Редакция журнала «Международная жизнь» обратилась к эксперту по ракетным вооружениям Владимиру Козину – члену-корреспонденту Академии военных наук Российской Федерации, ведущему эксперту Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России, с просьбой прокомментировать появление России нового ракетного оружия, которое назвали «Сармат». И, надо сказать, что возможности нового российского оружия производят сильное впечатление.
- Что такое ракета «Сармат»? В чем её стратегические возможности, от которых содрогнулся, например, Лондон?
- Да, 20 апреля Россия успешно провела испытания, как это называется на профессиональном языке, ракетного комплекса стратегического назначения (РКСН) с новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) тяжелого класса «Сармат». Главное – во время испытаний были подтверждены расчетные характеристики на всех этапах полета этой ракеты.
Надо отметить, что «Сармат» это комплекс, который придет на смену комплекса советского производства «Воевода», и в этом – преемственность и нашей научной, и нашей военной мысли. Ничто не оказывается невостребованным, если это эффективно.
- Какие известные характеристики нашего нового ракетного оружия можно указать, не нарушая «военной тайны»?
- По многим основным характеристикам новый ракетный комплекс не будет иметь аналогов в мире в обозримой перспективе. Вы только представьте себе, что «Сармат» это – самая мощная в мире боевая МБР наземного базирования. Беспрецедентная масса ее полезной нагрузки и универсальность боевой платформы позволяют оснащать «Сармат» всеми типами современных и перспективных боевых блоков, включая гиперзвуковой планирующий крылатый боевой блок «Авангард».
И главное – характеристики ракеты «Сармат» позволяют доставлять боевые блоки к объектам поражения по баллистической траектории на большую дальность – до 18 тысяч км. Что дает возможность поражать любые объекты на территории потенциального противника, как с северного, так и с южного направления Земли.
- Значит, ПВО/ПРО противника не сможет контролировать подлет «Сармата»?
- Естественно. Во-первых, у «Сармата» короткий разгонный участок ракеты (значительно меньше, чем у МБР «Воевода»), что существенно затрудняет ее обнаружение и перехват средствами противоракетной обороны. Да и средства противодействия системам ПРО обеспечивают гарантированное преодоление боевыми блоками «Сармата» любых рубежей «противоракетного щита» любой недружественной стороны.
Чтобы поняли наши противники – боевые блоки МБР «Сармат» в полете будут сопровождаться большим количеством неотличимых от них ложных боеголовок. Задача перехвата такого количества целей – практически невыполнима, как для существующих, так и для перспективных систем ракетного перехвата, имеющихся у других государств. Так что…
- Тем не менее, только что американский «Google Maps» намеренно рассекретил снимки из космоса с изображением ключевых военно-стратегических объектов России. И теперь любой желающий может увидеть через американский источник Google и шахты ядерных российских ракет, и наши истребители пятого поколения, и базу российских подводных лодок на Камчатке.
- Ну, и пусть развлекаются…
- А, если страны НАТО потребуют, как в конце 1980-х, чтобы мы уничтожили свой ракетный потенциал? Надеюсь, «Сармат» это, как в те времена, не предмет «размена»?
- Вы правы. Времена кардинально изменились. И, например, в случае обращения военно-политического руководства стран-участниц НАТО за какими-то разъяснениями по поводу новой МБР России представляется правильным обратить их особое внимание то, что «РКСН «Сармат» не подлежит обсуждению на будущих переговорах или консультациях с Соединенными Штатами по проблематике каких-то новых сокращений стратегических наступательных ядерных вооружений (СНЯВ)». И они такой ответ поймут.
- Интересно – почему?
- По двум ключевым причинам. В-первых, ракета «Сармат» поименно не упомянута в договоре СНВ-3, который был продлен до 2026 года. Как говорится, «Простенько, но со вкусом…» Во-вторых, по условиям названного Договора «Сармат» может считаться ракетой «существующего типа» только после того, когда завершится весь цикл ее испытаний, и когда начнется ее массовое производство, и когда она будет принята на вооружение РВСН, что может произойти в конце 2022 года. МБР «Сармат» не может быть заранее включена в формулы каких-то будущих сокращений СНЯВ между Россией и США.
Во-вторых, у самих американцев такой ракеты нет. И неизвестно, когда и с каким качеством они нечто подобное создадут. Если использовать терминологию карточных игр: нашего козырного туза на американскую некозырную шестерку не меняют.
Кроме того, мы пока не получили от Вашингтона и НАТО никаких гарантий нашей национальной безопасности, о чем мы поставили перед ними вполне законный вопрос еще в конце прошлого года. Одновременно нельзя не учитывать американо-НАТОвские средства передового базирования в виде «чикагской триады», созданной на саммите Атлантического альянса в Чикаго в 2012 году, в которую вошли ракетно-ядерные вооружения, комбинированные противоракетные системы и силы общего назначения, оснащенные тяжелыми вооружениями.
- Они дождались. И мы ответили.
- Кончено. Немаловажно добиться того, чтобы отношения России и США сначала были доведены до нормального состояния. И в дальнейшем, чтобы они строились на основе взаимоприемлемых принципов равенства и равной, неделимой безопасности, юридически обязывающих гарантий безопасности, а также с реальным учетом всех факторов, которые определяют стратегическую стабильность в мире.
- «Сармат» нам в помощь!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs