С середины марта нынешнего года ряд ведущих американских СМИ публикуют материалы, авторы которых приходят к выводу, что обвинения, выдвинутые ранее в адрес сына действующего президента США, могут иметь под собой веские основания. Уже несколько лет Хантера Байдена подозревают в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Главный вопрос – что знал об этих делах его отец.
Поведение и «неразборчивость» в деловых связях Хантера Байдена давно беспокоят сторонников его отца и вызывают повышенный интерес республиканцев. К примеру, в 2014 году случился скандал в связи с увольнением Байдена-младшего из резерва Военно-морских сил из-за «положительного теста на кокаин». После прихода к власти Дональда Трампа, республиканцы в Конгрессе заинтересовались делами Хантера Байдена на Украине, а затем и в Китае. К расследованию вскоре присоединился советник и личный юрист Трампа Рудольф Джулиани. Свой вклад пытались внести и расследователи-одиночки.
Первоначально, основные баталии завязались вокруг интерпретации роли Хантера в одном резонансном коррупционном скандале на Украине. В феврале 2015 года там был назначен новый генпрокурор, которым стал Виктор Шокин. Одно из громких расследований, доставшихся ему «в наследство», касалось энергетической компании Burisma, принадлежавшей Николаю Злочевскому, бывшему министерству экологии и природных ресурсов.
Burisma обратилась за помощь к юристам из США, среди которых оказался и Хантер Байден. Это «позволило Burisma создать впечатление, что ее поддерживают влиятельные американцы». Помимо прочего, «деловые партнеры Хантера» привлекли к работе консалтинговую фирму Blue Star Strategies, первую скрипку в которой играют «ветераны администрации Клинтона». По данным американских СМИ, Blue Star, помимо прочего, провела в Киеве две встречи с видным украинским политиком и юристом Юрием Луценко. Правда, в дальнейшем сам Луценко категорически отрицал факт подобных встреч.
Дальше на сцене появился сам Джо Байдена - в качестве вице-президента в администрации Обамы. В марте 2016 года, в ходе визита в Киев, как позднее писала The New-York Times, Байден-старший «пригрозил удержать 1 млрд. долларов в виде кредитных гарантий США», если руководство Украины не уволит генпрокурора Шокина, которого Вашингтон обвинял в попустительстве коррупции. И позднее той же весной Шокин был отправлен в отставку. В мае 2016 года генпрокурором Украины стал Луценко. Первоначально, он продолжил расследование в отношении Burisma. Однако спустя 10 месяцев представители Burisma объявили, что генпрокуратура и суды «"полностью закрыли" все разбирательства в отношении Злочевского и его компаний».
Согласно информации The New York Times, Хантер Байден стал членом правления Burisma в апреле 2014 года. С этого момента и до конца 2015 года Burisma «выплатила 3,4 млн. долларов компании Rosemont Seneca Bohai LLC». В ходе судебного разбирательства по одному делу, проходившему в США против владельца Rosemont Seneca Bohai LLC, были обнародованы банковские документы, согласно которым эта фирма «совершала регулярные платежи Хантеру Байдену», достигавшие «суммы около 50 тыс. долларов в некоторые месяцы».[i] Лишь весной 2019 года Хантер Байден сделал заявление о том, что покидает правление Burisma.
Поздней осенью того же года, по данным западных СМИ, в одну из ремонтных мастерских в штате Делавэр, на родине семьи Байден, человек, очень похожий внешне на Хантера, сдал на ремонт ноутбук. За которым в дальнейшем никто так и не пришел. Примерно в то же время, как выяснили позднее журналисты, Минюст США начал в отношении Хантера расследование по подозрению в уклонении от уплаты налогов и отмыванию денег. В декабре за портативным компьютером явились агенты ФБР, предъявившие ордер.
При этом один из сотрудников сервиса сделал копию содержимого жесткого диска, которую, со временем, сумел передать Джулиани. А тот, в свою очередь, осенью 2020-го, предложил предполагаемый компромат ряду консервативных медиа, включая The Wall Street Journal и Fox News. Однако опубликовать материалы первоначально согласился лишь таблоид The New York Post. Новая порция обвинений в адрес Байдена-младшего появилась в октябре 2020-го, незадолго до начала голосования на президентских выборах.
На жестком диске, в частности, обнаружился имейл от 2015 года от одного из руководителей фирмы Burisma. Как написала the New York Post, в сообщении топ-менеджер Burisma благодарил Байдена-младшего за то, что Хантер представил его своему отцу - Джо, занимавшему на тот момент пост вице-президента США.
Что важнее, появился новый - «китайский», сюжет. Сообщение от 2017 года от одного из деловых партнеров Хантера посвящено деталям соглашения о создании совместного предприятия с энергетической компанией CEFC China Energy из Шанхая. В проекте соглашения, в частности, упоминается, что долю в 10 процентов акций будущей компании «получит Х – в интересах большого парня». В 2020 году, один из партнеров в предполагаемой сделке, бизнесмен Тони Бобулински, был приглашен на предвыборное мероприятия республиканцев, где сделал заявление. Бобулински утверждал, что «Х» относится к Хантеру Байдену, а «большой парень», который должен получить 10 процентов, Джозеф Байден.
Некоторые «сальные» подробности о частной жизни Хантера, которыми The NY Post сопроводила свои материалы, вызвали скептическое отношение ведущих американских изданий ко всему делу. Через день после публикации, The Washington Post сообщила о предупреждении, направленном спецслужбами США в Белый дом, согласно которому Джулиани якобы является «объектом тайной операции, проводимой русскими». NBC News сообщала в те же дни, что электронные письма изучаются представителями спецслужб на предмет наличия признаков «операции иностранной разведки».
Однако дальнейшая тщательная проверка данных, находившихся на диске злополучного ноутбука, историю «ремонта» которого не стал категорически отрицать и сам Хантер, изменила отношение многих былых скептиков. К числу таких людей, к примеру, относится Бен Шрекинджер (Ben Schreckinger), корреспондент известного американского ресурса Politico, и автор книги «Байдены», в которой он описывает политическое восхождение семьи Байденов и деловые связи Хантера и его дяди Джима, брата Джо Байдена. Шрекинджер отметил, что одним из моментов, заставивших его отнестись к данным серьезно, стал тот факт, «как часто» деловые партнеры семьи Байден «получали повестки и оказывались субъектами расследований» со стороны федеральных правоохранительных структур США.
Сейчас, продолжается, как выяснилось, и расследование Минюста США в отношении самого Хантера. Подтверждением этого стал, в частности, материал The New York Times, вышедший в середине марта нынешнего года по мотивам «электронной переписки с ноутбука». В конце марта вышла большая публикация The Washington Post, которая также сочла данные о сомнительных связях Байдена-младшего с иностранными деловыми кругами «достоверными».
Из публикации WP следует, что «материалы с жесткого диска» подтвердили как уже известные детали, так и пролили свет на новые документы, показывающие взаимодействие семьи Байден с бизнесменами из КНР. Вместе с тем, журналисты вашингтонского издания «не обнаружили» свидетельств того, что «совместное предприятие» принесло какой-либо доход. В 2018 году из КНР пришли сообщения, что глава CEFC Е Цзяньмин (Ye Jianming) был арестован. А сама компания объявила себя банкротом в 2020-м.
Тем не менее, согласно материалам, в течение 14 месяцев компания выплатила 4,8 млрд. долларов компаниям, которые контролировали Хантер Байден и его дядя, брат нынешнего президента США. Об этом свидетельствуют «правительственные документы, записи судебных заседаний, обнародованные недавно банковские документы», а также электронная переписка, находящаяся на жестком диске ноутбука. The Washington Post приходит к выводу, что совокупность данных наглядно демонстрирует, какими путями члены семьи Байден извлекали материальную выгоду из родственных связей с Джо Байденом, когда тот занимал высокие государственные должности.
По словам наблюдателей, мнение которых приводит британский таблоид The Sunday Times, детали деловых отношений Хантера с иностранными компаниями привлекли к себе столь большое внимание прежде всего вследствие родственных связей их фигуранта. При этом «они вызывают некоторые вопросы, но в них нет чего-то по-настоящему криминального». Сторонники и противники Байденов расходятся и в оценке того, принимал ли сам Джо Байден участие в обсуждении потенциальных сделок.
С одной стороны, на момент времени, когда происходило обсуждение различных сделок, Джо Байден не занимал никаких государственных должностей, и не заявлял о намерении баллотироваться в президенты. С другой стороны, заявления того же Бобулински ставят под сомнение неоднократные утверждения Джо Байдена о том, что он «никогда не обсуждал» вопросы ведения бизнеса с иностранными компаниями со своим сыном.
Джессика Тиллипман (Jessica Tillipman), доцент факультета законодательства в сфере государственных закупок в школе права при Университете Джорджа Вашингтона утверждает, что взрослые дети не связаны этическими ограничениями и правилами, предусмотренными для самих государственных служащих. Формально, считает она, «это отвратительно. Но ничего юридически незаконного» в действиях Хантера нет. Между тем, республиканцы настаивают, что деловые отношения семьи Байденов представляют из себя серьезные правонарушения с точки зрения конфликта интересов.
Публикации с новыми разоблачениями сомнительных связей семьи президента способны укрепить позиции сторонников Республиканской партии. По меньшей мере, в преддверии промежуточных выборов, которые пройдут в нынешнем ноябре. Многие американские консерваторы убеждены, что большая часть ведущих СМИ США, а также основные социальные медиа, изначально пытались замять всю эту история, потенциально компрометирующую самого Джо Байдена, с целью не допустить ее негативных последствий для предвыборной кампании кандидата от демократов. Как отмечает The Washington Post, в то время как Дональд Трамп всё еще пытается оспорить результаты выборов … «сага о ноутбуке Хантера» подпитывает нарратив о наличии политической предвзятости на всех этажах американского политического класса и идею, что доверять нельзя никому.
Если скандал вокруг электронных писем Хантера вернется в центр общественного внимания, то нельзя исключать, что действующий глава Белого дома столкнется с угрозой импичмента. На посту президента Байден-старший часто проявляет себя как человек, склонный забывать или перевирать общеизвестные факты. Это даже подается как часть «фирменного стиля дедушки Джо». В ближайшем будущем ему придется не раз убеждать американских избирателей, что он действительно «ничего не знал». Так что отцу, похоже, все таки придется отвечать за сына, да и за себя тоже.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs