После демократически проведенного референдума народов Крыма о возвращении в состав России, Запад во главе с Соединенными Штатами предпринял беспрецедентное давление, введя многочисленные санкции в отношении российских граждан и многочисленных предприятий, включая военно-технический сектор, банки, IT-компании и агропредприятия. Кроме того, санкции коснулись ограничения доступа к капиталу, торговли оружием и поставок в Россию технологий и оборудования для нефте- и газодобычи. Всего под санкциями в настоящее время находятся более 878 предприятий и 1976 российских граждан.
Только за один календарный год (2020-2021) в отношении России было произведено 93 действия санкционного характера. Наиболее частый инициатор таких действий - США (47 санкционных действий) и Европейский Союз - 22 действия.[1]
Безусловно, Россия ответила на эти, мягко говоря, недружественные действия стран Запада, включая США, Канаду и Австралию и их европейских партнеров, политикой импортозамещения, доказав неэффективность многочисленных рестрикций. Россия ввела ответные санкции и запретила ввоз ряда товаров из США, Австралии, Канады и стран Евросоюза.
Собственно, а что мы должны были делать в такой ситуации? Как говорится «зуб, за зуб». Нам не приходиться надеяться на то, что Запад смягчит или отменит санкции в ближайшее время. По крайней мере, опыт последних десятилетий говорит именно об этом.
Говоря о многолетнем опыте, я начинаю отсчет от дискриминационной поправке сенаторов Джексона-Вэника в закон о торговле, которую принял Конгресс США в 1974 году. Эта поправка запрещала США создавать условия наибольшего благоприятствования в торговле со странами социалистического лагеря и, прежде всего для СССР. Помимо этого, СССР запрещалось предоставлять кредиты, а также давать кредитные гарантии. Также устанавливалась дискриминационная система налогов и сборов для социалистических стран, в случае если они экспортировали в США свою продукцию. Поправка Джексона-Вэника действовала и в отношении Российской Федерации, как правопреемницы СССР, и была отменена лишь в 2012 году.
Кстати, хотел бы напомнить, что США еще в 2013 году ввели санкции в отношении нашей страны, по так называемому «делу Магницкого», а всего с 2014 по 2022 год Запад вводил санкции в отношении России более 100 раз: 25 раз в 2014 году, 12- в 2015, в 2016 – 13, в 2017 – 9, в 2018 – 16, в 2019 – 9, в 2020 – 7 раз, в 2021 году – 11 раз.[2]
Но ведь живем и, более того, постепенно замещаем импорт собственными товарами! «Партнеры» поняв, что санкционный план в отношении России не срабатывает, похоже, крайне раздражены тем, что Россия, якобы, нарушая принципы Всемирной Торговой Организации (ВТО), в которую она вступила в 2012 году, переходит на производство собственных товаров и услуг.
Представитель США на торговых переговорах Кэтрин Тай подготовила доклад, посвященный соблюдению Россией обязательств перед ВТО. По ее мнению, Россия все больше удаляется от главных принципов ВТО, которыми являются: открытая торговля, транспарентность, предсказуемость и справедливая конкуренция. Она договорилась до того, что заявила следующее: «американские рабочие и предприниматели оказались лишены шанса на честную конкуренцию. Они теперь в менее выгодных условиях с экономической точки зрения».[3]
В этой связи, хотел бы возразить, во-первых, американские рабочие никогда не работали в честной конкуренции, но это не главное, а главное состоит в том, что это не Россия нарушает принципы ВТО, а США и Евросоюз, вводя многочисленные и ничем не обусловленные санкции в отношении нашей страны. Поэтому рекомендовал бы госпоже Тай на досуге почитать Устав ВТО.
Ссылаясь на Устав ВТО, хотел бы напомнить, что экономические санкции, которые страны-члены организации могут применять в отношении других членов ВТО используются только в качестве особой или исключительной меры, к которой страны прибегают лишь в особых обстоятельствах. Страны-члены ВТО в отношении которых были применены исключительные меры, следуя логике восстановления баланса прав и обязанностей между странами-членами организации имеют право в соответствии со статьей XXI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) применить ответные действия, обусловленные процессом урегулирования споров.
Так, например, ограничения Евросоюзом импорта обработанной гормонами американской говядины, вынудили Вашингтон жестко действовать в отношении ЕС. ВТО, ссылаясь на исключительность обстоятельств спора, вынесла решение в пользу США, т.к. по мнению экспертов Комитета по разрешению споров (DSB) ВТО, опасения, высказанные Брюсселем не имеют достаточного научного обоснования.[4]
Сейчас, как заявила госпожа Тай, офис американского торгпредства намерен вместе со своими партнерами при помощи инструментов ВТО «привлечь Россию к ответу за ее поведение в многосторонней торговой системе ВТО». Особенно Соединённым Штатам не нравится ставка России на развитие собственного IT-сектора. Кроме того, она указала на «необоснованные научно» ограничения импорта в сфере сельского хозяйства.
И какова же реакция Всемирной Торговой Организации?
Напомню, что ВТО должна следить за тем, чтобы все ее члены были в равных условиях и конкурировали честно друг с другом. Так вот санкции, ухудшая положение России, ставят ее в более невыгодную позицию. Однако представитель США при ВТО Майкл Панки заявил, что санкции, введенные против России, якобы не нарушают Устава организации. По его мнению, торговые ограничения могут накладываться, только если «виновное» государство каким-то образом унижает права человека или если торговые отношения вредят интересам национальной безопасности.[5]
Теперь при помощи ВТО Вашингтон хочет провести разбирательство, использовав все средства, чтобы сохранить рынки России открытыми для экспорта товаров из США. Более того, доклад о нарушениях Россией принципов ВТО вынесен на рассмотрение Конгресса США. Мотивировка авторов доклада проста, экспорт американских товаров в Россию по сравнению с 2013 годом резко упал. Если в 2014 году он составлял 11,1 млрд. долларов, то в 2016 году упал до 5,8 млрд., сократившись в 2020 году до 4,9 млрд., а в первые десять месяцев 2021 года - до 4,8 млрд. долларов.[6] Хочется спросить – а вы на что рассчитывали, вводя санкции?
В этой связи удивляет позиция американских конгрессменов, которые договорились до того, что заявили: «Соединенные Штаты выражают обеспокоенность тем, что Россия продолжает принимать и реализовывать меры по локализации американских санкций и предоставляет льготы как товарам, так и услугам отечественного производства», а также отмечают расширение государственного контроля над экономикой. Более того, они решили, что, по их мнению, «путь импортозамещения является контрпродуктивным, как для России и российского народа, так и для мировой экономики».[7] Какая трогательная забота о мировой экономике и благе нашего государства! То есть получается, что американские санкции в отношении России даже полезны, а импортозамещение – губительно! Вот такая логика по-американски. Послушайте, господа, вы случайно не заплутали «в трех соснах»?
Убежден, что Россия должна действовать последовательно в рамках собственных национальных интересов, собственно, делать все то, что делала и ранее, не обращая внимания на всевозможные доклады и отчеты торговых представителей или конгрессменов. А доклады и отчеты торговых представителей пусть рассматривают конгрессмены и сенаторы, т.к. фактически они все равн никакой юридической силы не имеют.
А что же главный американский «партнер» Евросоюз? Он тоже старается. В июле ЕС подал иск в ВТО против России в связи с мерами, которые, по мнению истца, запрещают его компаниям продавать товары российским государственным предприятиям. В ноябре текущего года стало известно, что Евросоюз оспаривает несколько российских мер, принимаемых в рамках программы импортозамещения. Он опубликовал официальный запрос о формировании третейской группы для рассмотрения спора с Россией о госзакупках, т.к. прошедшие 13 сентября двусторонние консультации не привели к урегулированию спора.[8]
Недавно Евросоюз обратился с жалобой во Всемирную торговую организацию. По мнению еврочиновников, Россия якобы долгое время разрабатывала меры, которые теперь ставят европейские компании в невыгодное положение при торговле с российскими государственными предприятиями и компаниями частного сектора. В частности, речь идет о системе коммерческих закупок.[9] То есть, несмотря на санкции, российский рынок должен быть открыт для европейского бизнеса. Так не бывает.
А рынок этот действительно не маленький. По подсчетам экономических экспертов ЕС в 2019 году стоимость тендеров российских государственных предприятий составила 23,5 триллиона рублей или около 290 миллиардов евро, что эквивалентно примерно 20% ВВП России. В связи с этим Евросоюз призвал российскую сторону отменить ограничения или привести их в соответствие с правилами организации, а также, обратившись в ВТО, призвал Комитет по разрешению споров (DSB) создать комиссию с целью разрешения этой проблемы. В Москве считают, что эти меры не противоречат нормам ВТО и обязательствам, взятым на себя Россией. При этом Евросоюз недавно вторично подал запрос в ВТО на рассмотрение претензий к России, а DSB ВТО – создал комиссию, в состав которой вошли представители США, Австралии, Швейцарии, Канады, Китая, Японии и Украины. Посмотрим, каково будет решение… Но как неоднократно подчеркивало, руководство нашей страны - разговаривать с Россией на языке ограничений контрпродуктивно.
Здесь хотелось бы отметить, что не всегда решения DSB принимаются против России. Так, арбитры ВТО в споре об энергокорректировках и надбавках к себестоимости российских экспортных товаров поддержали Россию, а не Евросоюз. Это решение создало прецедент для отмены введенных ранее Евросоюзом пошлин. Речь идет о непризнании ЕС низких цен на энергоносители, включая газ, тепло, электроэнергию внутри России при расчете себестоимости поставляемых на экспорт российских товаров. Также третейская группа в рамках ВТО встала на сторону России в споре с Евросоюзом в отношении якобы нерыночного характера российской экономики. Она признала противоречащей правилам организации практику Евросоюза, в соответствии с которой в антидемпинговых расследованиях по выявлению поставок товаров по заниженной стоимости в ущерб конкуренции не принимаются во внимание издержки российских предприятий на приобретение сырья. Такой подход стал применяться ЕС еще в отношении советского экспорта, он был основан на предположении о нерыночном характере ценообразования в Советском Союзе, а в последующем и в отношении России, в частности на природный газ.
Не секрет, Россия как страна, богатая природными ресурсами имеет полное право продавать их на региональных и мировых рынках по спотовым ценам, на чем собственно и настаивали наши оппоненты, а внутри страны - по ценам ниже международных.
Конечно, претензии со стороны Евросоюза к России продиктованы собственными соображениями. Но при этом давление европейцев на нашу страну во многом обусловлено согласованной с США политикой.
Показателен в этом отношении 50-минутный телефонный разговор Президента России Владимира Путина и США Джо Байдена, который произошел в ночь с 30 на 31 декабря прошлого года. Во время разговора Байден предупредил Владимира Путина, что Запад разработает «масштабные и беспрецедентные санкции» в экономической и военной сфере, если напряженность в Европе будет нарастать по вине России. Видимо Байден имел в виду проекты Договора о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО, которые Россия передала США 15 декабря текущего года.
В свою очередь, Президент Российской Федерации предупредил своего американского коллегу о том, что предложения России по гарантиям безопасности в Европе направлены американской стороне не для того, чтобы «что-то забаллотировать и прекратить», а с целью достижения «дипломатического переговорного результата», также он добавил, что введение новых санкционных мер в отношении России может стать основанием для разрыва отношений между странами. По мнению российского Президента, отношениям Запада с Россией вообще будет нанесен серьезнейший ущерб, а «потомки расценят этот шаг именно таким образом, т.к. ошибок уже было сделано немало за последние 30 лет, поэтому желательно в данной ситуации, чтобы таких ошибок больше не делать».[10]
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] В России подсчитали количество введенных против нее западных санкций 15.02.2021 года. Электронный ресурс: https://rg.ru/2021/02/15/.html
[2] Все санкции США и Евросоюза в отношении России с 2014 года. Электронный ресурс: https://www.currenttime.tv/.html
[3] США назвали российское импортозамещение отклонением от норм ВТО 22.12.2021 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/ekonomika/13266141/.html
[4] Что такое «существенные интересы безопасности» 03.04.2014 года. Электронный ресурс: https://globalaffairs.ru/articles/.html
[5] Почему ВТО не защищает Россию от санкций 13.11.2014 года. Электронный ресурс: https://www.kp.ru/daily/26307.4/3185010/.html
[6] США обвинили Россию в нарушении норм ВТО из-за импортозамещения 22.12.2021 года. Электронный ресурс: https://dailystorm.ru/news/.html
[7] В Кремле ответили на обвинения США в нарушении Россией норм ВТО 22.12.2021 года. Электронный ресурс: https://iz.ru/1268019/2021-12-22/.html
[8] Торгпред США Тай назвала проводимое Россией импортозамещение нарушением норм ВТО 22.12.2021 года. Электронный ресурс: https://iz.ru/1267810/2021-12-22/.html
[9] ЕС потребовал от России многомиллиардную компенсацию за импортозамещение 26.12.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20211226/es-1765519939/.html
[10] "Кремль настаивает на гарантиях безопасности". Мировые СМИ о разговоре Путина и Байдена 31.12.2021 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13340575/.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs