ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Латиноамерика: пандемия, экономика, связи с Россией

11:33 18.01.2022 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Что нового случилось в Латинской Америке и Карибском бассейне в минувшем 2021 году? И чего следует ожидать в регионе в будущем? На эти и другие вопросы нашего обозревателя отвечает Директор Института Латинской Америки РАН, кандидат экономических наук Дмитрий Вячеславович Разумовский.

 

«Международная жизнь»: Дмитрий Вячеславович, как вы в общем оцениваете наиболее важные события минувшего года в странах Латинской Америке и Карибского бассейна? И начнем, пожалуй, с обстановки в регионе в условиях пандемии коронавируса. Как эта эпидемия влияет на политику и экономику стран региона?

Дмитрий Разумовский: К сожалению, Латинская Америка является одним из самых пострадавших (если не самым пострадавшим) регионом с точки зрения последствий пандемии. Огромные человеческие потери (рекорды относительной смертности), кризис здравоохранения, тяжелейший экономический спад. Пандемия обнажила все традиционные проблемы региона. Первое – это неравенство доступа к здравоохранению, слабость национальных систем здравоохранения. Второе – отсутствие собственной промышленно-технологической базы для разработки и производства вакцин, лекарств, оборудования. В результате латиноамериканские правительства были вынуждены выстроиться в очередь к развитым странам, Китаю и России за вакцинами, медикаментами, аппаратами вентиляции легких и т.д. Необходимость больше технологического суверенитета в такой критической области – задача номер один для латиноамериканцев. И третье. Пандемия наложилась на экономический спад предшествующих лет, когда во многих странах росла долговая нагрузка, были проблемы с балансом бюджета, социально-экономическими показателями и т.д. Странам Латинской Америки и Карибского бассейна (или, как у нас в институте говорят, - Латино-Карибской Америки, ЛКА) было гораздо сложнее реализовывать масштабные программы поддержки населения и хозяйства в условиях жестких локдаунов, как это делали развитые страны или РФ. В итоге ковид-кризис стал ситуацией идеального шторма, регион испытал рекордные темпы падения ВВП в 2020 году, и существуют большие сложности с восстановлением.

 

«Международная жизнь»: В минувшем году в ряде стран региона состоялись всеобщие выборы. В частности, в Никарагуа вновь одержали победу сандинисты, а в Гондурасе и Чили президентами избраны представители левых сил. Не является ли это началом нового «левого разворота» континента? В чем его отличие от прежних подобных ориентаций на левые силы?

Дмитрий Разумовский: О возможном новом левом повороте в Латинской Америке говорят в контексте общего нового запроса на более активную просоциальную политику во многих регионах мира, прежде всего в Европе. Рост правового и материального неравенства в большинстве стран ЛКА, заметно усилившийся в период пандемии, создает особенно четкий запрос простых избирателей на новые подходы в экономической политике, которые плохо соотносятся с традиционным неолиберальным курсом. Подобная ситуация отчасти напоминает начало 2000-х годов, когда на волне разочарований в неолиберальных реформах 90-х годов росла популярность левых партий и политиков. Отличие той и нынешней ситуаций в том, что тогда левые лидеры были способны предложить обществу новые проекты развития, модернизацию государств с акцентом на социальные преобразования (Социализма XXI века Уго Чавеса, инклюзивный рост в Бразилии и др.). Эти модели были реализованы, приведя к противоречивым результатам. Сегодня латиноамериканским левым не хватает новых идей, которые были бы способны и ответить на критику прежних моделей развития, но также и предложить что-то цельное, альтернативное классическим неолиберальным рецептам.

 

«Международная жизнь»: Дмитрий Вячеславович, а что вы думаете о нынешнем состоянии торгово-экономических и научно-технических российско-латиноамериканских отношений и каковы их перспективы в текущем десятилетии?

Дмитрий Разумовский: Динамика торгово-экономического сотрудничества государств Латино-Карибской Америки с Российской Федерацией, если судить о ней по цифрам товарооборота и взаимных инвестиций, безусловно, удручает. Необходимо осознавать, что объемы торговли – это функция от экономической динамики обеих сторон. Россия и страны ЛКА в последние годы находились не в лучшей «экономической форме», поэтому и ожидания сохранения прежних объемов, не говоря уж о росте, не имели достаточных оснований. Но российская сторона демонстрирует способность быстро и эффективно реагировать на новые возможности и обстоятельства. Самый яркий пример – вакцины. Латинская Америка стала чуть ли не лидером по скорости регистрации нашей антиковидной вакцины Sputnik-V и ее закупкам. В ряде стран возникали известные сложности, но без них было невозможно трудно обойтись в известных экстремальных условиях пандемии. Однако, при этом репутация нашей медицинской науки, российской фармацевтики значительно выросла. Это открывает новые возможности для расширения сотрудничества в научной и конкретно фармацевтической сфере, в том числе и в области совместных разработок. Вообще, научно-техническое сотрудничество – это, наверное, главное, на чем стоит сосредоточиться нам в сотрудничестве с большинством государств ЛКА. Российские компании или исследовательские институты стали гибче смотреть на возможности совместных разработок, передачи технологий. Латиноамериканцы же весьма остро нуждаются в технологическом рывке, а русские здесь одни из самых интересных для них партнеров.

 

«Международная жизнь»: Каковы ваши прогнозы на будущее: куда пойдет Латино-Карибская Америка в социально-экономическом и политическом смыслах?

Дмитрий Разумовский: На мой взгляд,если не произойдет чуда, и цены на основные сырьевые товары снова резко и долгосрочно не вырастут, как это было в начале 2000-х годов, то Латинская Америка столкнется со сложнейшим десятилетием в своем развитии, которое можно будет сравнить с «потерянным десятилетием» 80-х годов XX века. Процесс поиска новой схемы, модели развития будет мучительным, приведет к обострению социально-экономических противоречий. За этим последует сохранение или даже рост политической поляризации. Однако если правительствам удастся «расшить узкие места» в своем развитии, создать механизмы повышения производительности труда, выстроить технологические альянсы, устранить экономические перекосы, то регион этот будет более восприимчив к будущим драйверам глобального экономического восстановления. А если и пандемия завершит свое разрушительное шествие по нашей планете, то и всесторонние отношения между Россией и странами ЛКА вновь начнут быстро расширяться и набирать обороты. Мы в ИЛА в этом уверены.

 

«Международная жизнь»: Благодарю вас, уважаемый Дмитрий Вячеславович, за интересное и ёмкое интервью.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати