В январе наступившего года Еврокомиссия планирует принять решение относительно классификации атомной энергетики с точки зрения ее соответствия критериям «зеленого» курса. Евросоюз расколот – возглавляют сторонников противостоящих друг другу точек зрения Франция и Германия.
В ноябре прошлого года президент Франции Эмманюэль Макрон заявил в телеобращении к стране, что власти приняли решение о возобновлении строительства атомных электростанций. Париж называет свою стратегию «ребалансировкой» источников энергии. При этом продолжится и развитие возобновляемых источников (ВИЭ), в первую очередь, солнечной и ветровой генерации и политика ускоренного выведения из эксплуатации генерирующих мощностей, работающих на угле. Тем не менее, именно АЭС, по мнению Макрона, помогут его стране выполнить обязательства по достижению углеродной нейтральности к 2050 году.
В настоящее время по числу действующих атомных реакторов Франция уступает лишь США. Атомная генерация занимает наибольшую долю в национальном энергобалансе Франции среди всех стран мира, порядка 70 процентов. Некоторое время назад предполагалось снизить удельный вес АЭС в поставках электричества французским потребителям до менее 50 процентов уже к 2035 году. Однако теперь эти планы, скорее всего, будут пересмотрены.[i]
Более всего тревожит оппонентов Парижа тот факт, что именно Франция возглавляет в ЕС группу стран-членов, которые требуют, чтобы Еврокомиссия признала атомную генерацию приемлемой с точки зрения целей «зеленого» энергетического перехода. На бюрократическом языке, речь идет об «экономической деятельности не угрожающей устойчивости окружающей среды». Позицию Франции поддерживают еще, по меньшей мере, девять членов ЕС, прежде всего, Венгрия, Польша, Финляндия и Чехия.
При всем том, отмечают критики развития атомной энергетики в ЕС, кроме Франции, среди членов ЕС лишь Финляндия на данный момент достраивает энергоблок на АЭС. Причем как французский, так и финский проекты, уже на десять лет отстают от первоначального графика ввода в эксплуатацию, а стоимость работ по строительству выросла в три раза.[ii]
Главным публичным оппонентом Парижа выступает другая ведущая страна Евросоюза – Германия. Истеблишмент и большинство жителей ФРГ придерживаются точки зрения, согласно которой атомная энергетика не может рассматриваться в качестве решения проблемы глобального потепления, поскольку «несет в себе слишком большой риск», а строить АЭС «слишком долго и дорого». В первую очередь Берлин ссылается на пример аварии на японской АЭС Фукусима в 2011, после которой немцы приняли решение закрыть половину всех АЭС к концу 2021 года, а остальные – к концу нынешнего, 2022-го.
Один из лидеров входящей в новую правящую коалицию партии «зеленых» Роберт Хабек, возглавил объединенное министерство экономики и окружающей среды, и является последовательным противником развития АЭС. Немцы также утверждают, что, по имеющимся у них сведениям, безопасность большинства атомных станций в Европе оставляет желать лучшего, либо с технической точки зрения, либо с точки зрения их географического расположения вблизи территорий, геологические особенности которых повышают вероятность аварий в случае землетрясений даже небольшой мощности.
Позицию Германии активнее других поддерживают Австрия, Дания, Люксембург и Португалия. Основная борьба идет вокруг т.н. «зеленой таксономии», классификации промышленных источников энергии с точки зрения их безопасности для окружающей среды и задачи противодействия потеплению климата. Решение о классификации должна принять Еврокомиссия. Цена вопроса крайне велика, поскольку включение тех или иных источников генерации в таксономию станет прямым сигналом для инвесторов и промышленников Евросоюза. Положительное решение даст «зеленый» свет вложению огромных финансовых средств в виды генерации, соответствующие целям климатической повестки ЕС, разработке технологий и инженерных проектов на десятилетия вперед. Европейские СМИ неоднократно сообщали о переносе даты принятия окончательного решения по вопросу экологической приемлемости АЭС. Теперь предполагается, что вердикт будет вынесен «в январе 2022 года».
Напомним, что в 2018 году межправительственная группа ООН по климатическим изменениям подготовила доклад, в котором призвала мировое сообщество взять на себя обязательство по достижению нулевого уровня баланса потребления и выбросов углерода уже к 2050 году. По мнению авторов Доклада, человечество сможет избежать худших последствий изменений климата, если снизит выбросы парниковых газов практически до нуля как раз к середине столетия.
В ноябре Еврокомиссия выдвинула предложение о поддержке инициативы Объединенных наций странами ЕС. Предполагается принять комплекс мер, которые должны свести выбросы парниковых газов практически к нулю; а остаточные объемы эмиссии компенсировать агротехническими и технологическими мероприятиями, направленными на экстракцию углерода из атмосферы.[iii]
К маю 2019 года ведущие страны ЕС призвали остальных членов Сообщества фундаментально нарастить усилия в области борьбы с климатическими изменениями. В частности, речь зашла о направлении на эти цели четверти всего общего бюджета ЕС на период 2021-2027 года. Кроме того, было предложено запретить выделение субсидий ЕС на любые проекты, способные ухудшить ситуацию с выбросами парниковых газов в окружающую среду. Прозвучал призыв поддержать приверженность Сообщества плану достижения «нулевой эмиссии» к 2050 году «в качестве крайнего по времени срока».[iv]
Год спустя, в апреле 2020, Объединенный исследовательский центр при Еврокомиссии (ЕК) выпустил доклад, в котором охарактеризовал атомную энергетику как безопасный и низкоуглеродный источник энергии, сопоставимый по своим экологическим характеристикам с ветро- и гидрогенерацией.
В рамках перехода к политике устойчивого климатического развития, ЕК планирует принять целый ряд таксономий, которые будут включать в себя направления экономической деятельности, соответствующие критериям климатической нейтральности. В нашем случае, директива с перечислением «зеленых» источников энергии, по задумке Брюсселя, придаст уверенность инвесторам, будет поощрять компании развивать проекты и практики, способствующие преодолению негативных климатических изменений, а также будет способствовать снижению фрагментации энергетического рынка ЕС. Тем не менее, многие европейские экологические организации по-прежнему выступают против включения в «зеленый» перечень атомной энергетики, ссылаясь, прежде всего, на значительные потенциальные масштабы ущерба от аварий, а также проблемы с переработкой и долговременным захоронением радиоактивных отходов.
Протесты экологов и ряда других членов ЕС не помешали Макрону изменить политику Франции в вопросах развития атомной энергетики. Сначала Париж принял решение о пересмотре сроков выведения из эксплуатации ряда ныне действующих реакторов. А в октябре прошлого года президент Франции объявил о планах инвестировать порядка 1 млрд. евро в разработку новых энергетических атомных установок – малых модульных реакторов. Было особо подчеркнуто, что развитие атомной энергетики позволит Франции достичь одного из самых низких показателей эмиссии парниковых газов среди всех государств Евросоюза. Тогда немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung написала, что заявление Макрона – это сигнал углубляющихся разногласий между Францией и Германией в вопросе будущего энергетической политики ЕС. Что Париж больше не желает приспосабливаться к немецкой точке зрения в таких важных вопросах, как энергетика и политика в области изменений климата.
The Washington Post отмечает, как французы постоянно напоминают Германии, что её неприятие атомной энергии при сохраняющейся высокой доле генерации, основанной на ископаемом топливе, включая уголь, явно противоречит образу одного лидеров ЕС в области борьбы с изменениями климата, который Берлин так пытается создать. По данным критиков, именно ФРГ принадлежит печальное первенство по загрязнению воздуха среди всех членов Евросоюза. Выбросы двуокиси углерода на душу населения в Германии почти в два раза больше, чем во Франции. Тем не менее, немцы закрывают АЭС, одновременно снося деревни ради строительства новых угольных шахт. Рост зависимости от традиционной электрогенерации приведет к новому увеличению выбросов. Между тем, на фоне резкого скачка цен на электроэнергию, ряд других стран ЕС следуют «дурному» примеру Германии и восстанавливают работу уже было закрытых угольных электростанций.
В свою очередь, немцы настаивают на «временном» характере проблемы роста угольной генерации у себя дома. «Зеленые» члены правительства Шольца рассчитывают довести долю ВИЭ в энергетическом балансе ФРГ с нынешних 50 до 80 процентов уже к 2030 году. Идея сохранения и тем более строительства новых АЭС рассматривается как неприемлемая и категорически отвергается. А перспектива ее признания экологически приемлемой со стороны Еврокомиссии рассматривается как, по меньшей мере, отвлечение ресурсов, так необходимых для ускоренного развития ветряной и солнечной энергетики. Вместе с тем, новый канцлер Германии Олаф Шольц придерживается осторожной позиции. И признает, что Германия может оказаться не в состоянии оказать влияние на Францию в вопросе развития атомной энергетики.
В последних числах прошлого года, еврокомиссар Майред МакГиннесс (Mairéad McGuinness), отвечающая за подготовку предложений по «зеленой» таксономии, охарактеризовала атомную генерацию как «низкоуглеродный» источник энергии, играющий важную роль для ряда государств-членов. В начале декабря прошлого года, французский еврокомиссар Тьери Бретон (Thierry Breton) в интервью европейским СМИ назвал «ложью» утверждения, согласно которым ЕС способен достичь климатической нейтральности без использования АЭС.[v]
Париж настаивает, что развитие атомной энергетики позволяет одновременно реализации двух стратегических целей ЕС - обеспечению бесперебойных поставок энергии «по разумным ценам» и энергетической безопасности, а также снижению зависимости сообщества от внешних поставщиков. Однако заявления Макрона по поводу АЭС воспринимаются многими в Европе не столько как сигнал о нежелании Франции ослаблять свою энергетическую безопасность. Речь может идти о закулисной борьбе за лидерство в Евросоюзе между Парижем и Берлином. В таком случае, решение Еврокомиссии в пользу позиции Франции может стать первым ощутимым поражением нового правительства Германии.
В условиях непрерывно усиливающегося соперничества между государствами, экологическая идея становится удобным и привлекательным инструментов дискредитации оппонентов. Страны не прекращают бороться за наиболее благоприятные условия национального экономического развития, которые включают в себя налоговые исключения и бюджетные субсидии. Вопрос о резком сворачивании использования традиционных источников энергии становится всё более «политически токсичным». Интенсифицируется борьба за фонды экологической поддержки со стороны Евросоюза. А за внешним радикальным идеализмом ряда экологических организаций порой просматривается продвижение «корпоративных интересов нового типа».
В целом, конфликт вокруг проблемы унификации экологической политики, рискует стать очередным испытанием на прочность для Евросоюза. Старая проблема неравенства в области экономического, социального и культурного развития между государствами-членами лишь обостряется на фоне новых вызовов медицинского и экологического характера. Сообществу вновь предстоит доказывать свою состоятельность, способность объединить объективно очень разные государства и народы на фоне усиливающихся центробежных тенденций.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs