Наше время испытывает на прочность и эффективность сложившуюся систему международных отношений, и трехсторонний диалогово-консультационного формат Россия-Индия-Китай (РИК) не является исключением. Недавняя онлайн-встреча министров иностранных дел РИК показала это весьма наглядно.
Более 20 лет работы РИК показали, что Китай, Россия и Индия являются важнейшей геополитической силой не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире. От координации их усилий и согласования позиций по ключевым вопросам мировой политики и экономики по-прежнему очень многое зависит. Страны РИК строят свои отношения на основе принципа «трех не»: не конфронтация, не блок, ненаправленность против третьих сторон. Такого рода отношения могут служить примером для остальных стран, и лежат в основе формирующегося многополярного мира.
Именно поэтому в принятом на встрече итоговом документе министры иностранных дел РИК подчеркнули важность укрепления «открытой, прозрачной, справедливой, инклюзивной, справедливой и репрезентативной многополярной международной системы», основанной на уважении международного права и принципов, закрепленных в Уставе ООН.
В итоговом коммюнике были отмечены и не звучавшие ранее темы: «Министры согласились, что введение односторонних санкций, кроме тех, что приняты Советом безопасности ООН, не соответствует принципам международного права. Подобные рестрикции снизили эффективность и законность санкционного режима Совета Безопасности и имеют негативное влияние на три наших государства и международное торгово-экономическое сотрудничество».[1]
На министерской встрече был обсужден широкий спектр тем. В итоговом документе упомянуты пандемия COVID-19, Сирия, Йемен, использование информационных технологий, противодействие биологическому и химическому терроризму, сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС.
Между тем формат РИК должен отвечать и на вызовы, исходящие изнутри «тройки». Речь идет, прежде всего, об осложнившихся китайско-индийских отношениях. На фоне приграничного противостояния в Восточном Ладакхе отношения между Дели и Пекином остаются напряженными. Среди других недавних раздражителей - принятие Пекином закона о сухопутных границах, в котором подчеркнуты священность и неприкосновенность суверенитета и территориальной целостности страны. «Одностороннее решение Китая ввести законодательство может иметь последствия для существующих двусторонних договоренностей, касающихся управления границей», - выразил по этому поводу беспокойство представитель МИД Индии.[2]
Не способствуют улучшению двусторонних отношений и попытки США втянуть Индию в антикитайские механизмы «Индо-Тихоокеанского партнерства», включая регулярные военно-морские учения QUAD.
При этом Россия, которая поддерживает дружественные и конструктивные отношения и с Китаем, и с Индией играет особую роль в консолидации формата РИК, помогая сглаживать индо-китайские противоречия. По итогам этой встречи можно сказать, что этот формат консультаций позволит РИК и впредь оставаться «на плаву» и успешно отвечать на новые вызовы, исходящие как извне, так и изнутри.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Joint Communique of the 18th Meeting of the Foreign Ministers of the Russian Federation, the Republic of India and the People's Republic of China [26 November 2021]», https://www.mid.ru/documents/10180/4969441/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%8E%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%A0%D0%98%D0%9A.pdf/8a01c914-dbec-43ac-8723-3458ba166ab6
[2] «У России два союзника, и те не союзники. Глава МИД РФ обсудил глобальные проблемы с коллегами из Индии и Китая», https://www.kommersant.ru/doc/5098345
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs