Министры иностранныхдел Росси, КНР и Индии. Фото www.ria.ru
Приоритеты России, Индии и Китая обсудили эксперты в ходе видеомоста Москва-Пекин в студии МИА «Россия сегодня». Дискуссия состоялась накануне предстоящей встречи министров иностранных дел РИК в Москве.
Объединение Россия – Индия – Китай (РИК) является встроенной конструкцией в структуры БРИК и ШОС. Российские и китайские эксперты проанализировали вопросы, которые будут вынесены на повестку дня встречи министров иностранных дел в Москве 18 апреля. Главным образом рассуждения экспертов касались способов минимизации проблем, с которыми сталкиваются страны РИК.
С российской стороны в дискуссии приняли участие Сергей Лузянин временно исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН, профессор МГИМО (У) МИД РФ и начальник сектора Азии Российского института стратегических исследований Борис Волхонский. Из Пекина дискуссию вели генеральный секретарь Центра по исследованию ШОС Китайской академии общественных наук Сунь Чжуанчжи и Директор Института международных отношений Пекинского университета иностранных языков Ли Юнхуэй.
Серей Лузянин назвал приоритетные задачи, которые объединяют РИК – это повышение инвестиционного уровня между нашими государствами и обеспечение безопасности в регионе и в мире в целом. По словам эксперта, проект РИК успешно развивается по нескольким направлениям. Одно из них - регионально-экономическое направление, включающее несколько совместных проектов. Второе направление связано с расширением ШОС и включение Индии в члены Организации. С.Лузянин отметил, что за счет этого трехсторонний проект РИК институализируется, одномоментно увеличивая свои потенциальные возможности и возможности ШОС. Третье направление – глобальная проблематика, прежде всего, глобальная и региональная безопасность. Она отягчается сегодня сложностями в российско-американских отношениях, украинскими и сирийскими конфликтами. При этом эксперт отметил новые тенденции на китайском направлении. КНР намерена активно включиться в общую систему антитеррористической деятельности уже не в региональном, а в мировом масштабе, что обещает значительно поднять качественный уровень глобальной безопасности.
Индия имеет комплекс задач и проблем по безопасности в Евразии, которые государство способно решать более эффективно в трехстороннем составе и в рамках ШОС. Все три, названных С. Лузяниным направления, являются общими для России, Индии и Китая. Однако повестка встречи в Москве будет акцентирована, по мнению С.Лузянина, на третьем направлении – борьбе с угрозами террористического характера, трансграничной преступности. В этом контексте будет обсуждаться вопрос о Сирии, Украине. С. Лузянин высказал предположение о том, что успешно проведенная операция в Сирии российскими ВКС, которые показали высочайший уровень технических возможностей, послужит более интенсивным контактам России, Индии и Китая в военно-техническом сотрудничестве. Эксперт прогнозирует обсуждение министрами контуров трехстороннего сотрудничества с подключением Ирана. Эта логика имеет достаточные основания – Иран начинает играть активную роль в региональной повестке, включаясь в борьбу против терроризма. Выводы С.Лузянина относительно перспектив РИК оптимистичны. РИК успешно развивается, начав объединение с экономической повестки дня. С.Лузянин напомнил, что с 2001 года была запущена так называемая «экспертная дорожка», цель которой – взаимодействие стран РИК по международной проблематике. И теперь эксперт констатирует, что данное объединение выходит на политический уровень взаимодействия, о чем говорит предстоящая встреча министров в Москве. Этот формат, по мнению С.Лузянина, будет расширяться.
О том, какие вопросы предлагает Индия для актуального обсуждения в РИК, рассказал заместитель руководителя центра – начальник сектора Азии Российского института стратегических исследований Борис Волхонский. Эксперт отметил, что сложности между Индией и Китаем остаются – это и вопросы Далай-Ламы, приграничные вопросы, отношения КНР с Пакистаном. Несмотря на это, Китай входит в тройку основных партнеров Индии. Один из приоритетов, который войдет в повестку дня московской встречи министров РИК – развитие инфраструктурных проектов, которые должны связать разные части Евразии. Заявление об этом сделали лидеры России и Китая еще в прошлом году в ходе двусторонней встречи в Москве в дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Владимир Путин и Си Цзиньпин объявили о сопряжении двух масштабных макроэкономических проектов. Речь идет о синергии экономического проекта «Шелкового пути» и Евразийского союза. Борис Волхонский усматривает логику такого сопряжения с подключением к предприятию проекта Южной Азии – им является российско-индийско-иранский транспортный коридор «Север-Юг». С подключением к названным масштабным проектам данный транспортный коридор позволит решать ряд логистических проблем.
Особое внимание эксперт уделил вопросу об Афганистане. "Непреходящей болью в регионе Евразии" назвал Б. Волхонский, остающуюся до сих пор актуальной проблему и не считает, что она будет решена в обозримом будущем. Но самую большую опасность в подходах к решению трудностей внутри Афганистана эксперт видит в «игре с нулевой суммой». О чем речь? Всему миру стало очевидным, отметил эксперт, что боевики ДАИШ по сравнению с талибами выглядят малыми детьми. В этой связи включение соседних с Афганистаном стран в решение внутренних проблем за счет ущемления интересов других народов будет плачевной. Тем более попытки получить некоторые преимущества внутри Афганистана для своей страны – отдельно для Китая, отдельно для Индии, США ли другой страны уже доказали свою несостоятельность.
Эксперты из Пекина говорили на чистом русском языке! Слово в Пекине первым взял генеральный секретарь Центра по исследованию ШОС Китайской академии общественных наук Сунь Чжуанчжи. Эксперт напомнил, что формат РИК был впервые предложен Евгением Примаковым в 1991 году для координации политической корректировки между тремя нашими странами. От этого будет зависеть политический климат в Азиатском регионе, предсказывал Е. Примаков. Касаясь проблематики встречи министров иностранных дел РИК в Москве, Сунь Чжуанчжи вынес вопросы безопасности на первый план. Три страны сотрудничают по этой проблематике много лет, и это значительно влияет на улучшение отношений между Индией и Китаем. Но все-таки остается проблема «уровня доверия» между Индией и Китаем по приграничному вопросу. Заслуживает внимания, в поисках компромисса, предложение взять за основу формат ШОС как пример налаживания отношений между Китаем и Индией в рамках именно этой большой Организации. Эксперт в Пекине полагает, что повестка РИК должна выходить на более высокий уровень. Сунь Чжуанчжи выразил сожаление по поводу низкого уровня торговли между нашими странами, выразив надежду на проект строительства «Шелкового пути» для укрепления экономических связей между тремя государствами.
Директор Института международных отношений Пекинского университета иностранных языков Ли Юнхуэй посмотрел на эту проблему с более широкой точки зрения. Он отметил, что РИК – крупнейшие страны в мире, совокупно население наших стран составляет 40% всего мирового населения, 20% мирового ВВП. Этот трехсторонний механизм, несомненно, находится под пристальным вниманием трех государств, считает Ли Юнхуэй. Он отметил, что с 1993 году официально началась работа в рамках механизма РИК, и с тех пор рамки его становятся все шире. В феврале 2015 года все министры иностранных дел РИК говорили о том, что необходимо достигнуть соглашения по вопросу главных функций этого механизма – экономического развития. Поэтому страны РИК должны расширять реальное сотрудничество. Тревогу высказал эксперт по поводу проблем безопасности на евразийском континенте. Акцентировал внимание аудитории на ситуации на Корейском полуострове, назвав ее «очень серьезной и конфликтной». Плюс Ирак, вопросы беженцев, украинский вопрос и незавершившийся сирийский конфликт вызывают озабоченность стран РИК.
Ли Юнхуэй более подробно раскрыл экономический аспект сотрудничества РИК. Экономическая мировая система вступает в стадию рецессии. Китай также в последние два года замедляет темпы своего развития. Так, китайское правительство опубликовало данные за первый квартал 2016 года. Они составляют только 6,7% - это «наиболее маленькие темпы экономического роста КНР», прокомментировал Ли Юнхуэй. По его словам, размер экономического сотрудничества РИК находится под влиянием аналогичной ситуации в каждой из стран. Эксперт обратил внимание, что Индия уделяет внимание большим экономическим реформам, но правительство Моди подвергается давлению и изнутри, и снаружи. Есть попытки решить вопросы земельного и трудового законодательства. Индия хочет сделать свой трудовой рынок более мобильным. Но пока не выработан трудовой кодекс. А, например, вопросы налогового законодательства, пенсионного возраста, ранее взятые на повестку дня, правительство решает очень медленно. Реформы в Индии сталкиваются с большими проблемами. По мнению пекинского эксперта, такие общие мировые политические и экономические условия влияют и на формат РИК. Три государства должны «нащупать» реальные возможности сотрудничества и в рамках этого сотрудничества развиваться.
Сергей Лузянин в ходе дискуссии подчеркнул важность тезиса о проблеме доверия в «треугольнике» и проблеме безопасности. «Принципы шанхайского духа нужно проецировать на трехстороннее сотрудничество РИК и закрепить их как основополагающие», - сказал Сергей Лузянин. Эксперт предостерег и от еще одной тенденции. Каждая из трех стран в рамках «треугольника» не направляет свои интересы против других двух стран. Но это не должно подрывать и собственную безопасность РИК. Между тем сложившуюся систему взаимодействия в рамках РИК не приветствуют и даже пытаются расшатать третьи страны. Вот эту стабильность треугольника С.Лузянин и призывает охранять.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs