ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Япония: пересмотр основ оборонной политики (к сведению японских налогоплательщиков)

10:30 13.12.2021 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

В ходе состоявшихся в Японии осенью уходящего года кампаний по выборам главы правящей Либерально-Демократической партии (ЛДП) и нового состава нижней палаты парламента активно обсуждались темы, связанные с оборонной политикой страны. Был затронут такой чувствительный для японских избирателей вопрос, как возможность увеличения потолка оборонных расходов, ограниченного одним процентом от ВВП ещё в середине 1970-х гг. В качестве фона для продвижения этой и других инициатив, например, придания Силам самообороны возможности атаковать базы на территории противника, японские «ястребы» использовали ракетные запуски с Корейского полуострова, а также факт состоявшегося 17-23 октября первого совместного патрулирования российских и китайских кораблей в западной части Тихого океана, целью которого стали демонстрация флагов двух стран, поддержание мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

После того, как выборы завершились, в целом, успешно для ЛДП, ожидалась некоторая пауза перед принятием Токио конкретных шагов по пересмотру основ оборонной политики. Утверждение правительством проекта бюджета происходит в конце декабря, а новый финансовый год в Японии начинается в апреле. А с учётом предстоящих летом следующего года выборов в верхнюю палату парламента, принятие такого резонансного шага, как увеличение потолка оборонных расходов до двух процентов, могло бы сильно задержаться.

При этом в ускоренном пересмотре Японией своих подходов к политике безопасности сильно заинтересован Вашингтон. Например, хотя постепенное увеличение Японией потолка оборонных расходов, скорее всего, не привело бы к стремительному росту возможностей Сил самообороны, но это стало бы еще одним подтверждением лояльности региональных американоцентричных коалиций, которые Вашингтон рассматривает в качестве одного из ключевых инструментов своей новой антипекинской стратегии. И дополнительные деньги у правительства Фумио Кисида на модернизацию Сил самообороны, похоже, могут найтись уже скоро.

26 ноября правительство Японии утвердило проект дополнительного бюджета на сумму в 36 трлн. йен (более 310 млрд. долларов США) для финансирования принятого ранее пакета мер по поддержке экономики и населения в период пандемии. 6 декабря проект дополнительного бюджета был внесён на внеочередное заседание парламента, решение по нему планируется принять 21 декабря[1].

Более 770 млрд йен (6,7 млрд. долларов) из дополнительного бюджета, в случае его принятия, будет потрачено на модернизацию Сил самообороны. В результате, общий размер оборонных расходов на 2021 финансовый год составит 6,1 трлн йен (53,2 млрд. долларов), превысив исторический потолок в один процент от ВВП (достигнет 1,09 процентов)[2]. Данный шаг, как отмечается в зарубежных СМИ, отражает решимость Токио «укреплять свои собственные оборонные возможности с целью дальнейшего усиления альянса США и Японии и региональной безопасности», как это было зафиксировано ещё в совместном заявлении Джо Байдена и Ёсихидэ Суга, посвящённого итогам состоявшегося в апреле в Вашингтоне двухстороннего саммита[3]. Также это может свидетельствовать и о возрастании роли «ястребиного» крыла в правящей коалиции (ЛДП и партия Комэйто), выступающего за то, чтобы присутствие Японии было более артикулированным не только в водах морей, отделяющих её от Китая, России и Корейского полуострова, но и ближе к Тайваньскому проливу[4].

Бюрократы из Минобороны Японии при этом дают понять, что дополнительные закупки продукции военного назначения, сопровождаемые кредитными послаблениям для национальной оборонной промышленности, будут способствовать её выводу из стагнации, вызванной, в том числе, и экономическим издержками из-за пандемии.

Весьма значительные средства из дополнительного бюджета будут потрачены на закупку у американского концерна «Локхид Мартин» новейшей модификации ракет, а также дополнительного оборудования для комплексов ПРО «Пэтриот». Усовершенствование системы национальной интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны станет приоритетным направлением нового дополнительного финансирования. Впрочем, национальный ОПК не будет обойдён вниманием, намечается дополнительная закупка современных комплексов ПРО и ПВО среднего радиуса действия «Тип-03», разработанного кампанией Мицубиси.

Морские силы самообороны получат три новейших базовых патрульных самолётов P-1 Кавасаки, возможности которых соответствуют условиям так называемых «серых зон безопасности», существующих, например, вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао. Из выступления бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ 1 декабря на онлайн-форуме тайваньского Института изучения национальной политики следовало, что в случае военного кризиса в Тайваньском проливе необходимость обеспечить «защиту этих островов», находящихся в 100 километрах от Тайваня, приведёт к вовлечению Японии в подобный конфликт. Авиастроительное подразделение компании Кавасаки также поставит один транспортный самолёт С-2 воздушным Силам самообороны. Кстати, стремясь компенсировать производственные издержки, Кавасаки пытается предлагать свои военные самолёты и на внешних рынках вооружений, впрочем, не особо успешно.

Сухопутные силы самообороны получат также 13 многоцелевых вертолётов Субару UH-2 (это глубокая модернизация американской разработки), которые могут быть использованы для выполнения широкого спектра и географии задач, включая отдалённые острова, а также осуществлять помощь при ликвидации последствий стихийных бедствий. Будет дофинансировано строительство военной базы на острове Исигаки (префектура Окинава), где в 2022 финансовом году планируется установить батареи ракет «земля-воздух» и «земля-море», а также разместить 570 человек из состава сухопутных Сил самообороны. Исигаки расположен примерно в 110 километрах от Сэнкаку/Дяоюйдао[5]. Список продукции военного назначения, закупки которой будут обеспечены дополнительным бюджетом, не ограничивается вышеупомянутой номенклатурой. Будут закуплены морские мины, торпеды и другое военное оборудование японского производства. При этом часть средств пойдёт на расходы, связанные с оптимизацией военного присутствия США в Японии. Официальные представители минобороны заявляют, что всё это предполагалось к включению в основной бюджет на 2022 финансовый год. Однако текущая спешка в этом вопросе объясняется ими ростом напряжённости в «районах, окружающих Японию».

Здесь стоит отметить, что в Японии существуют весьма напряжённые отношения между бюрократами из Минфина и Минобороны, и поэтому сама возможность военных закупок через дополнительный бюджет является для Японии экстраординарным явлением. Возможно, в данном случае проявилось влияние министра обороны Нобуо Киси, весьма органично, в отличие от своих предшественников, вписавшегося в эту непопулярную с точки зрения японских избирателей должность. Старшим братом ему приходится вышеупомянутый С. Абэ, де-факто возглавляющий сейчас наиболее влиятельную фракцию внутри ЛДП. В будущем, не исключено, что Н. Киси побывает и в кресле премьер-министра.

При этом текущее решение японского правительства удачно встраивается в имеющиеся у двух стран планы провести в январе в Вашингтоне переговоры в формате «два плюс два». Как ожидается, в повестку этих переговоров войдут ситуации в Тайваньском проливе, на Корейском полуострове и другие вопросы.

Также планируется подписать документ о взятии Японией на себя дополнительных расходов по содержанию расквартированных на её территории американских войск, против чего японская сторона пыталась ранее возражать. Формат «два плюс два» (главы дипломатических и оборонных ведомств) уходит своими корнями к японо-американскому альянсу периода холодной войны. Предыдущая встреча представителей США и Японии «два плюс два» состоялась в Токио в марте. На этот раз МИД Японии будет представлять Ёсимаса Хаяси, недавно назначенный вместо Тосимицу Мотэги, перешедшего на «партийную работу».

К каким региональным последствиям приведет пересмотр основ оборонной политики Японии как результат? Пока ясно одно - военная составляющая сотрудничества между Японией и США продолжает активно развиваться.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати