Фрагмент выставки в Тосно к 160-летию живописца Андрея Рябушкина. Фото В.Братанюка.
Перекличкой эпох XVII – XXI вв. вольно или невольно стала художественная выставка в честь 160-летия со дня рождения выдающегося русского живописца Андрея Рябушкина. Она открыта не в музее федерального значения, а в светлом Выставочном зале Тосненского Дома культуры, но и по месту своего расположения, и по силе воздействия на любителей изобразительного искусства экспозиция не уступает столичным вернисажам. Небольшой город Тосно на берегу одноименной реки расположен в Ленинградской области среди исторических ландшафтов Гатчины, Пушкина, Любани, Вырицы. Здесь достигло своей зрелости творчество Андрея Петровича Рябушкина, покинувшего сей мир в расцвете сил в 43 года. Художник родился в Станичной слободе под Борисоглебском Тамбовской губернии. Этот дивный край Центральной России дал мировой культуре немало выдающихся имен писателей, композиторов, поэтов, архитекторов, живописцев, святых. Выставка в Тосно названа - «Древняя Русь и Тосненская земля в творчестве Рябушкина и современных художников». В этом и ключ к пониманию значения творчества А.П.Рябушкина в искусстве в целом и в отечественной живописи в частности.
Одаренный от природы, Андрей Рябушкин учился в Петербургской академии художеств и на первой же студенческой выставке его работу «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» купил Павел Михайлович Третьяков для своей галереи в Москве. Молодому студенту было 18 лет. На выпускной экзамен он готовил полотно по библейскому сюжету «Снятие с Креста», но позволил себе пойти на поводу собственного вдохновения, нарушив каноны Академии, за что не получил заслуженной Золотой медали. Работу оценили и знатоки, и любители живописи, а Павел Третьяков купил и это полотно А.Рябушкина для своей коллекции. Обладателям Золотой медали после выпуска полагалась значительная премия и поездка за границу на стажировку. Такая заманчивая возможность прошла мимо выпускника, проявившего своеволие, хотя и не в ущерб искусству. Тогда президент академии Великий князь Владимир Александрович Романов выделил сумму из собственных средств, чтобы талантливый художник смог поехать в Италию. А.П.Рябушкин и здесь повел себя неординарно: отказавшись от поездки в страну Данте и Микеланджело, он направился по городам России писать её достопримечательности, изучать родную землю, обретать смыслы, сокрытые в её зодчестве, традициях, нравах, устных и песенных сказаниях.
Основной темой творчества живописца стала Русь XVII века допетровской эпохи, с её патриархальным укладом, семейным Домостроем, православными традициями, богатством парадного костюма и разнообразием повседневных одежд, под которыми скрываются такие загадочные, сильные, противоречивые и неуёмные русские характеры.
Николай Лыков «Портрет А.П.Рябушкина», 2012
Выставка в Тосно являет собой диалог Мастера, Учителя со своими последователями, с носителями лучших духовных и профессиональных традиций живописи, которые отфильтровало, но не выплеснуло время.
Ольга Денисенко «Жемчужное ожерелье» и «Вербное воскресенье», 1998 и 2001
Глядя на молодую горожанку в нарядном костюме с картины «Жемчужное ожерелье» (1998) Ольги Денисенко, вспоминаешь известное полотно А.Рябушкина «Московская девушка XVII в.» с алой лентой в косе. Героиня современной художницы, участницы выставки в Тосно, не уступает по выразительности средств, грации и красоте наряда своей сверстнице из того же века. Она написана в лучших традициях А.Г.Венецианова и А.П.Рябушкина, хотя кистью водила мастерица XXI века. У Ольги Денисенко на выставке представлены ещё две работы: «Вербное воскресенье» и «Ветер на улице в Москве XVII века» - очевидное влияние обаяния живописи А.Рябушкина, в частности, прослеживается параллель с его картиной «Свадебный поезд в Москве XVII столетия» (1901). Но перед нами на выставке полотна зрелого мастера Ольги Денисенко со своей индивидуальной манерой изображения.
Ольга Денисенко «Ветер в Москве XVII века», 2005
Анастасия Вострецова «В раздумье», 2008
Как с картины старых мастеров сошла героиня полотна «В раздумье» Анастасии Вострецовой, работающей в традициях школы А.Рябушкина. К исторической теме проявлен интерес молодого художника Ильи Зорькина в его картине «Москва. 1698 год.» (2020) и Михаила Молякова «Митрополит Макарий встречает войско Ивана Грозного», 2011. На обоих полотнах запечатлены исторические события, но не ради этого только живописцы приступали к выбранным сюжетам. Зритель понимает, сколь остро, смело, убедительно, экспрессивно каждый в своей неповторимой манере авторы осмысливают сложнейшую и всегда актуальную тему народа и власти. Как по-разному отражены взаимоотношения духовных лидеров с воинством, служивым людом. Какие сравнения используют художники для передачи темперамента: в одном случае – накал страстей несогласных стрельцов, сравнимый с укрощением разъяренного коня, в другом – идиллическая картина гармонии защитников Московского царства и власти. К историческим сюжетам относится и представленная в экспозиции картина Анатолия Перевышко «Петр I», на которой изображен царь, стоящий на верфях среди работников, сплавляющих лес для строительства С-Петербурга. И вновь звучит тема народа и власти, но решенная уже в ином ракурсе.
Анатолий Перевышко «Петр I на сплаве леса для строительства Санкт-Петербурга», 2020
Илья Зорькин «Москва 1698 год.», 2020
Михаил Моляков «Митрополит Макарий встречает войско Ивана Грозного», 2011
Василий Братанюк «Князь Константин Василий (в крещении) Острожский и княжна Гальска Острожская приручают орла, 1560 г.», 2011
Готовясь к празднованию 160-летия со дня рождения Андрея Рябушкина, петербургские художники, а точнее – художники петербургской школы изобразительного искусства – прониклись тем духом творчества, задачами, которые пытался отразить в своих произведениях наш выдающийся предшественник, а для многих – учитель Андрей Рябушкин. Он жил в тех местах, где сегодня проходит выставка в честь его юбилея, в имении своего друга Ильи Тюменева «Приволье» и имел благоприятные возможности преодолевать по несколько верст пешком, наблюдать влияние природы на жизнь и формирование характера русского человека. В свое время Модест Мусоргский объяснял современникам, откуда наши композиторы черпают вдохновение для своей музыки, которой, кажется, нет предела, настолько она широка и глубока. Она из наших равнин, лесов до горизонта, тихих полей, необъятных степей, - этим объяснял композитор особенность русской музыки. В соответствии с законами гармонии и уникальности родной стихии, картины данной экспозиции свидетельствуют о неразрывной традиции в понимании высокого назначения творчества, будь то живопись, акварель, музыка, танец.
Василий Братанюк «Дом в «Приволье», где жил А.П.Рябушкин», 2021
Василий Братанюк «Имение И.Тюменева: в молчании вечера и вешних вод», 2021
В выставочном зале Дома культуры Тосно множество полотен с разнообразными пейзажами, темы которых навеяны биографией А.П.Рябушкина. В частности, сюжеты многих из них запечатлели деревенские дома и избы. В них некогда жили прославившие Россию люди, как например, Андрей Рябушкин, создавая свои образы Руси в том самом имении «Приволье». Василий Братанюк написал этот дом, а на другом полотне – сюжет, где художник Андрей Рябушкин у мольберта над рекой пишет просторы в окрестностях «Приволья». Есть и еще примечательный дом в тех же живописных местах, который также запечатлел Василий Братанюк. Это дача, где ещё недавно проживали родители президента России В.В.Путина. Время рушит стены и крыши, художники оставляют нам свидетельства исторической достоверности.
Василий Братанюк «Дача родителей президента В.В.Путина», 2018
Василий Братанюк «Мартовский вечер в «Марьино», 2020
Молодая художница Эвелина Ронгонен, готовясь к выставке, летом ездила в Тосно, написала дорогу, ведущую в имение «Приволье», где долгое время жил и творил А.Рябушкин. Анастасия Кокорева представила свой пейзаж «Дорога в Любань». Созвучны той же тематике полотна Федора Федюнина «В тени деревьев Оптиной пустыни», Наталии Назаровой, чьи акварельные пейзажи навеяны своеобразием атмосферы Тосно, в частности деревни Никольское, имения Толстых, а также тех мест, где создавал свои картины Исаак Левитан. Кстати и пейзажист Анатолий Ивасютин представил свои картины «Левитановские березы». В тот же ряд можно поставить написанную недавно картину Веры Канцеровой «Дорога» (2021), Лилии Цибизовой «Дома пристанционные», именитого питерского художника Геннадия Бернадского «Над озером» (2010), Анатолия Перевышко, что отразил в своих пейзажа окрестности Стрельны под Санкт-Петербургом, в частности, его полотно «Оттепель в декабре». Екатерина Сапогова представила две авторских работы, одна из которых буквально залита теплом и светом, что подчеркивают и спелые головки подсолнухов – милая сердцу «Украинская хатка», а рядом - «Горный поток» и «Бурная речушка» кисти Бориса Семенова, Анатолия Ивасютина «Холодный апрель» и «Осенняя пора».
Эвелина Ронгонен «Дорога в ”Приволье”», 2021
Эвелина Ронгонен «В окрестностях «Приволья», 2021
Анатолий Перевышко «Оттепель в декабре», 2016
Анатолий Перевышко «Река», 2021
Анатолий Перевышко «Поздняя осень. Озеро», 2021
Борис Семенов «Быстрый поток», 2019
Борис Семенов «Синяя река», 2021
Анатолий Ивасютин «Источник Сергия Радонежского», 2021
Михаил Латышев «Сентябрь на р.Тигоде», 2020
Геннадий Бернадский «Цветы над рекой», 2021
Геннадий Бернадский «Лодки», 2021
Геннадий Бернадский «В окрестностях Тосно», 2020
Геннадий Бернадский «У реки», 2020
Геннадий Бернадский «Осень», 2021
Анна Нестерова «Лес», 2020
Геннадий Бернадский «Лето в Старой Ладоге», 2021
Анна Нестерова «Сирень на окне», 2021
Федор Федюнин «Набережная С-Петербурга у подворья Оптиной пустыни», 2021
Экспозиция богата удивительными портретами наших современников. Каждый персонаж несет немалую смысловую нагрузку – будь то известный общественный или государственный деятель, либо неизвестный любитель приятного отдыха или народного ремесла, вроде вышивания крестиком. Их авторы Анастасия Вострецова «В раздумье», Василий Братанюк «Портрет барона Эдуарда Фальц-Фейна», «Князь Василий-Константин Острожский и княжна Галышка Острожская приручают орла, 1560 г.», Дарья Фотиева «Повелительница», Ксения Салдаева «Портрет Анны», Анна Виноградова «Подруги», Татьяна Лушникова «Поморская песня», Наталия Зуева-Отлейкина «Яблочный Спас в усадьбе ««Марьино», Наталия Милашевич «Девочка над рекой», «Вышивальщицы», Дарья Антипина «Весна. Созидание».
Вглядимся в их лица, пластику, мимику, - художники уловили тончайшие движения души каждой из своих героинь и героев. И каждый портрет – отражение эпохи с очевидными духовными и этническими традициями своего народа, своей малой и большой родины, будь то вышивка на пяльцах, венок из ромашек в девичьем хороводе, работы в весеннем саду или одна на всех родная песня. Художница Дарья Фотиева хотела передать с портрете «Повелительница» лучшие качества женщины - мудрой, сильной, мягкой, красивой. А Наталья Милашевич, прежде чем писать портрет девочки, нарядила её в русский сарафан, который дает простор движениям и подчеркивает угадываемую грацию и раскрепощенность юного создания.
Дарья Фотина «Повелительница», 2019
Наталия Милашевич «Девочка над рекой», 2020
Наталия Милашевич «Вышивальщицы», 2019
Ксения Салдаева «Портрет Анны», 2021
Татьяна Лушникова «Поморская песня», 2013
Дарья Антипина «Весна. Созидание», 2008
Анна Виноградова «Подруги», 2020
Василий Братанюк «Портрет Э.А.Фальц-Фейна», 1998
Органично вошла в экспозицию тема православных храмов, соборов и церквей. Яркие образы русского зодчества создали мастера Татьяна Лушникова в картине «Утро в Торжке» (2015): над рекой, над косогором возвышается храм, созывая вместе с солнцем прихожан на литургию; Светлана Вербовская написала «Благовещенский собор» (2021) как нерушимую светоносную силу, рядом с которой уходит суетное и мирское. Василий Братанюк в этюде «Феодоровский монастырь. Переяславль-Залесский» (2012) дал зарисовку вечной лампады – непрекращающейся в веках молитвы Богу; Евгения Кондратьева наполнила свое полотно «Аромат праздника» (2018) ликующими чувствами радости. Веточки вербы перед иконой и с любовью убранный дом в лучах утреннего солнца – это песня души.
Татьяна Лушникова «Утро в Торжке», 2015 Светлана Вербовская «Благовещенский собор», (2021)
Василий Братанюк ««Феодоровский монастырь. Переяславль-Залесский» (2015)
Анна Нестерова «Аромат праздника», 2021
Наталья Назарова «Старая яблоня»
Евгения Кондратьева «Вкус», 2021
Евгения Потемкина «Дом у реки», 2021
Интересна картина про железнодорожный храм на станции Любань Владимира Пантелеева. Внимание к нему неслучайно. Во-первых, это единственный храм в России, построенный специально при станции, чтобы посылать молитвы о спасении пассажиров и составов. В нем увековечены фамилии строителей Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги Москва-Санкт-Петербург. Здесь покоятся останки великого инженера и первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова. Во-вторых, известно, что в этом храме не раз останавливался император Николай II; в-третьих, композиционное решение это небольшой церкви архитектора Андрея Тона сохраняет атмосферу единения прогресса с сугубыми чаяниями каждого, живущего на нашей земле.
Владимир Пантелеев «Железнодорожный храм на станции Любань», 2020
Остается подчеркнуть немаловажную деталь: в экспозиции представлены работы широко известных мастеров – членов Союза художников России, таких как Анатолий Перевышко, Геннадий Бернадский, кавалеров ордена Карла Фаберже – Бориса Семенова, Василия Братанюка, члена Петровской академии наук и искусств Михаила Латышева, заслуженного учителя РФ Николая Лыкова - наряду с картинами молодых живописцев, в том числе учащихся Тосненской и Любанской школ искусств – всего около 90 полотен. Значительную часть картин представила Галина Степанова из руководимой ею «Галереи Петербургских художников». Организаторы и инициаторы выставки «Древняя Русь и Тосненская земля в творчестве Рябушкина и современных художников»: один из участников экспозиции, петербургский живописец Василий Братанюк и директор, историк и краевед Тосненского краеведческого музея Наталья Ющенко-Беркут.
Знаменательные даты входят в нашу жизнь не только цифрами в календаре, - они помогают нам осмысливать и «сверять часы» с достижениями ушедших, но не растаявших во времени и пространстве эпох, людей, поднявшихся над суетным и заглянувших в вечное. Это своеобразные столбовые версты, по которым идет отсчет к необходимой цели, которая не про себя, а про великое. Такой получился у художников взгляд на Россию сквозь призму Тосны и Любани, благодаря импульсу от живописи Андрея Петровича Рябушкина.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs