Кризис в странах Евросоюза может обернуться дальнейшим ослаблением евро и возвратом государств к использованию национальных валют. Такое предположение в своем Telegram-канале сделал спикер Государственной думы РФ Вячеслав Володин. Он отметил, что у ряда европейских стран, таких как Греция, Италия, Португалия, Испания и Франция, по отношению к ВВП внешние долги достигли критического размера.
Проблемы бюджетного дефицита, роста государственных долгов и даже самого существования еврозоны преследуют ЕС с конца 2000-х годов, времени начала глобального финансового кризиса. К моменту прихода пандемии коронавируса, в еврозоне наблюдалось и общее замедление темпов роста экономик. Критики традиционно называют единую европейскую валюту «ошибочной конструкцией», существование которой поддерживается лишь по политическим причинам.
Дело в том, что возможности для выполнения критериев принадлежности к еврозоне в случае действительно неблагоприятного поворота мировой экономической конъюнктуры, являются для большинства стран-участников сильно ограниченными. В этой связи, еще в конце 2019 года ряд экономистов указывал, что большинство стран зоны евро «давно бы обанкротились», если бы ЕЦБ не поддерживал их искусственно путем занижения процентных ставок. Одной из первых «жертв» коронавируса стал Пакт стабильности ЕС, ограничивающий размер дефицита госбюджета.
Экономический кризис, который спровоцировала пандемия, европейцы «залили деньгами» в сумме порядка 2 трлн. евро, «а потерянные из-за эпидемии доходы [возмещали] из бюджетов», рассчитывая переложить все возможные проблемы «на бесконечно далекое будущее».[i] По итогам коронакризиса, власти большинства стран Евросоюза потратили «гораздо больше, чем рассчитывали». Последствия в виде дальнейшего роста государственных долгов и скачков инфляции не заставили себя долго ждать. При этом кризис 2020 года ударил в Европе в первую очередь по странам и без того уже обремененным высокой задолженностью.
В результате, государственные долги ведущих участников ЕС сегодня существенно выше, чем десять лет назад, во времена, когда разговоры о «почти неизбежном крахе еврозоны» были общим местом. По данные Eurostat, третья по величине экономика ЕС, итальянская, нарастила госдолг до без малого 150 процентов ВВП. В 2010-м этот показатель составлял 108 процентов. Наибольший долг у греческого государства – более 193 процентов ВВП, Италия на втором месте, у Португалии 127 процентов, у Испании 118, Франция перевалила за 112 процентов.
В целом, средние показатели государственного долга среди стран ЕС находятся в районе 99 процентов ВВП. Нельзя сбрасывать со счетов и корпоративную задолженность, которая приближается к отметке в более чем 170 процентов от валового продукта. Наконец, есть еще и долги домохозяйств, которые Eurostat оценивает в 61 процент от совокупного ВВП ЕС. Как и десять лет назад, печальную пальму первенства вновь удерживает Греция, в которой суммарные долговые обязательства государства, частного сектора и граждан вот-вот достигнут фантастической цифры в 400 процентов ВВП. Столь тревожная ситуация приводит к росту «доходности» государственных облигаций ряда наиболее уязвимых с финансово-экономической точки зрения стран еврозоны. В конечном счете, речь идет о том, что страны вынуждены занимать под всё более высокий процент, что грозит, при негативном развитии событий, полной утратой возможности обслуживать долги, т.е. реальным дефолтом.
Со времен предыдущего кризиса суверенных долгов ЕС, главным инструментом в арсенале ЕЦБ стала покупка государственных облигаций стран-членов в рамках так называемой программы «количественного смягчения» - QE. Подобным образом до сих пор удавалось удерживать стоимость заимствований наиболее проблемных стран на относительно приемлемом уровне. При всем том, в теории существует понимание, что QE не может проводиться бесконечно долго. И «чем в меньших объемах будет проводиться QE», тем выше будет становиться цена заимствований для стран, у которых и без того уже существуют «проблемы с платёжеспособностью». Трудности с выплатами госдолгов, тем более дефолты, ударят по банковским система ряда стран зоны евро, что чревато резким сокращением доступности кредитов. Начнутся массовые банкротства предприятий, резко вырастет уровень безработицы.
Еще десять лет назад в Европе не было второй проблемы нынешнего времени – стремительно растущей инфляции. Между тем, инфляция обратным образом связана с набором мер, с помощью которых ЕЦБ мог бы защитить еврозону от нового кризиса суверенных долгов. В ходе борьбы с финансово-экономическими последствиями коронавирусных карантинных мер, ЕЦБ прибег, по сути, к эмиссии, что к концу 2021 года спровоцировало скачок инфляции. После начала спецоперации на Украине в конце февраля европейские политические круги наперегонки поддерживают, параллельно со своими, все инициативы Байдена в области антироссийских санкций. Однако это, в свою очередь, провоцируют новый рост стоимости энергоносителей, который толкает показатели инфляции еще выше - индексы цен производителей, PPI, практически во всех государствах-членах ЕС бьют рекорды роста.
К примеру, немецкий индекс PPI вырос на более чем 30 процентов, значительно перекрыв предыдущие пиковые значения за всё время наблюдений с 1949 года. Промышленность ФРГ – крупнейший потребитель энергии в Евросоюзе и без сомнения пострадает сильнее остальных в случае введения эмбарго на закупки энергоносителей из России. Рост цен в немецкой промышленности сегодня превышает печальные показатели 1970-х, когда страну накрыла волна стагфляции. Прогнозы высокой и затяжной инфляции стали общим местом в устах местных экономистов. Так весной, в адрес лидеров Евросоюза прозвучали предупреждения, что единая европейская валюта может пасть жертвой инфляции, если ее период затянется надолго. Кроме того, инфляция чревата не только тяжелыми экономическими последствиями, но и угрожает спровоцировать социально-политическую нестабильность.
Для борьбы с инфляцией, ЕЦБ необходимо поднимать базовую учетную ставку, по которой он одалживает деньги банкам. В данный момент, большинство наблюдателей ожидает, что к концу нынешнего года ставка вырастет. В то же время, ЕЦБ вынужден проявлять крайнюю осторожность, поскольку повышение ставки существенно повышает риск долгового кризиса в ряде стран. Если ставку всё же придется повышать, то облигации стран, испытывающих самые большие трудности с обслуживанием своих долгов, начнут дешеветь. Однако при этом вырастет та самая «доходность», то есть стоимость обслуживания обязательств, с которыми они уже сейчас едва справляются. И в наиболее опасном положении, как и десять лет назад, вновь окажутся Греция и Италия.
Примечательно, что ставка в 2 процента грозит немалыми проблемами даже наиболее сильным экономикам Евросоюза. По подсчетам The Economist, даже для «крепкой как скала» Германии, стоимость обслуживания госдолга которой наименьшая в ЕС, цена новых заимствований возрастет на существенную величину – до 1,8 процента при размещении 10-летних облигаций. «Менее года назад» немецкое правительство занимало под отрицательную ставку в минус 0,5 процента годовых. Что уж говорить об Италии, для которой два процента могут оказаться абсолютным пределом возможного. Если же ЕЦБ будет вынужден поднять ставку еще выше, итальянская экономика «зашатается». Ставка в 4 процента, скорее всего, окажется для Рима уже неприемлемой. А Евросоюз в целом окажется перед практически неразрешимой дилеммой, когда придется делать крайне жесткий и болезненный выбор между сдерживанием инфляции и защитой наиболее обремененных долгами стран-членов от банкротства.
При всем том, слишком жесткие антиинфляционные меры Европейского центрального банка способны спровоцировать замедление, и даже спад в экономике ЕС, рост которой и без того неуклонно тормозят скачущие вверх цен на нефть, газ и уголь. Один из главных факторов - санкционные ограничения на закупки энергоносителей из России. Второй – вызванный этими санкциями рост цен на мировых рынках. Те сектора европейской экономики, которые особенно чувствительны к колебаниям стоимости энергии, уже пострадали. В целом, нехватка энергетического сырья, в первую очередь, природного газа, может привести к необходимости введения лимитов на поставки электроэнергии, что, в свою очередь, угрожает рецессией.
По мнению оптимистов, сегодня, в отличие от предыдущего долгового кризиса, европейские финансовые власти лучше подготовлены для борьбы с кризисом. ЕЦБ накопил опыт, а архитектура еврозоны сейчас «стала прочнее». Вместе с тем, для сохранения жизнеспособности единой европейской валюты в средне- и долгосрочной перспективе, странам-участницам придется заняться крайне болезненным с политической точки зрения вопросом делегирования какой-то части бюджетно-налогового суверенитета в пользу гипотетического «общего» наднационального «минфина». Иначе ЕС и дальше предстоит дорогостоящее, если не вовсе безнадежное, противостояние циклическим колебаниями экономики с помощью одних лишь монетарных мер.
По мнению же пессимистов, ЕЦБ предстоит «разрываться» между продолжением покупки долговых обязательств «наиболее проблемных стран» и необходимостью повышать учетную ставку для сдерживания инфляции. Ситуация крайне противоречива. Не ясно даже, существует ли из нее в принципе более-менее приемлемый выход. В теории, понизить инфляцию можно также путем продажи гособлигаций с баланса ЕЦБ. Но такая практика вновь усугубит угрозу суверенных дефолтов. Пока что всё, к чему удалось прийти руководству европейского регулятора – хрупкое согласие придерживаться принятого решения о прекращении покупки гособлигаций стран ЕС с 1 июля.
Наконец, удары по европейской экономике продолжает наносить и главный номинальный союзник за океаном. Под прикрытием риторики о необходимости «сдержать Россию», Вашингтон добивается от ЕС введения всё новых санкций против Москвы. Однако на практике он таким образом наносит подспудный ущерб европейским конкурентам фирм США. Эксперты предрекают и новый раунд валютной войны между долларом и евро: поскольку доллар в последние месяцы дорожает, что, по мнению американских политиков, дает «необоснованные» преимущества европейским и китайским экспортерам. Между тем, рост еврозоны по-прежнему «сильно зависит» «и от соответствующего экспорта капитала».
Угрозы рецессии, инфляции и долгового кризиса «наступают» на Евросоюз с трёх сторон. Макроэкономическая ситуация балансирует между неопределенностью и дальнейшим ухудшением. Растут и риски геополитического характера. При всем том, смешанный характер экономической модели Евросоюза требует принятия мер, противоречащих друг другу. Одним словом, в предстоящие месяцы, европейским экономическим и финансовым властям не позавидуешь.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs