Фото: mid.ru
Усиление военного присутствия НАТО ставит под вопрос основополагающий акт об отношениях России и НАТО 1997 года. Об этом во время брифинга заявила официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова. При этом в МИД считают, что возможности дипломатии не исчерпаны, и отвергают все обвинения в намерении вторгнуться на Украину. «Все испытания, которые мы проходили исторически, и испытания вооруженных сил, которые в форме учений проводятся сейчас, – все это на нашей суверенной территории», — подчеркнула пресс-секретарь министерства.
«Международная жизнь»: Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс изучает возможность размещения боевых групп в Румынии, в районе Чёрного моря. Как Вы оцениваете это заявление и последствия его осуществления?
Мария Захарова: Решение по поводу новой многонациональной батальонной группы альянса в Румынии (ее, кстати говоря, собирается возглавить Франция – не Румынию, а группировку) будет приниматься на заседании Минобороны стран НАТО в эти дни, как раз 16-17 февраля. Будут также обсуждать возможность размещения таких батальонных групп и в Болгарии, Словакии, Венгрии. Милитаризация, кстати, Черноморского региона, как вы понимаете, давняя задумка НАТО. Намерен альянс действительно превратить этот мирный регион сотрудничества, видимо, в очередную арену для геополитических баталий и соперничества. Отнюдь не сфере, финансов, экономики будет развиваться нормальная здоровая конкуренция, а как раз в использовании нездоровых, неправомочных, нелегальных инструментов, видимо, для отвоевывания каких-то своих целей, задач и поддержки позиций. Вот так это все видится. Схема старая. Ничего нового не изобретено. Военное наращивание НАТО обосновывает, в общем, как и всегда, мифологической российской угрозой. Я так понимаю, что вот эта вот истерика последних недель тоже с этим связана.
Говорят, что присутствие военных сил России вблизи границ Украины заставляет натовцев обороняться. Чушь невозможнейшая. Понимаете, это не для людей, не для взрослых людей, для детей, которые не понимают, что такое государство, граница, где находятся вооруженные силы, что граница в принципе охраняется вооруженными силами. Различные государства по-разному их называют, но так или иначе без этого охрана границ просто не бывает. И каждые вооруженные силы проводят соответствующие маневры на своей территории. Делают это с уважением ко всем странам и объединениям, в которых участвуют. Об этом рассказывают, приглашают наблюдателей, что и было сделано. Ну, имеют на это право. Особенно это актуально, когда у тебя под боком государство, где на полную мощь несколько лет разворачиваются настоящие боевые действия в рамках настоящей гражданской войны. Ну вот зачем это? И кому это все рассказывается?
Еще раз. Вновь и вновь хотела бы повторить: Россия странам НАТО не угрожает. Нападать на них не собирается. Равно как и не только на них, но и другие страны. Мы проводим миролюбивую политику. Мы выступаем за сохранение мира. Мир это одна из главных ценностей для нашей страны. Ведь на территории нашей страны мы постоянно были вынуждены бороться с агрессором, который незвано вторгался, уничтожал все: населенные пункты, людей, инфраструктуру – просто все громил и крушил. И поэтому мы знаем, что такое мир. Мы знаем, как его защищать. И поэтому развиваем наши вооруженные силы, зная через какие испытания проходила наша страна. Еще раз подчеркну: все это испытания, которые мы проходили исторически, и испытания вооруженных сил, которые в форме учений проводятся сейчас, – все это на нашей суверенной территории.
Я также хотела бы напомнить, что альянс говорит о своей некой верности основополагающему акту об отношениях России и НАТО 1997 года. В нем закреплено обязательство стран, между прочим, осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимостей, интеграций и потенциала усиления, а не путем дополнительного размещения существенных боевых сил на территории новых стран членов. Это прямая цитата из упомянутого натовцами документа. Либо надо сказать, что он недействителен и они больше не придерживаются его основополагающих положений, либо надо соблюдать. И уж точно не заявлять то, что явно идет в его нарушение, коль скоро они его для себя еще окончательно не отвергли. А вот новое усиление военного присутствия альянса ставит под вопрос не только упомянутое положение, но и весь основополагающий акт, в котором зафиксировано, что Россия и НАТО более не рассматривают друг друга в качестве противников. Еще раз для тех, кто не очень понимает. Мы находимся на своей территории, а НАТО расширяется, в том числе и на территориях, увеличивая своих новых членов, несмотря на то что основополагающий акт, который регулировал взаимоотношения между Россией и НАТО, это прямо, в общем, по сути, запрещает.
«Международная жизнь»: Как после получения и оценки ответа США на предложения по гарантиям безопасности Россия видит перспективы дальнейших переговоров?
Мария Захарова: Что касается реакции США на российские предложения по гарантиям безопасности, то на рабочей встрече 14 февраля, которая проходила у президента России, с участием министра иностранных дел, Сергей Лавров доложил, что отрицательный ответ Вашингтона на приоритетные для интересов национальной безопасности России требования (о нерасширении НАТО, неразмещении угрожающих нам ударных вооружений вблизи российских границ, возвращении военно-технической конфигурации альянса на позиции 1997 года) нас удовлетворить не может. Стенограмма доступна на сайте Министерства иностранных дел. Вместе с тем мы полагаем, что возможности дипломатии, как это было подчеркнуто российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, далеко не исчерпаны. Бесконечные переговоры не в наших интересах, но мы готовы продолжить диалог с учетом сохранения комплексности и целостности нашей инициативы о гарантиях безопасности. В первую очередь речь идет о трех ключевых для нас элементов, которые были мной упомянуты выше. Будем готовы обсуждать вспомогательные, прикладные аспекты поддержания безопасности, в том числе отвод учений от линии соприкосновения Россия-НАТО, определение предельной дистанции сближения военных самолетов-кораблей, взаимный мораторий на развертывание РСМД в Европе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs