотите услышать и увидеть,  «…как носится сама Радость, и скачет само Веселье», так Сервантес описывал испанские пляски, то вам однозначно - в Большой!

Испания Сервантеса, Моравия и Австрия Минкуса, Франция Петипа, и, конечно же, над всем этим - Россия и блестящий русский балет! Все эти культуры, соединившись в душах великих творцов, родили новое и явили на свет этот спектакль. В результате получились три часа, которые пролетают как минуты счастья – время, брызжущие весельем, яркими красками. Грация, помпезность, лёгкость, чёткость - все это слилось воедино, в ослепительных нарядах, поразительных декорациях, игре танцоров, шедевральной музыке, в грандиозности и золоте любимого Большого!..

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати