Уважаемые дамы и господа,
Мы провели переговоры, в ходе которых основное внимание уделили тем пониманиям, которые были достигнуты в ходе телефонных контактов между Президентом В.В.Путиным и Премьер-Министром М.Драги. Есть понимание, что наши лидеры заинтересованы в продолжении таких контактов. Обсуждаем ближайшие возможности с нашими итальянскими коллегами.
Отметили неплохое развитие двусторонних отношений. В прошлом году у нас почти на 50 процентов вырос товарооборот (более 30 млрд.долл.). Неплохо взаимодействуют деловые круги. В январе 2022 г. состоялась встреча Президента В.В.Путина в режиме видеоконференцсвязи с итальянскими предпринимателями, которая была инициирована Российско-Итальянской торговой палатой. У нас работает и, надеемся, вскоре сможет возобновить физическую активность межправительственный комитет по торгово-экономическим вопросам.
Конечно, в период пандемии целый ряд механизмов был не столь заметен. В частности, хотели бы возобновить работу в рамках межгосударственных консультаций, которые активно использовались не так давно. В 2013 г. состоялись последние – в Триесте. С тех пор консультации, которые имеют форму заседаний двух лидеров с ключевыми членами правительств обеих стран, не проводились, хотя этот механизм был весьма полезен. Несмотря на коронавирусные ограничения в феврале 2020 г. (быстро время бежит) возобновили работу в формате «2+2» министры иностранных дел и министры обороны. Считаю, что пора думать и о следующем заседании, которое должно состояться в Италии.
Культурные мероприятия между Россией и Италией традиционно весьма богатые, пользуются огромным интересом наших граждан. В сентябре 2021 г. в Милане был дан старт «перекрестному» Году музеев. Осуществляется программа культурных обменов. Она завершается в конце этого года. Условимся начать уже сейчас подготовку очередной культурной, гуманитарной программы на 2023-2025 гг. 200-летие Ф.М.Достоевского было достойно отмечено в Италии – открыт памятник Федору Михайловичу. Оценили это как признание взаимозависимости и взаимодополняемости наших культур, исторических завоеваний и культурного наследия.
Из международных дел главное внимание уделили обсуждению ситуации в Евроатлантике в контексте тех проблем, которые Российская Федерация заострила в своих инициативах, направленных в середине декабря 2021 г. в адрес Соединенных Штатов и в адрес Североатлантического альянса с предложениями начать переговоры над конкретными правовыми, международно-правовыми и юридически обязывающими двусторонними и многосторонними документами. Мы получили реакцию на эти инициативы. Кстати сказать, ждали полтора месяца. Завершаем анализ американского письма. Рассчитываю, что в самое ближайшее время вы узнаете о том, как будет развиваться ситуация и дальше. Сегодня направим это письмо американской стороне. Я предупреждал, что мы придадим это письмо гласности. Считаем, что абсолютно необходимо, чтобы интересующиеся члены гражданских обществ наших стран представляли, что происходит, и какие позиции отстаивает каждая сторона. Потому что иначе, если это держать в секрете, как предпочитают наши коллеги из Вашингтона и Брюсселя, тогда общественное мнение будет «забиваться» той ложью, откровенной пропагандой, которая сейчас заполняет информационное пространство при описании того, что происходит в Европе, что происходит на границе между Россией и Украиной. Вы всё это читаете. Как профессионалы вы прекрасно понимаете, насколько можно верить этим измышлениям.
Рассказали, как видим себе дальнейшее сотрудничество в многостороннем формате. Мы ценим ту роль, которую Италия неизменно играет в различных форматах: будь то отношения России с Евросоюзом, когда эти отношения существовали, будь то Совет Россия-НАТО, когда этот Совет еще работал, будь то деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, где Италия традиционно выступает в пользу конструктивного диалога и не поощряет попытки многих стран-участниц ОБСЕ использовать эту площадку для нагнетания конфронтации. В той политике, которую Италия сейчас проводит на европейском континенте и в целом в Евроатлантике, видим преемственность той роли, которую сыграла Италия в 2002 г., когда на саммите в Пратика-ди-Маре была принята Римская декларация, которая провозгласила и создание Совета Россия-НАТО. Она подтвердила, конкретизировала ключевые направления нашего (тогда это еще называлось так) партнерства. И имело все шансы стать стратегическим партнерством.
Признательны нашему коллеге Л.Ди Майо и его делегации за инициативу посетить Российскую Федерацию для продолжения обмена мнениями. Это всегда полезно. Особенно в таких ситуациях, когда лучше, чтобы тебя как можно четче понимали, чтобы не было никаких сюрпризов.
Вопрос (перевод с итальянского, адресован Л.Ди Майо): Как поступит Италия, если в отношении России будут приняты новые санкции?
С.В.Лавров (добавляет после Л.Ди Майо): Знаем, что существует правило консенсуса в ЕС и в других форматах. Оно применяется, когда разрабатываются решения о санкциях. Вопрос о том, как поступит Италия, если будут новые санкции, некорректен. Они не могут быть введены, если одна из стран будет против. Знаем, что есть принцип солидарности, как у нас говорят, такая «круговая порука»,. Не думаю, что Италия заинтересована в нагнетании конфронтации. Наоборот, видим продолжение традиций итальянской дипломатии, внешней политики, в том числе в отношении Российской Федерации: не грозить постоянно, не объявлять какие-то наказания, а искать договорённости.
Сегодня говорили о том, что в тех самых принципах неделимости безопасности (о них идут у нас переговоры в контексте устойчивых, долговременных и юридически обязывающих гарантий), под которыми все подписались, есть компонент наряду с другими, как недопустимость для какой-либо другой страны, группы стран или организаций претендовать на доминирующую роль на пространстве ОБСЕ. НАТО занимается ровно этим.
Вот вам конкретный пример. Не вчера это началось. Ещё в 2009 г. Россия предложила принцип неделимости безопасности сделать юридически обязывающим, внесла соответствующий договор на рассмотрение Совета Россия-НАТО. Нам (после долгих попыток уклониться от какой-либо дискуссии) натовцы сказали, что это исключено, потому что юридические гарантии безопасности могут предоставляться только в рамках НАТО и никому другому в Европе. Это высокомерная позиция. Она является прямо провокационной, т.к. призвана подталкивать нейтральные страны к тому, чтобы они стучались в эту самую «открытую дверь» НАТО, которую нигде и никто не одобрял. Сегодня говорили об этом.
Есть статья 10 Вашингтонского договора (Президент В.В.Путин на пресс-конференции с Президентом Э.Макроном об этом на днях говорил). Она якобы гласит, что любая страна (как Украина), может взять и захотеть вступить в НАТО, и надо будет это её право признавать. Но там сказано совсем наоборот. Страны-члены альянса по всеобщему согласию, на основе консенсуса могут (по-английски «may», то есть могут, а могут и нет) пригласить какую-то страну присоединиться, если эта страна соответствует критериям этой Организации и, самое главное, если эта страна добавит безопасности Североатлантическому альянсу. Совершенно ясно, о чём идёт речь. Если руководствоваться объективной ситуацией и применять 10-ю статью, как она написана, то вполне ясно, какой будет ответ. Это наша позиция. Сегодня об этом говорили.
Вопрос (перевод с итальянского): 20 февраля должны закончиться учения на границе с Белоруссией. Означает ли это конец эскалации? Есть ли какие-то подтверждения того, что это будет именно так?
С.В.Лавров: Что касается того, когда начнётся деэскалация, когда заканчивается эскалация. Это не наш термин. Не мы его придумали. Это придумали пропагандисты. Сейчас он стал клише. Сегодня ни один европейский и американский политик не выступает без употребления выражения, которое высказывает озабоченность эскалацией и требует деэскалации.
Вопрос про 20 февраля не ко мне. 20 февраля заканчиваются наши учения, как это было объявлено. Закончится ли 20 февраля эскалация – не знаю. Не мы её раздуваем. Не мы этим занимаемся. Вот «Politico» – известный распространитель сведений о том, что происходит на российско-украинской границе со ссылкой на «самые достоверные данные», заявил, что 20 февраля начнётся то, что не состоялось вчера, то есть будет вторжение. Побывавшая недавно в Москве Э.Трасс вчера заявила, что по её оценке нагнетание напряжённости может продолжаться месяцами. Может, до следующих холодов они планируют. Не знаю. Вопрос не к нам.
Вопрос (перевод с итальянского): Вы представили перечень гарантий безопасности, которые определили как императивные, но Запад не идет на уступки. Тем не менее, Вы говорите о возможных конкретных результатах. Каких именно?
С.В.Лавров: Не совсем корректно говорить, что Россия представила перечень гарантий безопасности, которые назвала императивными. Не Россия сформировала перечень гарантий. Это закреплено в документах ОБСЕ и Совета Россия-НАТО. Причем первый такой шаг был сделан еще в 1994 г., когда в ОБСЕ был принят Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Там прямо сказано: ни одна страна-участница не будет делать что-либо, что подвергает угрозе безопасность любого другого государства. Затем был Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 г., Стамбульский саммит ОБСЕ 1999 г., Римская декларация 2002 г. и саммит ОБСЕ в Астане 2010 г.
Формула, которая взята за основу в наших инициативах, гласит: любая страна имеет право выбрать альянс, но одновременно ни одна страна не должна делать что-либо, что нанесет ущерб безопасности другой страны; берет на себя обязательство не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Третий компонент этого пакета – уважение стран, выбравших нейтралитет. Сейчас интересно наблюдать, как нейтральные страны по сути дела «призываются» обратиться к НАТО с просьбой о приёме. Четвертый компонент заключается в том, что ни одна страна, группа стран или организация не могут претендовать на доминирование на пространстве ОБСЕ. Никто не может претендовать на создание каких-то сфер влияния. Всё это записано, одобрено президентами, главами правительств, распространено в ООН. Все гордились этими достижениями.
Насчет сфер влияния. Вспоминали сегодня, как руководители Евросоюза заявляли, что на Балканах они должны все «решать», а России там «делать нечего». Недавно Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель опять повторил свою позицию, что Москва «мешается» Брюсселю в Африке. То есть, для Евросоюза могут быть зоны влияния, даже к соседям России ЕС и НАТО пытаются активно проникать. Причем не просто «проникать» с «открытым сердцем» и искренними намерениями, а с тем, чтобы работать там против интересов Российской Федерации.
Спецпредставитель США на Балканах Г.Эскобар начал делать заявления, что Сербия «должна» прекратить покупать газ в России, «обязана» искать альтернативу российскому газу. Это разве не попытка сделать Сербию своей зоной влияния и разорвать её открытые, честные, доверительные отношения с Россией, которые никто не скрывает? США говорят ФРГ и другим европейцам, мол, они не знают, что нужно для их энергетической безопасности. Поэтому Вашингтон скажет, надо вводить «Северный поток – 2» в строй или нет. Немцам говорят, что лучше знают, что им нужно зимой, летом и осенью. Так же и нам говорят: зачем Москва продвигает свои инициативы? Её безопасности никто и ничто не угрожает. Давайте уважать друг друга. Россия точно будет сама решать, как и какими средствами обеспечивать свою безопасность. Этот пример показательный.
Из всего многообразия и взаимосвязи компонентов, одобренных на высшем уровне и многократно повторенных в рамках ОБСЕ, Запад выдирает только один элемент – свободу выбора союзов. От остальных обязательств «уходит».
Аналогичная нечистоплотность проявляется в подходе к Минским договоренностям (об этом тоже сегодня говорили с Л.Ди Майо). Они четко гласят: меры по безопасности, отвод тяжелых вооружений, амнистия, обеспечение особого статуса Донбасса, закрепленного в конституции, в рамках её реформы на основе децентрализации по согласованию с Донецком и Луганском. Затем (опять же по согласованию с ДНР и ЛНР) проведение под эгидой ОБСЕ выборов на этих территориях. Когда всё это будет сделано, будут гарантированы права людей, восставших на этих территориях и не принявших результаты антиконституционного государственного переворота на Украине (за что на них были направлены вооруженные силы этой страны), тогда возвращается контроль украинского руководства и армии над всей границей Украины, как там и записано. Контроль над границей – завершающий аккорд.
Западные коллеги сейчас заверяют, что привержены «Комплексу мер», альтернативы им нет. Но хотят поменять последовательность. Этого давно добивается Президент В.А.Зеленский, а до него П.А.Порошенко: сначала дайте получить контроль над границей, а дальше они якобы сами разберутся, нужен ли статус и какой, будут ли выборы, амнистия или всех по тюрьмам посажают. У них такие законопроекты уже «плавают»: провести люстрацию, персонально посмотреть, кто какую роль играл, нельзя ли на кого-то завести уголовное дело, а кого-то освободить. У нас здесь достаточно серьезные опасения.
Л.Ди Майо сказал, что он был на Украине. Ценим искреннее стремление тех, кто хочет помочь. Приезжал в Москву Канцлер ФРГ О.Шольц. До этого – в Киев. На переговорах с Президентом России В.В.Путиным он сказал, что В.А.Зеленский обещал в самые ближайшие дни внести в Контактную группу проекты документов: по особому статусу, поправки в конституцию, предложения об организации выборов. Ничего не сделано. Эти обещания были публично дезавуированы какими-то чиновниками в Киеве.
Вчера состоялся телефонный разговор Канцлера ФРГ О.Шольца и Президента США Дж.Байдена. Как сообщил официальный представитель Кабинета министров Германии, они констатировали, что отвода войск России не наблюдается, важно начать конструктивный диалог по европейской безопасности, выполнять Минские договоренности и при поддержке Германии и Франции добиться прогресса в «нормандском формате». Завершается сообщение фразой: «ключ к этому находится в Москве». Это нечистоплотные попытки уйти от ответственности за тех «деятелей», которыми Запад руководит на Украине (американцы там точно осуществляют внешнее управление), и свалить вину за всё происходящее на Россию. Нам эта тактика и стратегия уже знакома. Она не увенчается успехом. Минские договоренности необходимо выполнить в строгом соответствии с тем, как они были одобрены Советом Безопасности ООН, в той самой последовательности.
Принцип неделимости безопасности необходимо внедрять в практику на юридически обязывающей основе, во всей его полноте и взаимосвязи, в том виде, как он был одобрен на высшем уровне в рамках ОБСЕ.
Переговоры будут продолжаться по всем аспектам российских предложений. Отметили, что во второй части американского ответа на нашу инициативу содержится согласие говорить на те темы и договариваться по тем вопросам, которые мы уже несколько лет предлагаем натовским коллегам в качестве срочных предметов диалога. Но они от этих предложений всячески уклонялись. Имею в виду договоренности о том, чтобы ограничить (желательно воспрепятствовать) развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в Европе; воздерживаться от размещения других ударных вооружений в местах, где они могут представлять угрозу; достичь конкретных договоренностей о мерах доверия и снижения военных рисков, в том числе в ходе военных учений с обеих сторон, полетов боевых самолетов и походов боевых кораблей. Всё это через контакты с военными.
Последние два-три года Запад последовательно отказывался это обсуждать. Сейчас, по крайней мере в ответе США и частично НАТО, выражена готовность сделать данные темы предметом переговоров. Приветствуем это. Для нас главное – не выдернуть из «пакета» какие-то отдельные вещи и потом говорить, что мы решили все проблемы. Не решим ничего, пока не договоримся по ключевым позициям, от которых зависит безопасность в Европе: нерасширение НАТО на восток, неразмещение ударных вооружений, уважение военно-политической конфигурации в Европе, существовавшей на момент подписания Основополагающего акта Россия-НАТО. В основе наших аргументов лежит то, о чем я подробнейшим образом сегодня и раньше говорил, – формула неделимости безопасности, согласованная на высшем уровне. Из неё Запад хочет вырвать только одну устраивающую его часть. Так не пойдет.
К итальянским коллегам и к другим адресатам моего письма я обратился с просьбой не прятаться за куцей бумажкой, которую мне в ответ прислали Й.Столтенберг и Ж.Боррель. Я к ним не обращался. Все документы на высшем уровне в ОБСЕ ни НАТО, ни Евросоюз не подписывали. Не надо пытаться этими бумажками нарушать принцип, требующий от всех не допускать попыток какой-либо организации доминировать в Европе. А они ровно этим занимаются.
Будем вежливо, но настойчиво просить от наших коллег, чтобы каждый из них ответил в национальном качестве. Хотим, чтобы они объяснили, как сейчас понимают подписанные тогда документы (их никто не отменял) и как они намерены их выполнять.
Вопрос: В какой форме Россия планирует направить сегодня свой ответ американцам? Будет ли дипломатическая нота?
С.В.Лавров: В бумажной и электронной формах. Публичным текст станет после того, как отправим его американцам. Планируем сделать это сегодня.
Вопрос: На Ваш взгляд, планируют ли западные партнёры в какой-либо форме извиниться или опровергнуть свои лживые заявления о готовящемся вторжении России на Украину? Когда они могут это сделать?
С.В.Лавров: Стыдно или нет нашим некоторым партнёрам, которые инициируют распространение клеветы, дезинформации и занимаются информационным терроризмом (даже другого слова не получается сказать)? Не думаю, что они когда-либо покаются в этом. Их надо выводить на чистую воду. Это происходит ежедневно. Но с них как «с гуся вода»: то 15 февраля, то 16 февраля, теперь уже 20 февраля. Э.Трасс говорит, что это может быть в любой момент. Тогда и будет права, что спрогнозировала такое развитие событий. Мне трудно давать характеристику подобным действиям, которые для меня абсолютно неприемлемы, как для любого политика, дипломата. Это попытка с негодными средствами. Если то, чем они занимаются не называть эскалацией, то тогда наши военнослужащие спокойно расположились на своей территории, провели учения, собрали палатки, погрузились в вагоны, технику погрузили и начинают разъезжаться. Но истерика продолжается. Вот где эскалация. В этих самых действиях и в постоянном накачивании общественного сознания «угрозами», «страшилками».
Сегодня обсуждали, как «Евроньюс» освещает нынешнюю ситуацию. Показательно для телевизионного канала, который постоянно гордится своим сбалансированным подходом к освещению событий. Никакого баланса там не наблюдается. Кто-то эту ложь распространяет, инициирует эти действия в информационном пространстве, кто-то понимает происходящее, но в силу той же самой политики консенсуса и солидарности об этом не говорит. Некоторые (прекрасно это видим) даже наслаждаются тем, что происходит. Хлебом их не корми, лишь бы какую-то роль получить в очередной русофобской затее. Это печально. Надеюсь, что эти выдуманные «страшилки» не будут использоваться как предлог для того, чтобы Запад отлынивал от серьёзного разговора на основе наших предложений. Мы не стесняемся показывать свои аргументы. Предложения основаны на том, под чем подписался весь Запад в рамках ОБСЕ.
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать недавние заявления Президента В.А.Зеленского о том, что он видит некие сигналы возможных переговоров за спиной Украины по поводу вопроса напряжённости между Западом и Россией. Он говорит, что они на эти сигналы внимания не обращают, потому что за ними правда. Как бы Вы это прокомментировали?
С.В.Лавров: Немного некорректно так высказываться. Все наши западные партнёры только и делают, что подчёркивают необходимость выполнения Минских договорённостей и призывают именно Россию это делать. По сути дела выгораживают украинский режим и не замечают той ответственности, которая на нём лежит. Не надо о В.А.Зеленском волноваться. Пока ещё, к огромному сожалению, ни США, ни Франция на него всерьёз не влияли. Надеюсь, что поймут тупиковость нынешней линии и сделают всё необходимое, чтобы их слова о безальтернативности договорённостей и об особом статусе Донбасса не остались на бумаге. Нам это всё было обещано.
Говоря об эскалации. Только что показали «страничку», которую вчера одобрили министры обороны НАТО по ситуации на Украине и вокруг неё. Во-первых, там уже в тексте говорится, что они озабочены, что российские действия – это серьёзная угроза всей безопасности Евроатлантики. Для того, чтобы защищать альянс, разворачивают дополнительные наземные силы в восточной части НАТО, а также дополнительные военно-морские, военно-воздушные средства. При этом российские военные находятся на своей территории, никуда не вторгаются. Мы не увеличиваем никаких своих присутствий на границе с членами НАТО, а альянс делает ровно то, в чём он нас обвиняет. Самая «пикантная» часть этого заявления – это самое начало. Натовцы «глубоко озабочены» большим неспровоцированным и неоправданным российским военным присутствием и наращиванием этого присутствия на Украине и в Белоруссии. Как вам это? Тут уже чувство собственного превосходства и собственной непогрешимости. Оно уже «пробило» через край. К сожалению, этого края наши натовские коллеги не видят.
***
С.В.Лавров (добавляет после Л.Ди Майо): Должен пояснить. Мы бы рады работать в Совете Россия-НАТО так, как договаривались изначально. Но Й.Столтенберг и его бюрократы сначала запретили нам, нашим дипломатам, военным в Брюсселе нормально (как и все дипломаты и военные других стран) работать в штаб-квартире НАТО, стали требовать, чтобы мы (дипломаты и военные) за двое суток записывались с просьбой дать пропуск. Во время нахождения на территории штаб-квартиры НАТО за ними постоянно следовали какие-то «соглядатаи». Потом в очередной раз Й.Столтенберг потребовал, чтобы сократили мы своё присутствие. Многие наши дипломаты и военные объявлялись «излишними» по мнению Североатлантического альянса. Последняя его выходка свела наше присутствие до 10 человек, включая и дипломатов, и военных, и технический персонал. В таком составе никто не может работать. Поэтому мы решили не разыгрывать этот «спектакль» и не участвовать в нём. Сказали натовцам: давайте пока вы не успокоитесь, немного не остынете и не придёте в себя, заморозим наше присутствие у вас и ваше у нас. Когда вы поймёте, что это всё против интересов европейской безопасности, против нормального диалога, за который вы выступаете, дайте нам знать, чтобы восстановить взаимодействие как по численности сотрудников и в Москве, и в Брюсселе, так и по механизмам, которые существовали в рамках Совета Россия-НАТО и по афганским проблемам, по борьбе с терроризмом. Всё это было перечёркнуто в один «присест», в момент когда натовцы решили поддержать антигосударственный переворот и тех, кто пытался силой захватить крымский парламент, когда он восстал (в политическом смысле) против госпереворота и решил провести референдум. Вот во что всё упирается. Многие политологи говорят, что одна из причин той истории была связана с тем, что натовцы сами хотели (прежде всего американцы) забрать Крым и сделать там «непотопляемый авианосец».
Но я приветствую, что Л.Ди Майо искренне заинтересован в возобновлении работы Совета Россия-НАТО. Мы обсуждали это. Знаю, что Италия как раз за то, чтобы эта работа возобновилась полномасштабно, а не в том куцем виде, который остался после того, как натовцы предприняли меры по сворачиванию деятельности этого важного когда-то механизма.
Будем надеяться.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs