ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Праздники и будни Исламской Республики Иран (о новогоднем выступлении верховного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи)

11:58 29.03.2022 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Праздник Ноуруз

В Исламской Республике Иран (ИРИ) - весенние праздники. Иранцы отмечают Ноуруз (новый день на фарси) – новый 1401 год по календарю солнечной хиджры. Пожалуй, это самый «правильный», самый «научный» новый год на Земле. Ведь, именно 20 марта точно в выверенный астрономами миг (в 2022 г. – 18 часов, 33 минуты, 23 секунды по московскому времени) Солнце пересекло небесный экватор, и в северном полушарии Земли наступила астрономическая весна, то есть пришел новый год.

В Иране - это традиционный народный праздник, уходящий корнями вглубь истории. Его отмечали на Востоке ещё до VII века до н.э. Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратустры – основателя зороастризма.

В современном Иране Ноуруз отмечают с 21 марта – первого дня нового года – и в течение 13 последующих дней до 2 апреля, когда иранцы уезжают на пикники, прославляя весеннее возрождение природы. Этот день называется Сизда бе дар (тринадцатый день на открытом воздухе) или День природы, которым и завершаются новогодние праздники Ноуруза. Интересно, что в эти праздничные дни входит и официальный государственный праздник – День Республики, который отмечается с 1979 г. 1 апреля, когда на основе результатов общенационального референдума была провозглашена Исламская Республика Иран.

Политические будни

Праздники праздниками, но они не устраняют проблемы, не снижают накал конфликтов и противоречий, они лишь дают передышку в их решении.

По традиции в первый день нового года верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи выступил с телевизионным обращением к народу по случаю Нового 1401 года.[1]

Его речь была посвящена многим внешнеполитическим и внутренним проблемам. Отдав должное борьбе Исламской Республики с мировым империализмом, лидер сказал: «Когда рассматриваешь текущие мировые события, истинность и правильность действий иранского народа перед лицом мирового империализма становятся все более ясными». Подчеркнув, что выбор иранской нации - это стойкость, недопустимость капитуляции и зависимости, сохранение суверенитета и внутреннее укрепление режима, иранский лидер заявил: «Эти решения были правильными и национальными по духу».

Коснувшись событий в Афганистане, бомбардировок народа Йемена, казней в Саудовской Аравии, ситуации на Украине, верховный лидер обвинил в этом США и подчеркнул, что «все эти события свидетельствуют о том, что миром правят тьма и кровожадные волки». Резюмируя, аятолла Хаменеи сказал: «Сегодня происходит один из самых позорных и скандальных моментов современной истории империализма, и народы мира непосредственным образом наблюдают за этим насилием и применением двойных стандартов».

Важным моментом в выступлении Хаменеи была несколько завуалированная, но всё же поддержка проходящих в Вене переговоров по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД – ядерной сделки). Так, лидер ИРИ заявив о необходимости полагаться, прежде всего, на собственные силы в экономике, отметил: «Однако это не означает, что мы не будем добиваться отмены санкций. Я поддерживаю тех, кто действует в этом направлении». Здесь следует пояснить, что в дипломатической лексике Тегерана нет термина «восстановление СВПД» или «возвращение США и ИРИ к СВПД» – только переговоры о снятии финансово-экономических санкций и борьба за достижение этой цели. При этом никто не сомневается, что именно от верховного лидера, в конечном итоге, зависит, согласится ли Иран на естественные и необходимые компромиссы в Вене и возвращение к СВПД. Несмотря на то, что венские переговоры были бы невозможны без его одобрения, Хаменеи всегда воздерживался от публичных выступлений и конкретики по данному вопросу. Однако даже его скромные намёки много значат для венского переговорного процесса. Особенно в настоящее время, когда, по мнению участников переговоров, стороны, как никогда близки к положительному итогу. Поговаривают, что соглашение по восстановлению СВПД будет достигнуто после празднования Ноуруза.

Несмотря на то, что определённое место в выступлении Хаменеи было уделено пропагандистскому удару по мировому империализму и намёкам по СВПД, всё же главной темой его речи была экономика. Как он сказал, «экономика является ключевым вопросом для Ирана».

Будни экономики

Состояние иранской экономики сложное. Страна уже десятилетие находится в фазе экономического падения и замедления. Годовой темп роста ВВП в 2018 г. составил минус 38%, в 2019 – минус 18%, в 2020 – минус 24%.[2] Хотя в 2021 г. ВВП страны увеличился, по данным Всемирного банка, на 6,2%, однако такой рост объясняется эффектом низкой базы. Реальный ВВП в предыдущем финансовом году, закончившемся в марте 2021 года, оставался на том же уровне, что и десять лет назад.[3] ВВП на душу населения ежегодно снижался - с $7900 он упал до $2300.[4] Показатель безработицы приблизился к 10%.[5]

На экономику ИРИ отрицательным образом воздействует много факторов. Не вдаваясь в сложные подробности ситуации, можно привести лишь одну показательную цифру - $100 млрд. Это те деньги, которые Иран потерял с 2018 г. из-за введения американцами блокады на закупки у ИРИ её нефти. Об этом заявил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане.[6]

Поэтому совершенно естественно и прагматично, верховный лидер Ирана обратил внимание на необходимость отмены санкций.

При этом, пожалуй, наиболее пагубное влияние на экономику оказывает неэффективное управление ею. Одна из причин - значительное число высококвалифицированных специалистов покидают ИРИ. Иран занимает 1-е место среди 91 развивающейся страны по утечке мозгов. Ежегодно из Ирана эмигрируют от 150 тыс. до 180 тыс. квалифицированных и образованных граждан. При этом даже официальные лица Ирана заявили, что количество высокообразованных иранцев, которые эмигрируют ежегодно, составляет от 32 тыс. до 40 тыс.[7] В экономике ИРИ реальный дефицит квалифицированных специалистов, в том числе менеджеров, которые составляют значительную часть эмигрантов. Зачастую места топ-менеджеров в компаниях и на предприятиях занимают имеющие своеобразное представление о современном менеджменте бывшие или действующие генералы и офицеры Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который захватил ведущие позиции в иранской экономике и финансах.[8]

Аятолла Хаменеи, заявив, что самый важнейший потенциал и капитал страны – это высокообразованные специалисты, посетовал: «Согласно сообщениям, высокий процент образованных людей работает в областях, не соответствующих их образованию, в то время как можно использовать усилия молодых профессионалов, которые являются самым большим капиталом страны для благосостояния государства».

Указав на ошибки в противодействии создавшейся ситуации, верховный лидер сказал: «В предыдущих правительствах для увеличения производства и облегчения банковских операций предлагались различные проекты, но почти все они оказались неудачными и провальными, поэтому бездумная трата денег не даст ожидаемых результатов, работу нужно делать продуманно и правильно».

Давая рекомендации по финансовым проблемам особенно в условиях роста цен на нефть на мировом рынке, аятолла Хаменеи изложил своё понимание этой проблемы в плане целевого использования нефтяных доходов. Он сказал: «К этим доходам можно отнестись двояко, или их можно потратить на увеличение импорта, думая, что при этом повысится благосостояние народа. При всей своей внешней привлекательности такого отношения, его внутреннее содержание достаточно негативное, а на самом деле является растратой основного капитала страны». Далее верховный лидер подчеркнул: «Другой путь, который является правильным и основополагающим, заключается в том, чтобы использовать нефтяные доходы для создания инфраструктуры страны, укрепления основ и фундамента экономики. Именно этим и необходимо заняться».

В последние годы иранскими властями проводится ограничительная политика, подрывающая рост и расширение частного сектора. Не случайно, Иран занимает 127 место по уровню комфорта ведения бизнеса среди 190 стран и 99 место по уровню конкурентоспособности среди 141 стран.[9] Это озаботило верховного лидера, который в своем вступлении высказал свою точку зрения: «В результате ряда последних решений некоторым малым и средним компаниям может быть нанесен вред, в этом плане правительство и банки не должны позволить, чтобы возникали подобные проблемы».

Коррупция, которая поразила многие сферы иранского общества, также является тормозом на пути социально-экономического развития. В рейтинге стран по уровню коррупции ИРИ занимает 149 место из 180 стран с индексом – 25 (максимальный уровень коррупции — 0, отсутствие коррупции — 100).[10] Аятолла Хаменеи, намекнув на это явление, сказал: «Бороться с этой опасностью сложно из-за большой заинтересованности некоторых лиц и, возможно, их влияния и саботажа в некоторых структурах и министерствах, но чиновники должны приложить все усилия и проделать эту трудную работу».

В своём новогоднем выступлении верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи сконцентрировал внимание и на главной проблеме 1401 г. В этой связи он заявил, что сегодня главной проблемой исполнительной власти, а также тех, кто занимается вопросами управления страны, служит экономика. Причем, подчеркнул он, «единственным способом достижения экономического роста является движение к наукоёмкой, инновационной экономике». «Говоря об инновационной экономике, я имею в виду научно-технический взгляд на производство во всех областях, результатом которого станет снижение производственных расходов, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, конкурентоспособность продукции на мировых рынках и снижение себестоимости товаров внутри страны», - сказал Хаменеи.

Коснувшись деятельности примерно 6700 инновационных компаний в стране, верховный лидер подчеркнул: «В новом году для удовлетворения потребностей страны количество инновационных компаний должно быть удвоено, и, разумеется, это не должно привести к тому, чтобы некоторые лица учреждали и запускали компании под таким названием, которые на самом деле не являются инновационными».

Подчеркнув необходимость оказания поддержки инновационным компаниям со стороны руководства и чиновников путем закупки их продукции или выделения ассигнований, верховный лидер заметил: «Количество инновационных компаний должно служить показателем прогресса в любой области и критерием оценки деятельности чиновников этого министерства и ведомства».

Действительно, в последнее время в Иране инновациям уделяется огромное внимание. Не случайно, буквально, через два дня после выступления Хаменеи Центр международного научно-технического сотрудничества (CISTC), министерство иностранных дел и министерство кооперативов, труда и социального обеспечения Ирана заявили о готовности выдавать въездные научные визы иностранным учёным, новаторам в области технологий и науки, менеджерам стартапов, которые заинтересованы в инвестировании в Иран, в открытии там своего наукоёмкого бизнеса. Было отмечено, что этой категории иностранцев будет оказана поддержка в соответствии с правилами, предусмотренными в специальной программе.

Вице-президент Ирана по науке и технологиям Сорена Саттари заявил в феврале, что ИРИ является самым уникальным инициатором стартапов на Ближнем Востоке. Далее он сказал, что свыше 6500 наукоёмких компаний, более 1500 креативных организаций и 10 000 стартапов, работающих в Иране, являются одними из лучших в регионе в различных областях науки, технологии и экологии.[11]

Как бы продолжая тему, Аятолла Хаменеи в своем выступлении выдвинул лозунг нового 1401 года – «Движение к наукоёмкой, инновационной экономике»! Примечательный факт: в своём телевыступлении лидер ИРИ ни разу не упомянул прежний, много лет звучащий термин «экономика сопротивления» (то есть сопротивление санкциям и империалистической политико-экономической деятельности США и Запада в целом). По всей вероятности, ставка, прежде всего в экономике, сделана на поступательное развитие без санкций, с определённой долей «мягких» реформ, которые должны укрепить социально-политические позиции режима.

Таким образом, верховный лидер Ирана определил на новый 1401 год цели политической и экономической деятельности, поставил задачи. Теперь, по всей вероятности, очень и очень многое будет зависеть от решения главной для ИРИ проблемы – снятия санкций через восстановление СВПД. Это, несомненно, не только значительно пополнит иранскую казну, но и создаст условия для привлечения в Иран транснациональных компаний, фирм из разных стран, в том числе и наукоёмких, инновационных. Обладая столь позитивной естественной базой и ресурсами, Иран в новых условиях, при осуществлении экономических и управленческих реформ, сможет сделать мощный рывок в своём развитии уже в новом 1401 году.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] The Supreme Leader of the Islamic Revolution in a live and televised speech on New Year: 21 / Mar / 2022 The way to achieve adequate progress is to strengthen Knowledge-based production. Сайт The Office of the Supreme Leader. 21.03.2022. https://www.leader.ir/en/content/25627/The-Supreme-Leader-of-the-Islamic-Revolution-in-a-live-and-televised-speech-on-New-Year

[2] Сайт BCS – Express. 05.03.2022. Опыт Ирана. Валюта и фондовый рынок под санкциями.

[3] Ольга Соловьева. Вторая "ядерная сделка" с Ираном охладит нефтяной рынок.

[4] Сайт BCS – Express. 05.03.2022. Опыт Ирана. Валюта и фондовый рынок под санкциями. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/opyt-irana-valiuta-i-fondovyi-rynok-pod-sanktsiiami

[5] Ольга Соловьева. Вторая "ядерная сделка" с Ираном охладит нефтяной рынок. Сайт Независимая газета. 16.02.2022. https://www.ng.ru/economics/2022-02-16/1_8373_iran.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

[7] Мехди Афзали. Вклад эмиграции в социально-экономическое развитие Ирана. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. https://diss.unn.ru/files/2020/1045/diss-Afzali-1045.pdf

[8] Подробнее см.: Сажин В.И. Корпус стражей исламской революции Ирана – государство в государстве. Журнал Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017, 10 (3). стр. 83-109.

[9] Сайт Take-Profit.org. 2021. Экономика Ирана. https://take-profit.org/statistics/countries/iran/

[10] Сайт NoNews.2021.Рейтинг стран по уровню коррупции. https://nonews.co/directory/lists/countries/corruption

[11] Сайт IRNA. 23.03.2022. Iran to issue tech, science visas for innovators. https://en.irna.ir/news/84693893/Iran-to-issue-tech-science-visas-for-innovators

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати