ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Переговоры по урегулированию ситуации на Украине – или перспективы «Стамбульского формата»

10:50 11.04.2022 • Денис Батурин, политолог

6 апреля пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков в очередной раз заявил, что Москва признает Владимира Зеленского президентом Украины, что Россия не имеет планов по устранению главы Украины, а итогом переговоров должна стать встреча президентов России и Украины.[i]

7 апреля Дмитрий Песков также сказал: «Надеемся, что спецоперация на Украине в ближайшие дни или в обозримом будущем достигнет своих целей или закончится путем переговоров. (…) Операция на Украине может закончиться дипломатическим путем, это зависит от украинской позиции и согласия с российскими условиями».[ii]

Возьму на себя смелость добавить, что спецоперация закончится после достижения ее целей и путем переговоров. Ход боевых действий и, что важно, способ ведения войны украинской стороной говорят о том, что цели спецоперации определены и заявлены верно, и здесь не может быть компромиссов.

Более четкое отражение настоящей ситуации с переговорами можно получить от министра иностранных дел России Сергея Лаврова. 7 апреля он дал обширный комментарии относительно переговорного процесса с Украиной. Вот ключевые высказывания и тезисы:[iii]

  • США и их союзники толкают украинское руководство на продолжение боевых действий.
  • Недоговороспособность Киева и его линия «на затягивание и даже подрыв переговоров через отход от достигаемых пониманий»: «Видим в этом проявление того факта, что киевский режим контролируется Вашингтоном и его союзниками, которые толкают президента [Украины Владимира] Зеленского на продолжение боевых действий».
  • Россия продолжит переговорный процесс с Украиной, продвигая свой проект соглашения, несмотря на все провокации.
  • Россия не исключает, что украинская сторона будет выдвигать все новые условия на переговорах, такой сценарий для Москвы неприемлем: «Наверняка на следующем этапе украинская сторона попросит вывести войска и будет нагромождать новые предварительные условия. Этот замысел понятен, но он неприемлем».
  • Отход Киева от стамбульских положений: «Вчера [6 апреля – Д.Б.] украинская сторона представила в переговорную группу свой проект соглашений, в котором налицо отход от важнейших положений, зафиксированных на встрече в Стамбуле 29 марта, причем зафиксированных в документе, под которым стоит подпись главы украинской делегации Арахамии». Как указал министр, в стамбульском документе Киев четко сформулировал, что будущие гарантии безопасности Украины не распространяются на Крым и Севастополь: «Во вчерашнем проекте эта четкая констатация отсутствует, вместо нее предлагаются размытые формулировки о некоем «эффективном контроле» по состоянию на 23 февраля. Кроме того, фигурирует идея о том, чтобы проблемы Крыма и Донбасса были вынесены на встречу президентов России и Украины».
  • «Наверняка на следующем этапе украинская сторона попросит вывести войска [РФ] и будет нагромождать все новые и новые предварительные условия. Этот замысел понятен, и он неприемлем».
  • После стамбульской встречи в ответ на «ростки реализма» в украинской позиции российские войска провели деэскалацию на киевском и черниговском направлениях в качестве жеста доброй воли и стимулирования движения к договоренностям. «В ответ - провокация в Буче, которой тут же воспользовался Запад для объявления новой порции санкций, а также зверства по отношению к российским военнопленным со стороны украинских неонацистов», - констатировал глава МИД РФ.
  • В документе, подписанном Арахамией в Стамбуле, сказано, что в контексте нейтрального, внеблокового, безъядерного статуса Украины любые военные учения с участием иностранных контингентов проводятся только с согласия всех государств - гарантов, включая Россию. Лавров отметил: «Однако в поступившем вчера проекте договора это недвусмысленное положение тоже заменено. Теперь речь идет уже о возможности проводить учения с согласия большинства государств - гарантов без всякого упоминания России».

Хронология и суть событий, изложенная Лавровым говорит об одном – позиция Киева была откорректирована после возвращения украинской делегации из Стамбула, после деэскалации на киевском и черниговском направлении, поводом и одновременно инструментом такой коррекции стала провокация в Буче, направленная на срыв стамбульских договоренностей и дискредитацию деэскалации со стороны России, а также на дискредитацию российских военных. Не говоря уже о том, что провокация в Буче стала циничной попыткой «замести под информационный ковер» и факты военных преступлений украинских националистов, задокументированные ими же самими и выложенные в сеть.

Дальнейшим закреплением контроля Вашингтона над украинской властью и подтверждением намерений затянуть боевые действия является решение Сената США от 7 апреля одобрить законопроект о поставках Украине вооружения по программе ленд-лиза (сдача в аренду или передача в долгосрочный кредит военной техники и снаряжения): «Законопроект предполагает предоставление президенту США расширенных полномочий по заключению соглашений с украинскими властями по поставкам вооружений «для защиты населения Украины от российского военного вторжения и для других целей». Документ позволит главе государства обходить бюрократические препятствия — это ускорит доставку оружия».[iv] Теперь дело за Конгрессом, после одобрения палатой общин законопроект будет отправлен на подпись президенту.

Ленд-лиз - это тройной цинизм со стороны Вашингтона: во-первых, это намерение затянуть боевые действия и «афганизация» Украины, во-вторых, за эту военную помощь Украине придется расплачиваться долгие годы, быть может и десятилетия, в-третьих, нельзя исключать что, есть намерение осуществить ленд-лиз за счет замороженных активов России, то есть, попросту говоря – украсть российские деньги.[v]

Однако, история с ленд-лизом вскрывает еще одну грань украинского кризиса, о которой было и так известно, вот только это лишнее подтверждение правильности и своевременности спецоперации на фоне намерений США. Речь о том, что законопроект был внесен в сенат еще в конце января текущего года, то есть – до начала Россией спецоперации. То есть конфликт был запланирован и подготовлен заранее.

Намерения Вашингтона и маневры Киева понятны. Не понятно вот что - нужен ли Европе «европейский Афганистан»? Нужен ли Европе энергетический и продовольственный кризис, а значит кризис экономический и производные от него социальные и политические кризисы? Для нас это вопросы риторические, для Европы это вопросы высокой степени актуальности, а ответы Европа получает от общества уже сейчас, ответы в европейских странах разные – так как по-разному страны относятся к России. Венгры и сербы свои ответы дали, поддержав Орбана и Вучича соответственно – оба политика настроены на сотрудничество с Россией, в том числе энергетическое. 

Вернемся к военному аспекту. Первое – американцам и их союзникам стоит вспомнить российское заявление о том, что военные грузы и техника, которые пересекут границу Украины становятся мишенями в рамках задачи спецоперации по демилитаризации. Второе – европейцам стоит понять, что граничащие с Украиной страны превратятся в военно-логистические хабы в рамках ленд-лиза, с наращиванием присутствия американских военных. В каких-то странах это будет воспринято гражданами с энтузиазмом, в каких-то вызовет негативную реакцию общества, что усилить кризисные социально-политические проблемы, о которых говорилось выше. 

Особняком, как, впрочем, и всегда, стоит Турция. С одной стороны, Анкара не поддерживала и не поддерживает антироссийские санкции, с другой стороны сотрудничала с Киевом в военных вопросах. А после начала спецоперации добилась статуса переговорной площадки. «Стамбульский формат» - рискованная ставка президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Минские соглашения и Минский процесс ушли в небытие несмотря на участие Парижа и Берлина, затянулись на восемь лет, были прикрытием поставок оружия и подготовки украинской армии к удару по Донбассу, подготовки иностранными инструкторами военных и батальонов националистов. Интересный оттенок ситуации придает тот факт, что Турция была одной из стран, активно втянувшейся в военно-техническое сотрудничество с Украиной (пресловутые БПЛА «Байрактар»). Также министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу продолжает заявлять о «поддержке территориальной целостности Украины», а на кадрах с российско-украинских переговоров 29 марта в Стамбуле мелькает сбежавший из Крыма лидер Меджлиса крымскотатарского народа (организация запрещена в РФ) Мустафа Джемилев, с начала спецоперации обосновавшийся в Турции.

Интересы Анкары завязаны в сложный узел, имеют сложную систему балансировки с интересами России. За последние годы страны сталкивались и шли рядом, как это было и остается в Сирии, Москва оказала Эрдогану услугу, предупредив его несколько лет назад о готовящемся перевороте при содействии Вашингтона и в исполнении влиятельного политика-проповедника Фетхулаха Гюлена, укрывшегося в Штатах. Москва поставила Анкаре новейшие ракетные комплексы С-400, по поводу чего Эрдоган пережил бурю недовольства из Вашингтона и отказ в поставках истребителя F-35. И это помимо энергетического (от газа до атома) и экономического сотрудничества, вопросов туризма и торговли.

В том, что Турция стала переговорной площадкой есть несколько смыслов. Самый очевидный в том, что Минск Западу уже не подходит, хотя первые переговоры состоялись на территории Беларуси, по причине тесного взаимодействия с Россией. Не менее очевидно и то, что Турция не заинтересована в эскалации украинского кризиса, так как это означает дальнейшее усиление присутствия США в регионе, которые уже пытались «демократизировать» Турцию. Кроме того, Анкара опасается, что правила могут заменить право в отношении, например, конвенции Монтре, определяющей право Турции контролировать проливы Босфор и Дарданеллы. Но при этом, похоже, Турции не нужны и военные успехи России в рамках спецоперации.

Состоится ли «Стамбульский мир» - не факт, хотя Турция в лице президента Реджепа Тайипа Эрдогана желает этого, для повышения своей политической значимости, для региональной, а теперь и глобальной безопасности, демонстрации своего особого мнения и особой роли в НАТО, для укрепления влияния в Причерноморье.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати