Воскресным утром 7 декабря 1941 года Япония совершила внезапное нападение на Соединенные Штаты Америки, атаковав самолетами палубной авиации главную базу Тихоокеанского флота США Перл-Харбор, находящуюся на одном из Гавайских островов — Оаху.
К подготовке операции соединение авианосцев адмирала Нагумо приступило еще летом 1941 года. 26 ноября 1941 года оно вышло из залива Хитокаппу, южной оконечности острова Итуруп и, соблюдая режим радиомолчания, повернуло к острову Оаху через северные воды Тихого океана, что обеспечивало достижение внезапности.
Основу ударного соединения кораблей составляли шесть тяжелых авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку» и «Секаку». В открытых водах океана эта армада получила последнее благословение из Токио — радиограмму «Восходите на гору Ниитака 1208», что по секретному коду означало: атака состоится утром 7 декабря. Ударные корабли скрытно вышли в намеченный для подъема самолетов район. В Перл-Харбор в этот воскресный день находилось порядка сотни судов и кораблей, и среди них 8 линкоров, такое же количество крейсеров и 29 эсминцев. Более трети личного состава отдыхало на берегу.
По команде экипажи самолетов первой волны сели в кабины машин. Авианосцы повернули против ветра и прибавили ход. В 6 часов утра по гавайскому времени первый ударный эшелон, который возглавил командир авиационной части авианосца «Акаги» капитан первого ранга Футидой, набрал высоту 3000 метров. 183 боевых самолета четырьмя ударными группами направились к базе Перл-Харбор, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A с бомбами по 250 кг и 89 палубных бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 («Кейт»), из которых 40 самолетов имели на подвесках торпеды, а 49 — 800-килограммовые бомбы.
Чуть в стороне, осуществляя прикрытие, шли пеленгом 43 истребителя «Мицубиси» А6М («Зеро»).
Через час поднялись в воздух машины второй волны. В ее составе было 80 палубных пикировщиков D3A, 54 бомбардировщика B5N2 и 36 истребителей А6М. Возглавил этот эшелон капитан 3 ранга Симазаки.
Оригинальная система наименований летательных аппаратов, принятая в Японии, сыграла свою роль наряду с прекрасно организованной японцами завесой секретности вокруг собственной авиации. Поразительно мало знали американские и английские военные о мощи военно-воздушных сил Страны восходящего солнца, и в том числе, о ее палубных машинах. У союзников распространенным в то время было мнение, что авиация Японии, хотя и достаточно многочисленная, является большей частью устаревшей и в целом «второсортной». За такое «легкое заблуждение» англосаксы заплатили тысячами жизней.
А между тем основу авиации японских ВМФ составляли весьма совершенные боевые машины. Самыми «старыми», из участвующих в налете на Перл-Харбор, были B5N2 палубные бомбардировщики B5N2 фирмы «Накадзима», которые начали поступать на корабли с 1937 года. К началу сороковых годов он, без сомнения, все еще оставался лучшим в мире палубным бомбардировщиком-торпедоносцем.
На протяжении почти всего полета над океаном висела густая облачность. Однако ближе к острову Оаху облака начали редеть и над Перл-Харбором практически полностью рассеялись. В 7 часов 49 минут капитан Футида дал команду своей группе: «Атака!» Торпедоносцы ринулись вниз, а истребители прикрытия разошлись и приготовились к отражению перехватчиков США. Группа пикировщиков начала набирать высоту, а те машины, что имели на подвеске 800-килограммовые бомбы, выполнили широкую петлю для того, чтобы атаковать с юго-западного направления последними.
В первую очередь японцы нанесли упреждающий удар по армейскому аэродрому Уиллер Филд. В результате быстрого штурмового удара все 60 новеньких Р40, выстроенных ровными рядами на аэродроме, обратились в пылающие факелы. В 7 часов 53 минуты разгоряченный предчувствием победы Футида отдал приказ радисту дать Нагумо условный сигнал «Тора... Тора... Тора», что по секретному коду означало: «Внезапная атака удалась!»
Главной целью японских летчиков были тяжелые корабли флота США — линкоры и авианосцы. К несчастью для японцев, авианосцы в тот момент в бухте отсутствовали, поэтому весь удар обрушился на линкоры. Шесть мощных кораблей, стоявших попарно вдоль восточного побережья острова Форд, стали главной добычей — «лакомым кусочком» для торпедоносцев. Стоящий в центре линкор «Вест Вирджиния», за несколько минут налета был поражен семью торпедами в борт. Даже для огромного линкора, этого былослишком! И хотя две попавшие в него авиабомбы не разорвались, уже ничего не могло измениться: стремительно набравший воду, корабль пошел на дно, унося с собой 105 человек экипажа.
Но еще раньше, чем это произошло, линкор «Аризона» был подбит четырьмя бомбами с пикирующих бомбардировщиков, а его борт поразила торпеда. Последовавший чудовищный взрыв сдетонировавшего боезапаса и котлов взметнул облако огня и дыма на 1000-метровую высоту. В результате погиб почти весь экипаж — 1100 моряков были убиты на месте.
Пара торпед попала в «Оклахому», да пикирующие бомбардировщики, промазав, сбросили несколько бомб, которые взорвались рядом с левым бортом. На линкоре вспыхнули пожары, осложнившие борьбу за живучесть корабля. В итоге «Оклахома» перевернулась и затонула. Она унесла на тот свет более 400 человек. Фактически, оказалось, что огромному линкору для гибели хватило всего двух легких авиационных торпед.
Прикрытые корпусами своих гибнущих собратьев, линкоры «Теннеси» и «Мериленд» имели повреждения только от авиабомб, которые не стали смертельными. В стоявший особняком линкор «Калифорния» летчики страны восходящего солнца всадили пару торпед, а третья взорвалась вблизи борта, попав в причальную стенку. Горящая «Калифорния» стала еще и целью нескольких пикирующих бомбардировщиков, однако после этого продолжал удерживаться на плаву еще три дня, после чего затонул, забрав с собой более сотни человек экипажа.
Всего один линкор смог дать ход. Это была «Невада». Заработав торпеду в борт, корабль, однако, не очень сильно пострадал. Через некоторое время все его зенитные пушки, пулеметы и орудия универсального калибра открыли заградительный огонь. Командир линкора, осознавая, что огромный неподвижный корабль — отличная мишень для следующих ударов, принял решение вывести «Неваду» в море. К тому моменту, когда подошла вторая волна атакующих самолетов, линкор медленно двигался по фарватеру, направляясь к выходу из гавани. Капитан Футида сразу распознал его намерение и отдал приказ пикировщикам затопить «Неваду» на выходе, закупорив, таким образом гавань. Одна за другой в линкор попали пять 250-килограммовых бронебойных авиабомбы. Но взрывов прозвучало шесть, так как сдетонировали пары бензина для бортовых самолетов-разведчиков. Гигантское пламя охватило «Неваду», и командир корабля приказал выбросить линкор на отмель.
Восьмой линейный корабль американского Тихоокеанского флота, флагманская «Пенсильвания» стояла в доке с эсминцами «Доунс» и «Кассин». Густые дымы пожаров спрятали его от первой японской «волны», и он избежал повреждений. Однако Футида сумел разглядеть эти корабли. Бросившись в атаку, японские летчики второго ударного эшелона столкнулись с гораздо более серьезным сопротивлением. В небо вело огонь все, что способно было стрелять, начиная от универсальных пушек линкоров и крейсеров, и заканчивая личным оружием морских пехотинцев. Естественно огонь был беспорядочным и не точным. Были даже те, кто палил в воздух, закрыв глаза. Но, зенитный огонь все-таки снизил точность нанесения бомбовых ударов. «Пенсильванию» поразило всего две авиабомбы. Но зато эсминцам досталось по полной: взрывная волна сбросила их с кильблоков и завалила друг на друга. Тяжелее всего пришлось эсминцу «Шоу». Он «получил» целых три бомбы, а взрыв артпогребов поставил точку в его истории.
Стоит помнить, что до налета на острове Оаху базировалось свыше 300 исправных американских боевых самолетов, а это почти двойное превосходство, причем по истребителям вообще многократное. Где же была система ПВО базы?
Примерно в 7 часов утра 7 декабря радиолокационная станция (РЛС), расположенная на горе Опана острова Оаху зафиксировала массовые засветки на экранах от большой группы самолетов, которые двигались в направлении острова с севера-востока. В 7 часов 6 минут было доложено на информационный пост ПВО, а дальше... Дальше, как обычно. Представим себе молодого офицера в конце бессонного ночного дежурства. Тем более, что его служебные обязанности и права конкретностью не отличались. Далее, в системе ПВО, одна часть которой подчинялась флоту, а другая - армии. И между этими частями, по привычной в США пренебрежительности отношения между «флотскими» и «сухопутными», взаимопонимания не было.
Еще следует добавить и то обстоятельство, что дежурный был дезориентирован планируемым прилетом в это утро на остров эскадрильи четырехмоторных бомбардировщиков Б-17 и находящимся на подходе к острову авианосца «Энтерпрайз» и поднимающимися с него самолетами-разведчиками. Нельзя также игнорировать и всю меру ответственности в случае объявление ложной тревоги. И молодой лейтенант допустил ошибку. «Все в порядке, — сказал он оператору РЛС. — Это наши».
Этот день стоил Америке 3 тысяч человеческих жизней, 300 различных самолетов и целого линейного флота.
Подготовлено по материалам портала «Военное обозрение», Иванов С. Перл-Харбор // Война в воздухе. №44. С. 24-50, Иванов С. А6М «Зеро» // Война в воздухе. №3. С. 21-24, Медведь А. Удар по Жемчужной гавани // Крылья Родины. 1992. №1. С. 30-31. Яковлев Н. Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года. Быль или небыль. М.: Издательство политической литературы, 1988. С. 62-81.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs