Главные героини спектакля «Медленное дыхание» (Таллин, Эстония)
Московские зрители высоко оценили спектакль эстонских артистов из Таллина «Медленное дыхание» по пьесе Наталии Маченене в постановке режиссера Эдуарда Тэе. Всего один вечер в рамках цикла «Арбатские встречи» в Центральном Доме Актера, а столько эмоций, впечатлений, открытий и размышлений о нашем бренном бытии, о каждой смертной и в сущности бессмертной душе. Этот спектакль получил от министерства культуры и фонда интеграции Эстонии первую премию 2021 года как лучший проект по культуре и интеграции. На российской столичной сцене пьеса смогла состояться во многом благодаря поддержке Посольства Эстонии в Москве и России в Эстонии, Министерства культуры Эстонской Республики. На вечере присутствовали представители Эстонского посольства – Тармо Пунник, директор Консульского отдела и Кристи Вильямаа – атташе по культуре. Но, пожалуй, самое ценное – эстонских коллег пришли поддержать и сопереживать им российские артисты. От их имени после всего священнодейства выступил известный в России и за рубежом драматический артист Эвклид Кюрдзидис, признавшийся, что с трудом справлялся с эмоциями, проживая вместе с героинями пьесы сложные перипетии их судеб, которые «происходили» буквально в метре от зрителя. Зал вмещал чуть более 60 мест. И такой отзыв искушенного зрителя стал квинтэссенцией признания высокого мастерства эстонских артистов, драматурга и режиссера от московской театральной публики.
Конверт, полученный каждым зрителем перед спектаклем.
«Медленное дыхание» - оно медленное, когда мы просто дышим и не замечаем этого. Но иногда приходится дышать глубже или задерживать свое дыхание по разным причинам. Это может быть боль, сердечная или душевная, боль утраты или воспоминания, резкости во взаимоотношениях и боль от бессилия что-либо остановить или исправить. Три актрисы показали модели разных жизненных ситуаций, объединив их единым местом и временем в замкнутом пространстве Дома престарелых. По идее, в спектакле две главные героини, хотя… Мария (её играет Татьяна Маневская, Санкт-Петербургская Академия театрального искусства, Государственный Русский театр Эстонии) – дитя блокадного Ленинграда, оказалась в Доме престарелых, чтобы не коротать в одиночестве свою жизнь после смерти мужа (военного) и ещё оттого, что дети живут далеко, в разных странах со своими семьями. Анне – (актриса Лийна Тенносаар, театральная кафедра Государственной консерватории, актриса в театрах Ванемуйне, Эндла и Студии Старого города) из семьи староверов, 33 года проработала на конвейере обувной фабрики Kommunaar, а теперь по иронии судьбы у неё атрофия ног. Пирет – (Лийа Каннемяги, театральная кафедра Государственной консерватории, основатель и худ.руководитель E-Teatr) медсестра, которая ежедневно меряет своим подопечным температуру, давление, приносит таблетки и завтраки с обедами – всё расписано по минутам. А ещё Пирет становится невольной участницей взаимоотношений Анны и Марии, «закрывая глаза» на их мелкие вздорности.
По содержанию пьесы обе дамы решили один раз в неделю проводить вечер поэзии, чтобы держать в тонусе память. Они учат стихи Марины Цветаевой, рассказывают историю её трагической судьбы, которая начиналась так счастливо в семье профессора Ивана Цветаева. Мария оптимистка, она, выжившая в голодные годы блокады, всё самое горестное и тяжкое хранит в душе, а «на люди» выносит только светлое, яркое, радостное, оттого её считает не только Анне несколько легкомысленной и более счастливой, чем сама. В театральной сумочке Мария всегда прячет кусочек черного хлеба, а по ходу спектакля щедро угощает зрителей конфетами, которые, по какому-то волшебству не заканчиваются в её дамском ридикюле. И это очень характерный символ щедрости ее характера. Мария знает множество стихов и читает их, читает, отрываясь от действительности, чтобы вновь и вновь возвращаться в стены Дома престарелых после мимолетных парений своей возвышенной души. Анне же иной раз тоже возносится в своих откровениях к тем дням, когда были живы родители и сестра Элизабет, ставшая неким эталоном для неё, младшенькой. Склонная к пессимизму, Анне старается отыскать в своей жизни светлые мгновения, и её лицо сияет в эти минуты. А зритель верит и хочет, чтобы Анне вспомнила ещё что-нибудь радостное из своей на первый взгляд однообразной жизни. Анне в исполнении Лийны Тенносаар настолько естественна, что кажется, актриса и не играет вовсе. И что руки у нее «трясутся», и ноги «не слушаются» не по роли.
Лийна Тенносаар – роль Анне
Тихая медсестра Пирет деликатно находит себе место среди двух подруг, хотя никто и не интересуется её судьбой. Её чуткость, не зафиксированная ни одной из пациенток, воспринимается как должное и само собой разумеющееся. Она даже к зрителю всегда в пол-оборота. Однажды в пылу нараставших разногласий между Марией и Анной Пирет включает забойную бит-композицию, и обе начинают танцевать, как в юности, даже Анне, «прикованная» к коляске. Мир восстановлен. Но вот наступает момент, когда каждый зритель должен открыть конверт, полученный перед спектаклем, и прочесть вложенное в него письмо. Оно на русском.
Лийа Каннемяги – роль Пирет
Одновременно на эстонском Пирет рассказывает о себе. Более половины зала не поняли ни слова по-эстонски, но поняли главное – каждому человеку важно высказаться, выговориться, каждому важно понимать, что он не напрасно живет и совершает свой пусть маленький, капелюшечный подвиг ради других, таких Марий и Анн, например. А «положивший жизнь за други своя»… уже не напрасен. Пирет тоже хочет быть услышанной, хотя бы раз. Да это и будет всего лишь раз. Пирет такая. И именно такой её сыграла Лийа Каннемяги. Такой проникновенной, раненой своим дочерним долгом перед матерью, которая так рано ушла… в этом Доме для престарелых. А дочь всё искупает и искупает свою «вину».
Автор пьесы Наталья Меченене и режиссер Эдуард Тэе.
Спектакль, названный «Медленное дыхание», производит на зрителя эффект душа Шарко, настолько контрастны эмоции, вызванные поворотами событий, придуманных авторами постановки и исключительно искусно сыгранные артистами. Это - класс. Проронив слово, - сказать так много! Драматургия пьесы Натальи Меченене построена на нескольких эпизодах из жизни её знакомых и незнакомых людей. Но автор мастерски вплела их в общую канву, поэтому увиденное и услышанное со сцены воспринимается как нечто целое из жизни трех таких разных женщин, повязанных одиночеством, недосказанностью, недолюбленностью. Режиссер Эдуард Тэе, смело взявшийся за абсолютно женскую тему, проделал филигранную работу с артистами, доведя каждую мизансцену до высокой ноты, сумев донести до сердца каждого зрителя замысел пьесы, столь же горизонтальный, сколь и вертикальный, глубинный. Тишина в зрительном зале была звенящей. Браво, эстонские мастера, удостоверившие, что театр бессмертен.
Мария – Татьяна Маневская, Анне – Лийна Тенносаар, Пирет – Лийа Каннемяги
И, безусловно, нельзя не сказать о московском гостеприимстве: автор и продюсер «Арбатских вечеров» в Центральном Доме Актера Ирина Москаленко вместе со своими эстонскими коллегами по цеху приложила немало усилий, чтобы этот спектакль увидели московские зрители. Но зрители ещё и услышали «Медленное дыхание» на шумном даже ночью Старом Арбате.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs