ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Второй фронт на Украине – предположение или близкая реальность?

12:27 08.04.2022 • Михаил Леонов, журналист

В конце марта в Верховной Раде Украины были зарегистрированы два законопроекта. 22 марта 2022 г. был зарегистрирован законопроект 7204 «О запрете Московского патриархата в Украине»[1], а 26 марта – законопроект 7213 о внесении изменений к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях»[2]. Суть вышеуказанных законопроектов заключается в одном – ни много ни мало, а в полном запрете и уничтожении УПЦ МП. По сути дела, в условиях военного противостояния, нардепами Украины открывается против самих себя второй фронт – религиозный. Будет он за Украину или против - давайте разбираться.

Это уже не первая попытка со стороны законодательной власти поставить УПЦ МП вне закона.

Был принят закон № 2662-VIII от 20.12.2018 г. «О внесении изменений в статью 12 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях"», в котором сказано, что религиозным организациям, которые входят в структуру (являются частью) религиозной организации, руководящий центр которой находится в стране, признанной Украиной страной-агрессором, предписывается сменить название. Иными словами, от УПЦ МП требовалось переименоваться в «Русскую Православную Церковь в Украине».

Был так же закон 2673-VIII от 17.01.2019 г. «О внесении изменений в некоторые законы Украины о подчиненности религиозных организаций и процедуре государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица», который открывал определенные возможности для силового захвата храмов. В частности, он позволял перерегистрировать религиозные общины УПЦ МП не спрашивая согласия фактических членов этих общины.

Итак, для начала рассмотрим авторов законопроектов 7204 и 7213.

Законопроект № 7204 подан в Верховную Раду от имени народного депутата Савчук Оксаны Васильевны, члена партии ВО «Свобода». Уроженка г. Ивано-Франковска. По вероисповеданию позиционирует себя как приверженка УГКЦ, в 2018 г. она получила награду от Папы Римского Франциска. В ее активе также присутствует «церковный» орден из рук раскольнического «митрополита» Епифания Думенко. Взгляды О. Савчук характеризует тот факт, что во время обсуждения законопроекта № 2797 о запрете героизации нацизма и лиц, принимавших участие в Холокосте, она заявила, что бойцы гитлеровской дивизии СС «Галичина» – герои. К слову сказать, сей законопроект был «благополучно» провален[3].

Законопроект 7213 был подан от группы депутатов, большинство из которых избраны от партии «Голос». Авторы этого проекта: Совсун Инна Романовна, Пипа Наталья Романовна, Мазурашу Георгий Георгиевич, Лозинский Роман Михайлович, Бобровская Соломия Анатольевна, Рудык Кира Александровна, Юрчишин Ярослав Романович. Многие из них состояли в националистической организации «Пласт» и Украинской Галицкой Партии. Обращает на себя внимание и тот факт, что часть из них, как и Оксана Савчук, имеют близкие и теплые отношения с раскольниками. К примеру, Соломия Бобровская создала в Раде межфракционное объединение в поддержку ПЦУ, за что так же получила от «митрополита» Епифания Думенко «церковный» орден. Не брезгует общением с раскольниками и Ярослав Юрчишин.

Теперь перейдем к сути и содержанию самих законопроектов.

Согласно законопроекту 7204, с момента его принятия, на Украине останавливается деятельность УПЦ МП. Статья 1 гласит: «На территории Украины запрещается деятельность Московского патриархата – Русской православной церкви и религиозных организаций, которые являются частью Русской православной церкви, в том числе Украинской православной церкви».

Следующим шагом является принудительная национализация имущества УПЦ МП. В той же первой статье заявляется, что: «Вся церковная собственность высших органов церковной власти и управления <…>, в том числе Киевской митрополии Украинской православной церкви, синодальных учреждений, управления епархий, в течение 48 часов со дня вступления в силу этим законом инвентаризируется и национализируется».

В то же время запускается отсчет 14 дней, в течении которых поставленным вне закона епархиям, храмам, монастырям и учебным заведениям УПЦ МП дается возможность перейти либо в структуру раскольнической ПЦУ, либо сразу к конечному бенифициару запущенного Варфоломеем проекта[4] – униатам в лице УГКЦ. В этом случае гауляйтеры от госдепа и Фанара милостиво не будут отбирать имущество, а дадут возможность послужить в новом качестве украинскому (читай - ватиканскому) хозяину. Несогласных приходов, монастырей и духовных учебных заведений, отказавшихся менять юрисдикцию, ожидает запрет, а их имущество конфисковывается. С последующей, предположительно, передачей этого «национального» имущества раскольникам.

Одновременно с этим законодательно закрепляется уже имеющие место быть террор и расправы с несогласными духовенством и верующими: «Во время смены подчиненности религиозных общин, монастырей и духовных учебных заведений Московского патриархата Украина осуществляет проверку информации по антиукраинской или любой антигосударственной деятельности или коллаборационизма с российским агрессором и, в случае подтверждения этой информации, привлекает виновных к уголовной ответственности согласно действующему законодательству»[5].

Второй законопроект, № 7213, предполагает внесение изменений и дополнений в уже существующий закон «Про свободу совести и религиозные организации», а именно – должен дополнить статью 3 абзацем следующего содержания:

«Для охраны общественной безопасности и порядка запрещается деятельность религиозных организаций (объединений), которые непосредственно или как составные части другой религиозной организации (объединения) входят в структуры (являющиеся частями) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано совершившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины».

В принципе, если следовать буквальной букве данного законопроекта, на первый взгляд его положения не представляют угрозы для УПЦ МП. Поясню. Поскольку, данным законопроектом запрещается деятельность религиозных организаций, «руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины», к УПЦ МП он, по факту не имеет никакого отношения, ибо пункт 1 Устава УПЦ гласит: «Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве». А в Уставе Русской Православной Церкви и вовсе содержится категорическое заявление о том, что «Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве» (гл X. п. 4).

Однако, ошибочность такой трактовки показывает Пояснительная записка, в которой, в качестве примера «военной агрессии» и «работы на государство-агрессора» приводятся лживые «факты».

В этой записке, в частности, говорится: «В Украине продолжает свою деятельность по сути своей – разветвленная всеукраинская разведывательно-диверсионная структура, которая все эти годы работала и продолжает работать в пользу Путина – русская православная церковь в Украине (ранее – Украинская православная церковь Московского патриархата). К примеру, 25 февраля 2022 года в Киевской области возле Гостомеля был задержан протоиерей русской православной церкви в Украине – Михаил Павлушенко, помогавший русской армии. 16 марта 2022 года в Киеве задержали священника русской православной церкви в Украине отца Онуфрия. При обыске его дома было обнаружено, что он сотрудничал со спецслужбами РФ. И такие случаи неоднократны».

Не в рамках нашей публикации разбирать несостоятельность этих «фактов», однако ради объективности хочется сказать, что задержание протоиерея Михаила Павлушенко оказалось обычным недоразумением: правоохранители, задержавшие его, впоследствии, разобравшись в ситуации, отпустили домой, не предъявив никаких обвинений. А некоего «отца Онуфрия» (Тарасова) вообще в природе не существует – это обычный постановочный фейк, о чем Киевской Митрополией УПЦ МП было сделано официальное заявление[6].

Председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Р. Легойда, комментируя поданные законопроекты, и последствия их принятия, в частности высказал предположение, что законодатели Украины осознают очевидный их вред для государства: «С принятием любого из законопроектов, запрещающих Украинскую Православную Церковь, следует ожидать еще более ожесточенных расправ с представителями духовенства и с верующими канонической Церкви. Надеюсь, депутаты ВРУ и представители украинских властей проявят благоразумие, осознают тот вред, который нанесёт народу Украины возможное одобрение таких законопроектов».

Обращает на себя внимание противоречие духа этих законопроектов с заявлениями официальных лиц Украины. За 10 дней до подачи этих законопроектов, президент В. Зеленский в своем видеообращении от 12 марта 2022 г. заявлял: «Нужно быть сосредоточенными. Нужно всем нам, всем украинцам, и в дальнейшем сосредоточенно работать на оборону нашей державы. Работать вместе. Без внутренних расколов, поддерживая друг друга, по всей Украине, от Ужгорода до Мелитополя, от Чернигова до Мариуполя, от Львова до Харькова».

В то же время сам Зеленский свидетельствовал о лояльности и помощи со стороны УПЦ МП украинским гражданам, оказавшимся в зоне боевых действий: «В этот день мы отправили очередной гуманитарный груз в Мариуполь. Я благодарен каждому водителю, который пытается реализовать эту сложную миссию, представителям Церкви, которые присоединились к попыткам защитить гуманитарный коридор в Мариуполь от обстрелов». Гуманитарный конвой в Мариуполь, о котором говорил Президент, сопровождал лично Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.

Впрочем, одно дело – надеяться на здравомыслие и совсем иное дело – объективно оценивать реальность. А она, как мы видели на примере принятия законов 2662-VIII и 2673-VIII, мягко говоря, далека от здравомыслия.

Далека она и по той причине, что не смотря на реальные дела помощи украинским военнослужащим и простым гражданам со стороны канонической Церкви, продолжаются разгромы и грабежи храмов УПЦ МП со стороны националистов – во власти и вне её; избиения, провокации и исчезновения настоятелей храмов и игуменов монастырей; запреты на деятельность приходов УПЦ МП на уровне региональных властей.

Объективная реальность, как я уже неоднократно указывал, состоит и в том, что конечная цель церковных процессов запущенных на Украине, предполагает окончательное поглощение украинского православия католической Церковью в лице униатов (УГКЦ), еще одним, косвенным, свидетельством чего является авторство этих законопроектов.

Как я уже упомянул в начале статьи, вполне предполагаемо, что принятие данных законопроектов в качестве закона, вызовет появление второго фронта в самой Украине. Во-первых, вполне предсказуемо, что его выполнение потребует задействование армии и нацполиции в «усмирении» духовенства и прихожан объявленной вне закона Церкви. А во-вторых, учитывая массовость розданного безконтрольно оружия и наличие прихожан УПЦ МП в числе самих ВСУ, можно только представить – какая может начаться церковно-гражданская схватка. 

Однозначно: очень хотелось бы разделить оптимизм господина Легойды, однако объективная реальность свидетельствует о том, что здравомыслие не присутствует в арсенале большинства народных избранников Украины и законопроекты не будут отклонены. Хотя, кто его знает…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати