Г-жа Мари-Соль де ля Тур д`Овернь
Царственная красота и аромат роз стали символом крепкой дружбы старинной усадьбы «Марьино» под Санкт-Петербургом и средневекового княжеского замка Эне-ле-Вьей в долине французской реки Луары. Символы всегда обозначают скрытые до поры смыслы: в данном же случае всё прозрачно и очевидно – красота нетленна, величественность неэквивалентна купюрам, обоюдное стремление к созданию прекрасного лишь усиливает взаимное тяготение и расположение. Россия и Франция, Луара и Тосна, более десяти столетий на двоих и богатое историческое наследие предков приумножается в новых поколениях, в новых проектах. Владелица раздольной усадьбы «Марьино», бывших владений Строгановых и Голицыных, Галина Степанова подняла буквально из руин некогда славную «жемчужину» русской архитектуры XVIII века.
Усадьба «Марьино» под Санкт-Петербургом, 2022 г.
Интерьеры усадьбы «Марьино»
Воля, любовь, вера, надежда, помноженные на энтузиазм и труд, дали великолепный результат – «перл» вновь засиял переливами оттенков и красок, а сам усадебный комплекс ожил множеством голосов – и хозяев, и туристов, и гостей, в том числе иностранных, а также – всем, чем богата природа: журчанием водоемов, птичьим гомоном, наличием домашних животных, вплоть до экзотических: страусов, павлинов, лам. Поиск новых знаний, знакомств, «привычка к перемене мест», свойственная художнику, а именно этим даром наделена Галина Степанова, привели ее однажды на семинар во Францию.
«Портрет Галины Степановой в усадьбе «Марьино», Юлия Косцова
Это случилось в 2012 году. Тогда и произошла знаменательная встреча Галины Степановой – коллекционера из Санкт-Петербурга, основателя музейно-выставочного центра «Петербургский художник», а также владелицы и автора проекта по восстановлению усадьбы Строгановых-Голицыных «Марьино», с француженкой, княгиней Мари-Соль де ля Тур д`Овернь – вице-президентом Фонда парков и садов Франции, ответственной за контакты с Россией, кавалером Ордена Почетного легиона за деятельность по сохранению французского ландшафтного наследия, владелицей замка Эне-ле-Вьей. Обе красавицы, влюбленные в свое дело, обе верящие в незыблемость истины – «Красота спасет мир».
Мари Соль де ля Тур д Овернь (Франция) Галина Степанова (Россия)
В 2012 году Галина Георгиевна Степанова впервые посетила замок Эне-ле-Вьей, когда она вместе с представителями крупных российских музеев приехала на практический семинар по реставрации исторических садов и парков. Всё производило впечатление в этом замке и вокруг него. История не отягощала, а возвеличивала ауру поколений сей твердыни. Родословная Мари-Соль де ля Тур д`Овернь пересекается с династическими линиями не только французских, но и европейских монархов, священников, деятелей искусства. Стены фамильного замка помнят имена королевы Анны Австрийской и кардинала Джулио Мазарини - первого министра Франции XVII в., Людовика XII, римского папы Климента VI и Григория XI, герцога Олбани - регента Шотландии, наряду с Екатериной Медичи, которая унаследовала д`Овернь в XVI в. и была супругой короля Франции Генриха II из династии Валуа. В этих исторических «декорациях» рождались идеи первых совместных российско-французских проектов двух неординарных авторов из Санкт-Петербурга и Парижа.
«Замок. Утро», Александра Ягодкина
Галина Степанова и г-жа Мари-Соль
В следующем, 2013 году в Петербурге проходил фестиваль Русского музея «Императорские сады России», участниками которого были Галина Степанова и Мари-Соль де Ла Тур д`Овернь. Они представляли свои проекты на этом ежегодном конкурсе ландшафтного дизайна. А после фестивальных торжеств усадьба «Марьино» радушно принимала гостью из Франции, которая приехала не с пустыми руками, а с щедрым подарком, имеющим глубокий символический смысл. Мари-Соль де Ла Тур д`Овернь преподнесла гостеприимным хозяевам более двухсот кустов французских роз для украшения дворцового сада. Укоренившись, розарий отныне свидетельствует о крепкой дружбе и перспективе взаимоотношений, одухотворенных разнообразием сортов и ароматами царственного цветка – розы. Известно, что только розы несут в наш мир прану – небесное дыхание, которое соединяет невидимой нитью Небо и Землю.
Французские розы – подарок г-жи Мари-Соль де ля Тур д Овернь
В 2014 году садово-парковый комплекс «Марьино» учреждает грант для художников на творческие поездки во Францию. По замыслу инициаторов гранта, этот конкурсный проект призван объединить исторические замки, ландшафтно-парковое искусство и живопись. Лауреаты, составившие первую группу художников, выезжают на пленэр во Францию в замок Вилландри, знаменитый своим парком, садами и огородом, глядя на который сверху, трудно поверить, что овощи могут быть столь изысканны и живописны.
«День огородника в Вилландри», Тамара Камаева
Петербургские художники в гостях у г-жи Мари Соль (в центре)
Владелец всего этого великолепия - г-н Карвалоо - принимает в своих апартаментах Галину Степанову и художниц Юлию Косцову, Тамару Камаеву и Оксану Архипову. Творческое осмысление увиденного было положено на холсты и доведено до совершенства уже в Санкт-Петербурге. Это позволило на следующий год привезти выставку в Вилландри в составе новой группы живописцев из Санкт-Петербурга. За две недели пленэра художники Азат Галимов, Юлия Косцова, Тамара Камаева и Александра Ягодкина запечатлели виды Вилландри, а также замков Амбуаза, Шомона-сюр-Луар, Эне-ле-Вьей. Каждый из этих замков долины реки Луары интересен своей историей, достопримечательностями.
«Замок Эне-ле-Вьей», Тамара Камаева
Так Шомон-сюр-Луар богат библиотекой со старинными фолиантами, астрономической обсерваторией.
«Шомон сюр Луар», Азат Галимов
Амбуаз, который еще называют городом пяти королей, знаменит тем, что в часовне замка Сен-Юбер покоится прах великого итальянца Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи. Для художника любого уровня – это знак, а для художников из Санкт-Петербурга – вдвойне, ведь именно итальянские мастера во многом определили облик имперского города на Неве. И именно в эпоху Ренессанса, начавшегося в Италии, во Франции были созданы водные сады. Это особое явление, и оно сохранилось в замке Эне-ле-Вьей. История этой крепости ведет свое начало с X века. Её стены помнят защитный восьмиметровый ров, наполненный водой. Традиция удержала водную стихию в пределах замка, придав ей новые формы и иное назначение – «пленять своим искусством свет», удивлять взоры водными садами.
«Амбуаз. Над прахом Леонардо», Азат Галимов
«Вилландри», Александра Ягодкина
Графиня Мари-Соль и художница Юлия Косцова в замке Эне-ле-Вьей.
«Пейзаж с мостиком в Эне-ле-Вьей», Ягодкина Александра
Ежегодный обмен группами художников обогащался и новыми работами, отражающими ландшафты французских замков и предместий усадьбы «Марьино». Выставка 2016 года, которую привезли петербургские живописцы во Францию, включала картины двух лет творческих поисков. Наградой новой группе – Юлии Косцовой, Артему Носову, Людмиле Щербининой, Оксане Архиповой, Василию Братанюку и Тамаре Камаевой – стали две недели пленэра в Нормандии. Были заложены этюды будущих пейзажей Бизи, Живерни, Вель ле Роз и живописного городка Вернона. В том же 2016 году в дворцово-парковом комплексе Бизи (округ Вернона) состоялась большая выставка петербургских художников. Однако самой насыщенной и продолжительной, по мнению участников тех пленэров, стала поездка во Францию в 2017 году. Три недели работы кистью позволили мастерам живописи посетить и запечатлеть более десяти замков и прилегающих к ним парков. В составе группы были петербуржцы Вера Трофимова, Николай Чирятьев, Юлия Косцова, Владислав Мирошников, Константин Новоселов и, конечно, Галина Степанова.
В саду замка Эне-ле-Вьей графиня Мари-Соль и художники из Санкт-Петербурга
«Сад Вышивки в замке Эне-ле-Вьей», Юлия Косцова
Гостеприимно распахнули двери перед художниками из Северной Пальмиры такие знаменитые замки, как Марли, соперничавший с Версалем; замок Жерберуа, построенный в 885 году, связанный с событиями Столетней войны, с именами таких исторических деятелей, как Вильгельм Завоеватель, король Франции Генрих I и его супруга Анна Ярославна (Мономах). Не менее интересны истории замков Шантийи и Компьен. Первый из них был известной аристократической резиденцией Франции и над его парковым изыском творил знаменитый ландшафтный архитектор француз Андре Ленотр. Имя это было широко известно не только во Франции XVII века, но и во всем просвещенном западном мире. Его гению принадлежат проекты садов и парков Версаля, а также – старейшего Сент-Джеймсского парка и Гринвичского парка в Лондоне. С именем Андре Ленотра связаны и аллеи Тюильри, и Елисейские поля, и историческая ось Парижа. Вот откуда тянется изучение искусства ландшафтного дизайна Франции, с которым прибыли знакомиться и воссоздавать в произведениях живописи петербургские художники.
«Королевский парк Марли», Вера Трофимова
Художники из Санкт-Петербурга в замке Вилландри с г-ном Корвалоо (крайний справа).
Ответом на столь щедрый подарок петербуржцам, когда смело можно было бы сказать: «Минувшее проходит предо мною», - стало приглашение от Галины Степановой. Во время той самой поездки от усадьбы «Марьино» впервые был учрежден главный приз IV международного конкурса пленэрной живописи, который ежегодно проходит в окрестностях деревушки Фурже. Эта награда предполагает поездку в усадьбу «Марьино» лауреатам конкурса пленэрной живописи. В 2017 и в 2018 году победителями стали французские живописцы Флоранс Реми и Николя Барабэ. Им было, что посмотреть и узнать об истории русской усадьбы XVIII века. Строили её основатели известной в России фамилии - Строгановы, добившиеся своего дворянского титула тем, что снабжали всю империю солью, качественной и чистой. А разбогатев, строили в Санкт-Петербурге дворцы и храмы, один из которых - знаменитый Казанский собор. Обогащали художественными произведениями Императорскую Академию художеств, заведовал которой граф Александр Сергеевич Строганов. Он подарил академической библиотеке 150 рисунков с плафонов Версальской галереи Шарля Лебрена, доставленных из Франции архитектором Андреем Воронихиным. В стенах дворцового ансамбля «Марьино» бывали известные миру представители царской фамилии, военачальники, писатели, художники, композиторы. В усадьбе, согласно моде начала XIX века, говорили по-французски. И этот штрих был небезынтересен гостям с берегов Сены.
«Вилландри», Александра Ягодника
«Вечер в Бизи», Оксана Архипова
«Фонтан в замке Бизи», Тамара Камаева
Вскоре в 2019 году во Франции открылась выставка картин русских художников, а ставший традиционным пленэр в живописных долинах Луары принимал в замке Во-ле-Виконт мастеров кисти из Санкт-Петербурга Сергея Данчева, Веру Трофимову, Сергея Любимова, Самира Рахманова и Наталью Делиеву. За три недели соприкосновения с природой французских раздолий художники посетили замки Бланди и Барбизон. Свои впечатления, положенные на холсты, они показали в экспозиции, открывшейся в замке Во-ле-Виконт.
«Утро. Во-ле-Виконт», Вера Трофимова
Внушительная коллекция живописных полотен образовалась, благодаря взаимным пленэрам, устраиваемым Галиной Степановой и г-жой Мари-Соль де Ля Тур д' Овернь. Итогом их совместных проектов по ландшафтному дизайну паркового и садового искусства стала грандиозная выставка в Международном выставочном центре «Петербургский художник» в городе на Неве под общим названием «Из «Марьино» во Францию». В экспозицию вошли более 100 картин. На вернисаже выступили Генеральный Консул Франции в Санкт-Петербурге Тибо Фуррьер и г-жа Мари-Соль де Ля Тур д' Овернь. После знакомства с выставкой петербургской публики экспозиция отправилась в триумфальное шествие по городам России, побывав в 15-ти музеях страны.
«Водный сад», Юлия Косцова
«Над крышами Амбуаза», Юлия Косцова
Это явилось продолжением и развитием российско-французской идеи по ландшафтному дизайну, которую смело можно охарактеризовать как культурный историко-просветительский и художественный мега-проект. Поясним пафос риторики. Усадьба «Марьино», ставшая к сегодняшнему дню музейно-туристическим и просветительским комплексом под Санкт-Петербургом, поддержала отечественный широкомасштабный проект «Пленэр. Исторические ландшафты России», организованный Национальной ассоциацией «Возрождение исторических садов и парков». Участниками его стали помимо «Марьино», ЦПКО им. С.М.Кирова, музей-заповедник «Царское Село», «Ясная Поляна», Дворцовый комплекс Ольденбургских, Ростовский Кремль, усадьба «Горки Ленинские» - все они принимали на пленэрах французских художников. Итоговая выставка картин была представлена в каждом из названных историко-культурных центров. Затем экспозиция отправилась во Францию, где её готовы принимать все выше перечисленные замки в долине реки Луары.
«После дождя. Во-ле-Виконт», Сергей Любимов
«Серебристый день. Во-ле-Виконт», Сергей Данчев
«Солнечный день», Юлия Косцова
Российско-французский проект «Из «Марьино» во Францию» насчитывает путь, длиною почти в 10 лет. Начинался он со знаменательной встречи двух замечательных женщин – Галины Степановой и Мари-Соль де Ля Тур д' Овернь во французском замке Эне-ле-Вьей. Обе они возрождают и поддерживают на должном уровне многовековые богатейшие традиции садово-парковой культуры. Обе мыслят каждая категориями страны, в которой живут. Обе понимают великую силу воздействия ландшафтного дизайна на смысл жизни, сердце и душу человека. Возвышать, увлекать, стремясь к вечному и прекрасному, передавая свой труд и идеи новым поколениям, которые смогут уберечь и преумножить столь необходимые каждой живой душе САД, ПАРК, ДОМ – категории не столько материальные, сколько духовные и даже сакральные. Возвращаясь к тем, неземной красоты розам, что стали в усадьбе «Марьино» символом крепкой дружбы России и Франции, постараемся понять их мягкую силу, которой они движут народами, соединяя их в проектах, дарующих и утверждающих мир. Кто-то назвал однажды архитектуру застывшей музыкой. Ландшафтные архитекторы, создавая причудливые узоры приусадебных садов и парков, наполняют нашу жизнь музыкой. А те, кто поддерживает эту многовековую традицию, живут этой музыкой и дарят её людям, утверждая в мире красоту.
«Сады в Во-ле-Виконт», Сергей Данчев
«Мост в Во-ле-Виконт», Сергей Любимов
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs