Анатолий Анненков «Цветение вишни», 2021 г.
Выставка петербургских художников «На солнечной стороне», состоявшаяся в феврале, стала едва ли не самым значительным событием культурной жизни Северной Пальмиры. Открывшаяся в залах Союза художников в двенадцатый раз, она была беспрецедентна по количеству представленных работ (более 300), по составу участников - мастеров кисти - в едином выставочном пространстве (более 50), а также – по посещаемости, превысившей 300 тысяч человек. Такого наплыва желающих увидеть духоподъемные художественные произведения не знали стены Союза художников Санкт-Петербурга на предыдущих показах одноименной выставки. Прошедший год с его «ограничительными мерами» не остудил желания петербуржцев и туристов прикоснуться к истинному творчеству, не вымученному, не на потребу низким вкусам публики, а к настоящей, профессиональной, жизнеутверждающей живописи и акварели, что заложено в самом названии экспозиции – «На солнечной стороне», а не на темной стороне Луны. Многие картины были написаны в 2020- 2022 гг.
Петр Кривенко, «Святотрифоновский женский монастырь», 2021 г.
Инициатор и автор проекта, организатор и вдохновитель ежегодной выставки «На солнечной стороне» - художник Петр Кривенко и искусствовед Флёра Гадеева ещё в 2010 году начинали воплощать свою идею вместе с восемнадцатью художниками, которых с каждым годом становилось все больше, как и представленных работ в экспозиции. Выставка из камерной стала крупнейшей наряду с другими, проходящими в северной столице. Достаточно заглянуть в «Книгу отзывов». Владимир Гринберг из Нью-Йорка (США) оставил свой философский взгляд на экспозицию: «...Всех нас, любителей искусства, объединяет общая любовь к этим, таким необъяснимым и таинственным зеркалам Божьего мира. Я листаю для себя страницы чудесных картин этой замечательной выставки, и моя душа поет! Время для меня остановилось, и тревоги дня остались где-то за границами этого восторга. Счастлив за людей, которые сегодня могут разделить со мной эту радость и перемещаться вместе со мной в пространстве, времени и обстоятельствах, путешествуя из лета в зиму, с улиц городов в балетную студию, созерцая цветы и лица детей. Спасибо вам, волшебники»! Такими благодарственными и восхищенными посланиями посетителей переполнена «Книга отзывов».
Петр Кривенко, «Вид на Святогорский женский монастырь»
Петр Кривенко «Уральская тишина», 2021 г.
О замысле выставки рассказывает искусствоведФлера Гадеева: «Как искусство может привнести счастье в жизнь человека? Поднять его настроение? Наполнить его день светом? – Через выставку. Каждое произведение художника – это его послание миру, людям, и в этот момент проявляются самые лучшие качества мастера». На открытии экспозиции были все художники, чьими работами наполнена экспозиция. Свои работы они не комментировали, а лишь уточняли, как рождается замысел. Василий Шевчук представил в этом году крымские пейзажи Симеиза, придав им яркости, свойственную коровинской палитре.
Василий Шевчук «Симеиз. Секвойя», 2020 г.
Мастер городского пейзажа Азат Галимов – постоянный участник выставки «На солнечной стороне», подчеркнул необходимость её ежегодных вернисажей: «Такая выставка нужна нашему городу и его жителям, потому что у нас так мало солнышка». Татьяна Чернова отдает предпочтение цветам, натюрмортам, сочным деревенским пейзажам. От них не только легкие, - состояние души меняет частоту вибраций. Геннадий Бернадский,как стало известно,щедро поделился с организаторами названием проекта, ибо «Жизнь на солнечной стороне» - так именовал он ранее свои персональные выставки и каталоги. Живопись Геннадия Бернадского в каждом мазке несет заряд силы, свежести, красоты, энергии.
Геннадий Бернадский «Натюрморт с розами», 2021
Геннадий Бернадский «Река Елена», 2019 г.
Художник Ярослав Савиныхвсегда готовится к ставшей для него важнейшей выставке «На солнечной стороне». Он любитель путешествий, и в экспозиции немало его работ, посвященных и любимому городу, и другим замечательным местам, дорогам и перепутьям России.
Ярослав Савиных «Садик Зимнего дворца», 2021 г.
Ярослав Савиных «Оттепель», 2020 г.
Евгений Титов, художник самобытный, выдумщик по духу своему. Бытовые, казалось бы, мало примечательные сюжеты, он облекает в полуфантастические композиции. И будни на его картинах знаменуются событием, заслуживающим более пристального внимания, как, например, проводы или встреча пассажирского катера на пристани, отдых в стогу сена, катание в лодке, кормление гусей. «А.., не всё так прозаично, - думаете вы, разгадывая замысел художника, - надо бы присмотреться к соседям по дому, не такие уж они обыкновенные, просто мы привыкли к ним».
Евгений Титов «Кораблик мечты», 2021 г.; «Преграда», 2021 г.
Первый раз принимает участие в выставке Владимир Шевардин. Художник наполняет свои полотна ароматом огромных букетов на веранде у моря, соцветиями пионов в саду, ветвей рябин, пламенеющих на ветру. Евгений Терехов второй год принимает участие в этом проекте и намерен стать постоянным и активным участником столь популярной ежегодной выставки. Владимир Баженов – давно обжился «На солнечной стороне». Оттого и его натюрморты, пейзажи пронизаны солнцем. Залита теплыми лучами берестяная корзинка с лесными подснежниками, оставленная под елкой с прошлогодними шишками – символ уходящего и нарождающегося. Как пронзительна эта зарисовка! Аналогичный замысел у другой картины: первоцветы и верба в кузовках задержались на столике перед домом, пока хозяйка отворяет дверь, придя из лесу.
Владимир Баженов «Весенние подснежники», 2021 г.
Кирилл Мальков представил городские пейзажи разных городов, но будь то Санкт-Петербург, Прага или Рим – на его полотнах они всегда в динамике, наполнены звуками своих улиц и проспектов, шумом ледохода на реке, молчанием старинных мостов, эти города узнаваемы силуэтами только им присущей архитектуры. Владимир Ежаков предпочитает фигуративную живопись. Его интересуют люди, грация движений, мимика лиц, отражающая чувства, состояние души в гармонии с природой. По его словам, уровень выставки, за двенадцать лет ставшей ежегодной, постоянно растет. И каждый раз – это солнце, новые работы, много света, позитива и радости на лицах посетителей.
Владимир Ежаков «По воду», 2020 г.; Владимир Ежаков «На речке», 2020 г.
ДмитрийЕрмоловвыразил свое признание Петербургу двумя работами, обе связаны с морской тематикой, и одна картина написана под впечатлением моря в Хорватии, называется «Камни». Сергей Ляхович, постоянный участник выставки «На солнечной стороне». Петербург всех времен года отображен на его полотнах, как будто бродишь по питерским улицам и набережным, перекресткам и площадям.
Сергей Ляхович «Канал Грибоедова», 2020 г.
Николай Глухов выбралдля выставки разные по тематике и настроению работы: взбунтовавшаяся горная река, тихие горные пейзажи, маковые цветы, пробившиеся сквозь скалы волей к жизни, к свету, и деревенское оконце с кисейной занавеской и двумя вазочками на подоконнике, где примостились яблоки – вечный аромат детства.
Николай Глухов «Окно в детство», 2020 г.
Глухов Николай «Горная река», 2020 г.
Художница Ольга Ивлева выразила надежду, что своими радостными и солнечными работами живописцы приблизят весну. Татьяна Чернова мастерски творит с зеленым цветом. Представленные на выставке пейзажи завораживают своей сочностью, смелой яркостью и при этом – умиротворяют тишиной косогоров, раскинувшейся в долине деревеньки и спокойной журчащей речки.
Татьяна Чернова «Имение художника И.Е.Репина»2021 г.
Михаил Пилюгин – москвич, «залетный гость» в буквальном полушутливом смысле слова. На выставку художник представил аэроплан, примявший траву при приземлении, вид из окна, а точнее – на окно из комнаты, где колышутся в вазе колокольчики, и интерьер дома, где сохранилась атмосфера прежних лет - старомодные венские стулья, круглый стол под льняной скатертью, цветы в хрустале.
Святослав Новосадюк «Майское чаепитие», 2020 г.
Анна Баженова – портретист. Внутренний мир её героев говорит об их цельности, - «в минуту жизни трудную» они, тем не менее, устремлены в будущее. Не в себя устремлен их взгляд, а в мир. Чем он их встретит в следующую минуту, к чему быть готовыми?
Анна Баженова «Начало», 2021 г.
Светлана Рупасова – ярко-зеленые пейзажи и все они написаны с пригорка, с верхней площадки лестницы городского парка, с крутого берега – обращение к зрителю: «Поднимись над собой, над ландшафтом, взору открывается широкая панорама».
Светлана Шевчук «Натюрморт у моря», 2022 г.
Светлана Шевчуквлюблена в крымские пейзажи и натюрморты, поэтому они и дышат морем, бризом, влекут к единению с природой. Василий Шевчук (младший) уделяет внимание спортивной тематике, его кисть мастерски передает динамику, скорость. Вместе с тем эти физические характеристики гармоничны на фоне родной природы, такова ядреная осень Василия Шевчука (младшего) на картине «Охота».
Художник Игорь Григорьев, представляя работы своих коллег на данной экспозиции, отметил: «Мы вскрыли новые горизонты. Натюрморты в стиле Сезанна не дадут взгляду мимолетно скользнуть и переключиться на другие сюжеты». Виктор Протасов – художник, который выражает свою любовь к России через милые сердцу пейзажи Гатчины, Вырицы. Река, как правило, непременно присутствует на его полотнах. Татьяна Лушникова, - истинная поэтесса русской деревни. Своей палитрой художница стремится запечатлеть яркую ускользающую мелодию традиций, орнаментов, ароматы родного деревенского уклада, к сожалению, уходящего, но всё еще не загубленного. Как она живописна и прекрасна, наша деревня! Таковы ее картины «В гости» и «Пасхальные куличи», 2022 г.
Татьяна Лушникова «В гости», 2011; «Пасхальные куличи», 2022 г.
Рядом с русской природой на картинах выставки соседствуют пейзажи Чечни, Кавказа, Африки, городские сценки, парень в сомбреро кормит бездомных кошек, которых тьма. Алексей Малых-Васильев, создавая образы древних монастырей, дает ощущение их незримой и неизмеримой силы, интересны его портреты. Павел Еськов, кажется, влюблен в живопись городских пейзажей Санкт-Петербурга. Каким бы ни было время года на его картинах, стилистика выдает характерные черты мастера: заснеженная решетка Михайловского Замка, кусты буйствующей в цветении сирени, монастырские стены, нагретые солнцем, прохлада набережных реки Невки, поля маков. И в этом своем признании родному Петербургу художник не одинок. Его коллеги также представили свое послание городу на Неве.
Павел Еськов «Санкт-Петербург. Летний мотив», 2017 г.
Эльмира Мустафинатонко улавливает мелодию современного Санкт-Петербурга, сохранившего атрибуты XX века, такие как городской трамвай, который еще ходит по современным улицам и линиям. Вместе с тем – чрезвычайно колоритны ее натюрморты, насыщенные цветами и фруктами.
Владимир Ежаков «Натюрморт с фруктами», 2020 г.
Евгений Щербань, влюблен в свой город, и это понимаешь сразу, едва увидев работы художника – речные порты, набережные, живописные окраины Петербурга. Белова Елена решила показать зрителю мультяшные рисунки, пчелки, бабочки, портреты детей с грустными и умными глазами. Людмила Баландина, кажется, стремится передать на своих полотнах все возможные ароматы русского раздолья - охапки луговых цветов, кусты сирени, жасмина, девичьи портреты и спелость природы - фрукты.
Эльмира Мустафина «Синий мост», 2022 г.
Василий Братанюк – постоянный автор выставки «На солнечной стороне». Даже в «Книге отзывов» можно увидеть восхищенные и благодарственные записи, оставленные завсегдатаями выставки и почитателями его художественного таланта, в том числе и зарубежными.Специально для данной экспозиции мастер написал несколько работ, поднимающих дух нежностью красок, динамикой сюжетов, атмосферой полета, странствий, поиска своего места в этой жизни. Оказывается, столько поэзии в обычных минутах досуга, таких, например, как девичьи секреты под зонтиками от солнца на набережной Ялты или перед выходом на сцену в балетном спектакле.
Василий Братанюк «Невеста»; «Лето»
Василий Братанюк, «Санкт-Петербург», 2020 г.; «Ливанский кедр...»
Василий Братанюк, балерина Оксана Марчук - «Перед спектаклем», 2021
Владимир Кожевников находит общие черты петербургских улиц и каналов с архитектурой итальянских городов. Порой не сразу и поймешь, что это – фрагмент петербургского канала или улочки в Венеции.
Владимир Кожевников «Улочки Венеции», 2021 г.
Азат Галимов «У стен Казанского Кремля» Картины Азата Галимова ни за что не оставят равнодушными посетителей выставки; в них столько подлинности, столько смыслов, что можно рассматривать каждое полотно, как будто читать книгу.
Азат Галимов «У стен Казанского кремля», 2021 г.
В полной мере соответствуют концепции выставки «На солнечной стороне» картины Олега Теняева, Анатолия Анненкова, Владимира Баженова. Они искрятся светом, радостью, счастьем всепобеждающей жизни. Каждое полотно пронизано любовью – будь то взрыв смеха над юмористичностью ситуации или лирическая грусть, восторг от величия природы или тихая радость в свете утренних лучей, нарождающегося дня. Солнечная сторона – это жизнь, созидание, творчество, открытия. Сколько их впереди?!
Олег Теняев «Родственные встречи», 2020 г.
Олег Теняев «За арбузами», 2020 г.
Людмила Баландина, «Хороший улов», 2021 г.
Олег Теняев «Натюрморт с арбузом в Балаклаве», 2021 г.
Олег Теняев «Сирень в имении Михайловское Пушкинских гор», 2020 г.
Святослав Новосадюк «Лесная прогулка», 2020 г.; Владимир Баженов «Тайны леса», 2021 г.
Святослав Новосадюк – мастер пленэрной и интерьерной живописи. Его картины, кажется, безбрежны, будь то отдых у реки, прогулка по лесу, цветущий сад или светлые гостиные, где звучит рояль, а в вазах не стоят, а живут цветы. Неуловимый, неосязаемый, воздух наполняет все пространство картин мастера.
Завершая прогулку по выставке петербургских художников «На солнечной стороне», вспоминаются слова одного из её основателей - искусствоведа Флеры Гадеевой (Кривенко): «По законам Вселенной мир должен принадлежать тому, кто любит его и кто ему рад»!
Ольга Ивлева «Каменный пояс русской земли», 2017 г.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs