Источник: lejournaldelafrique.сom
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) 3 июля 2022 года провело саммит, на котором было принято решение о снятии с Республики Мали торговых и экономических санкций, введенных после произошедших там государственных переворотов, в результате которых к власти в стране пришли военные.
Африканскую республику, находящуюся уже не первый год в состоянии внутренней нестабильности, в 2020 году захлестнула волна антикоррупционных и антиправительственных протестов, которые, помимо прочего, были вызваны неспособностью действующего на тот момент правительства решить проблемы безопасности, существовавшие в стране. В августе того же года в ситуацию вмешались военные: они арестовали премьер-министра Бубу Сиссе и избранного президента Ибрагима Бубакара Кейта, который во избежание кровопролития 18 августа заявил о своей отставке и роспуске правительства и парламента.
В результате указанных событий 20 августа 2020 года ЭКОВАС приняло ряд ограничительных мер против малийского государства, среди которых отстранение Республики от участия в работе директивных органов обозначенной организации, закрытие сухопутных и воздушных границ с Мали со стороны стран-членов сообщества, а также ввод ограничений на финансовые, экономические и торговые связи, за исключением тех, которые связаны с распространением предметов первой необходимости.
В скором времени под контролем военных во главе с полковником Ассими Гритой был назначен временный президент Ба Ндао. Новый лидер объявил о 18 месячном переходном периоде, в результате которого страна должна была перейти к гражданскому правлению путем проведения парламентских и президентских выборов. Однако жизнь распорядилась несколько иначе: 25 мая 2021 года президент, премьер-министр и министр обороны временного правительства были арестованы малийскими военными. После неудавшихся переговоров с правящей «хунтой» ЭКОВАС в ноябре 2021 года ввело дополнительные ограничения против временного правительства страны.
В январе 2022 года по причине по причине несоблюдения согласованных с главным региональным блоком сроков проведения президентских и парламентских выборов в Мали против Республики был принят новый пакет санкций. В результате послы стран-членов ЭКОВАС были отозваны из страны, государственные активы, хранящиеся в банках стран-членов сообщества и в Центральном банке государств Западной Африки (BCEAO) были заморожены. Экономический и валютный союз западноафриканских стран (UEMOA) поручил всем финансовым институтам приостановить операции с Мали. Кроме того, была прекращена любая финансовая помощь Республике.
Указанные меры по классическим канонам любой санкционной политики были направлены на изоляцию Мали, ослабление ее экономики и побуждение граждан оказать давление на своих лидеров с целью выполнения требований, обозначенных экономическим сообществом западноафриканских государств. Однако, быстрого результата данные санкции не принесли.
Научными сотрудниками института исследований в области безопасности (Institute for Security Studies, ISS) была опубликована статья, в которой авторы обозначили причины неэффективности и даже контрпродуктивности санкционной политики ЭКОВАС. Они отмечают, что, во-первых, добиться полной изоляции Республики не удастся, поскольку она может переориентировать свои транспортные и торговые потоки на Алжир и Мавританию, а также может использовать торговые порты Гвинеи, которая отказалась поддержать эмбарго ЭКОВАС. Во-вторых, санкции нанесут урон и другим странам-членам блока, так как часть из них потеряет свои доходы. В-третьих, малийцы начинают воспринимать внешнее экономическое давление как посягательство на государственный суверенитет, что приводит к росту поддержки военных, находящихся у власти. В-четвертых, постоянное введение новых санкций создает для ЭКОВАС имидж карательного органа, что снижает авторитет организации в глазах населения государств Западной Африки.
Несмотря на это, нестабильное политическое и экономическое положение Республики привело к тому, что переходное правительство объявило технический дефолт по государственным облигациям на сумму 4,67 миллионов долларов, пообещав осуществить все выплаты после снятия санкций.
В результате дальнейшие переговоров между лидерами стран-членов ЭКОВАС и военным правительством Мали были приняты ряд компромиссных решений. Стороны согласовали срок переходного периода, который составляет 24 месяца. Кроме того, на март 2023 года назначено проведение конституционного референдума. В июнь того же года планируется проведение муниципальных и региональных выборов, в октябре-ноябре – парламентских выборов, а в феврале 2024 года – выборов главы государства. Таким образом, переходный период должен закончиться не позднее марта 2024 года. При этом, с Мали снимается третий пакет санкций, но остаются ограничения в отношении руководства страны. Деятельность Мали в структурах ЭКОВАС также остается приостановленной. При этом сообщество настаивает на неучастии нынешних военных руководителей в будущих выборах. В любом случае, нынешнее руководство Республики, как и ее население, а также страны региона, положительно восприняли новость об отмене ряда серьезных санкционных ограничений. И хотя временному правительству не удалось отстоять пятилетний переходный период, а ЭКОВАС – снизить санкционным давлением легитимность действующего режима в глазах населения, каждая из сторон может считать себя победителем, так как результаты переговоров удовлетворяют все стороны.
Мали уже не в первый раз сталкивается с международным давлением, переходным правительством и становлением на путь демократизации. История практически один в один повторяет события прошлого десятилетия, когда в 2012 году посредством государственного переворота и последующих выборов к власти пришел президент Кейта. Действующее военное правительство, благодаря принятому 24 июня этого года закона о демократических выборах, также создало предпосылки для возможного выбора в качестве лидера страны представителя вооруженных сил. Единственным условием является обязанность таких кандидатов уволиться из рядов ВС минимум за 6 месяцев до окончания полномочий действующего главы государства. То есть такие лица, как Ассими Гойта, Садио Камара, Исмаэль Ваге, Малик Диав и Абдулай Майга получают шанс баллотироваться на президентский пост вопреки желанию представителей ЭКОВАС. Как бы ни распорядилась история, будем надеяться, что Республика Мали найдет свой правильный путь к политической стабильности и будущему процветанию.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs