Г.И.Семирадский, «Талисман», 1881 г.
Услышав, что в Москве в Новой Третьяковке на Крымском валу,10 открывается выставка Генриха Семирадского, многие москвичи поспешили в первые же дни попасть на экспозицию. Верилось с трудом, что картины этого выдающегося художника XIX - начала XX вв. можно будет собрать на едином пространстве, поскольку большинство из них находятся в частных коллекциях, в музеях России их можно перечесть по пальцам, а многие из полотен, фресок, рисунков были утрачены, лишь те, что сохранились, остались за рубежом, - большую часть жизни живописец прожил вне России, в Италии.
Ярчайшая индивидуальность, Генрих Семирадский был академиком и профессором Императорской академии художеств, а также – академий живописи Рима, Турина, Берлина, Стокгольма, членом-корреспондентом Французской академии изящных искусств. Он родился в слободе Ново-Белгород, ныне поселок Печенеги, под Харьковом, в дворянской семье врача, польского офицера царской армии. Первым его учителем живописи был Дмитрий Безперчий, ученик Карла Брюллова, что и определило приверженность будущего мастера академической школе. Оканчивая Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, Семирадский уже заявил о себе как о личности большого масштаба, что и подтвердил своим творчеством и редким талантом живописца, знатока истории, отечественной и зарубежной, а также - литературы, знанием национального костюма, бытописания. Его дипломной работой стала картина «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» (1970), она открывает экспозицию нынешней выставки на Крымском валу.
В неё вошли также его широко известные и масштабные полотна «Христос у Марфы и Марии» (1886), «Грешница» (1873), «Светочи христианства» (1882), «Танец среди мечей» (1881), «Похороны руса в Булгаре» (1883), «Тризна дружников Святослава после боя под Доростолом в 971 году» (1884), «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» (1869), «Оргия времен Тиберия на острове Капри» (1881), «Св. Александр Невский принимает папских легатов», (1876, эскиз для Храма Христа Спасителя в Москве), «Фрина на празднике Посейдона в Эвлезине» (1889). Стоит подчеркнуть, что охват тем и мастерское воплощение замыслов дает представление о широчайшей эрудиции и основательном образовании, в том числе и музыкальном, Генриха Ипполитовича Семирадского.
«Аллегория Музыки. Этюд для левой группы занавеса Краковского оперного театра»(1894)
К сожалению, его великолепная портретная живопись представлена лишь двумя полотнами - «Портрет римлянки» (1889) и «Автопортрет» (1876-1878).
«Портрет молодой римлянки» (1889)
«Автопортрет» (1876-1878)
Между тем такие картины, как «Талисман» (1881), «Новый браслет» (1883), «У водоема» (1895) и другие полотна с сюжетами пасторальной жизни римских предместий компенсируют отсутствие иных шедевров Семирадского. В экспозицию включены уцелевшие фрески художника, сбитые с уничтоженного в 1931 г. Храма Христа Спасителя в Москве. В формате электронной презентации можно увидеть карандашные и акварельные рисунки Семирадского, выполненные к оформлению плафонов оперных театров, дворцов, декораций. Выставка впечатляет не своей масштабностью, а тщательностью отобранного материала и насыщенностью информации о творчестве выдающегося мастера «золотого века» живописи – Генриха Семирадского. Выставка открыта до 3 июля с.г. включительно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs