На протяжении двух с лишним недель весь мир с нетерпением ожидал от США максимально конкретных ответов на российские предложения по безопасности, хотя содержание этих ответов с известной долей погрешности было известно заранее. И дело тут, конечно, отнюдь не в «принципиальности» американских партнеров и «необходимости консультаций с союзниками по НАТО». Любое решение на внешнем контуре имеет прямую корреляцию с внутриполитической ситуацией, и оно для администрации Байдена весьма и весьма затруднительно. Именно поэтому американская внешняя политика имеет сегодня очень небольшое пространство для маневра.
Большинство месседжей, направляемых американским правящим классом вовне, адресовано, в первую очередь, внутренней аудитории и имеет целью поддержание соответствующего статуса среди электората. Сам электорат, не всегда находящий Украину на политической карте мира, гораздо острее воспринимает нерешенные внутренние проблемы и невыполненные предвыборные обещания, нежели очередную потенциальную войну на другой стороне земного шара. И именно с этим у администрации Джозефа Байдена сейчас большие проблемы.
Раскол правящей элиты
Эта проблема появилась не вчера и не является заботой исключительно Демократической партии. Это результат длительных процессов, начавшихся несколько десятилетий назад и ускорившихся с завершением Холодной войны. Раскол проявляется во всех сферах деятельности партийного и государственного аппаратов и наносит им серьезнейший ущерб: от партийной дисциплины (из свежего: разброд в стане республиканцев в дни второго импичмента Трампу или недавний саботаж голосования демократов «Электорального билля») до клановых разборок внутри правящего класса (по одному только украинскому кейсу от США, не считая Байдена, было 7(!) активных спикеров (Блинкен, Шерман, Бернс, Салливан, Остин, Нуланд). Насколько конкретными могут быть ответы от государства, президент которого беспокоится о вероятности «случайной ядерной войны», заместитель госсекретаря приглашает нейтральные пограничные государства в НАТО, а министр обороны заявляет о поставках летального вооружения на Украину?..
Провалы во внутренней политике
Экономика
Команда Байдена пришла во власть с обещаниями, в первую очередь, переломить негативный внутриэкономический тренд. Однако ничего революционного новая власть не сделала – запустила очередную в американской истории масштабную эмиссию, в том числе – под реформу инфраструктуры, которая естественным образом вернулась в виде роста инфляции, рекордного с 1982 года. Судя по статистике, к концу весны ее фактичекие величины могут достигнуть двузначных величин. Никакого внятного озвученного решения у Кабинета Байдена пока нет. Однако очевидно, в ближайшем будущем оно должно последовать (т.е. ужесточение кредитно-денежной политики), что, в свою очередь, окажет самое существенное влияние на глобальный финансовый рынок (кстати, не самый подходящий момент для блокировки SWIFT или введения запрета на долларовые операции…).
Миграция и провал «Электорального билля»
В России не многие представляют реальный масштаб миграционного кризиса в США. В апреле прошлого года на эту тему высказался российский МИД. «Ситуация требует срочного вмешательства ООН, других международных структур и правозащитных НПО», — заявляла представитель внешнеполитического ведомства нашей страны Мария Захарова. - В переполненных депортационных изоляторах находятся порядка 18 тысяч несовершеннолетних. Их родители буквально штурмуют южные рубежи США, счет задержанным уже перевалил за сотню тысяч. По оценкам американских СМИ, каждый день границу незаконно пересекают до тысячи человек». Проблема эта из сугубо идеологического поля давно перешла в экономическое и уже наносит ущерб и без того нестабильному в пандемию рынку труда. Демократы, заинтересованные в электоральном размывании республиканских штатов за счет мигрантов, теперь зачастую не знают, как справится с этим потоком. В итоге уже сами недавние мигранты жалуются на новоприбывающих за то, что те «крадут у них работу». Однако и сама идея «демографического замещения» потерпела крах после отказа Сената от изменения процедуры рассмотрения законопроекта. Демократам для продвижения жизненно важного решения не хватило двух голосов своих однопартийцев Джо Манчина и Кирстен Синемы. Показательно, что лоббистские интересы оказались сильнее даже чем прямые угрозы со стороны вице-президента Харрис. Таким образом, теперь республиканцы имеют все инструменты, чтобы при необходимости «утопить» законопроект.
Отрицательный медиафон
Как уже было неоднократно отмечено, американские mainstream-медиа намеренно изменили расставленные акценты в предложенном Россией проекте соглашения о гарантиях безопасности. Американской публике это представлено как «ультиматум» на фоне «готовящегося вторжения на территорию демократической Украины». На ультиматум проще и правильнее сказать «нет», чем на предложения «о гарантиях безопасности». Особенно, когда речь идет о «государстве-ревизионисте, угрожающем молодой демократии». Для тех же целей и той же аудитории Государственный департамент опубликовал бюллетень «о политике России на Украине» - набор примитивных штампов, передергиваний и откровенной лжи «на каждой странице». Электорат должен «понимать и одобрять» то, чем занимаются американские дипломаты и военные на территории бывшего СССР.
Однако на общую картину восприятия обществом президента и его команды, опять-таки в силу внутриполитических причин, это влияет не сильно. Скорее наоборот: все больше американцев, особенно среди консерваторов, видит в украинском кейсе интересы Monsanto, Westinghouse и Raytheon нежели борьбу за идеалы демократии с воскресшей «Империей зла».
Рейтинг одобрения работы Байдена продолжает падение, приближаясь к антирекордным величинам. В том же направлении движутся цифры личностной оценки американцами своего президента. Все это вкупе, как минимум, означает автоматическое поражение демократов на промежуточных выборах в этом году. Как максимум – в перспективе обнуляет вероятность подписания каких-либо стратегических международных документов в силу поражения демократов на выборах президента в 2024-м.
По этой причине американский ответ, очевидно, заключенный как в самом документе, так и в заявлениях американских политиков, зачастую несет неконкретный, а часто противоречивый характер, с одной стороны «демонстрируя приверженность ценностям и союзническим обязательствам», с другой – непрозрачный намек на невозможность их исполнения. Так, США отказываются согласиться на нерасширение НАТО на восток и при этом однозначно говорят о невозможности вступления в Альянс Украины хоть в сколько-нибудь обозримой перспективе, при этом прекрасно осознавая хлипкость правящего в стране режима. С одной стороны, они готовы вести переговоры о неразмещении стратегических вооружений, с другой – такие соглашения могут подготавливаться годами, а к моменту вероятного возвращения к власти республиканцев они не будут иметь шансов быть подписанными.
Де-факто американские политические элиты разобщены и настолько поглощены внутренними проблемами, что единственное, что они могут предложить контрагенту – это попытку заморозить нынешнюю ситуацию в растянутой по времени «готовности к переговорам». То есть, именно то, чего Россия ни при каких условиях не приемлет.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs