ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Международный историко-культурный проект «Белый кораблик»

10:47 04.12.2021 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

«Мне кажется порою, что солдаты,
с  кровавых не пришедшие полей,
не в землю нашу полегли когда-то,
а превратились в белых журавлей…»

Эти стихи о памяти, которая всегда с нами, которую не вырвать из сердца, как страницу из книжки. Посмотрите на эмблему - «Белый кораблик», - белым силуэтом эскадра, как фантом, возвращается к родным берегам. Созвучно с клином белых журавлей? – Да, это о памяти, которую хотели стереть «ластиком» из сердца многих поколений наших сограждан, из истории страны под названием Россия. И предать забвению трагические события русской эмиграции 1920-х годов, имена людей, участников тех событий, страдания и боль - и еще их надежду вновь увидеть родину, хотя бы глазами потомков – детей, внуков, правнуков. Проект «Белый кораблик» - международный, историко-просветительский - создан для детей и юношества, для наших соотечественников, проживающих в разных странах.

Его авторы - Вера Кузубова и Ариадна Черкасова (специалисты в сферах экологии и безопасности охраны труда) - разработали концепцию онлайн уроков для общеобразовательных школ в стране и за её пределами об истории русской зарубежной эмиграции, покинувшей Россию в результате революции 1917 года. Проект поддержан фондом памяти Белого движения под покровом иконы Божией Матери Курская Куренная (Икона русской эмиграции за рубежом).  

Каждый урок, длиною 40 минут, посвящен отдельной теме или одному герою, святому. Формат доступный, материал иллюстрирован, насыщен историческим содержанием текстов, с музыкальным сопровождением, что также способствует развитию эмоций и запоминанию. Урок начинается и заканчивается символической «заставкой» - плеск волн и звук рынды.

Проект предназначен для общеобразовательных школ России, для воскресных школ православных епархий, для зарубежной аудитории соотечественников и органично встраивается в учебный процесс. Первая тема, которая уже нашла своих юных слушателей, называется «Исход». Авторы проводили съемки, в том числе, и на Графской пристани в Севастополе. От этих берегов начинался исход эскадры под командованием генерала Петра Врангеля, а по сути – тех, кто не согласился принять революционную власть и под дамокловым мечом физического уничтожения остаться в стране. Уходили корабли, покидая Россию, а те 150 тысяч русских на них, не ведая своей судьбы, верили, что непременно когда-нибудь увидят родину. В данном Уроке принимают участие праправнуки галлиполийцев, они читают стихи Николая Туроверова «Уходили мы из Крыма среди пыли и огня…», понимая, что через историю своей семьи они причастны к истории своей страны. Следующий урок-фильм - о святом Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, который приложил невероятные усилия к спасению русских эмигрантов в Китае, на Филиппинах, в Северной Америке, в Австралии.

Проект «Белый кораблик» не исчерпывается рамками 40-минутного учебного фильма. Детям предлагается и творческое домашнее задание, самим исследовать ту или иную страницу упомянутой в уроке темы, осмыслить её и представить на конкурс по собственному выбору в одной из трех номинаций – «Художественная работа», «Декламация», «Видеорепортаж». Условия проекта «Белый кораблик» позволяют говорить о нем, как об общеобразовательном, познавательном, исследовательском и историко-культурном проекте. Победители конкурса объявляются ежегодно на Православную Пасху. На презентации проекта в Москве присутствовали потомки галлиполицйцев, те, чьи деды и прадеды прошли через испытания и страдания на островах Галлиполи и Лемносе, других остановках маршрута долгих лет русской эмиграции.         

Напомним, когда  корабли под командованием генерала Петра Николаевича Врангеля уходили из Крыма, а их было 126, включая крейсера, военные лодки, баржи, то на них уплывали в неизвестность около 146 тысяч человек, военные, служащие, рабочие, крестьяне, дети. Не вдаваясь в подробности, отметим, что на заброшенный в Ионическом море турецкий остров Галлиполи (Дикое поле) высадились военные нескольких кораблей. Вскоре командование русским военным корпусом на острове принял генерал Александр Павлович Кутепов. Самым трудным оказалось – не вернуть воинскую дисциплину, не поставить палатки и наладить военный быт, а - поднять дух, веру в свою армию, веру в возвращение на Родину. «Наши предки выживали в эмиграции с думами о России, этот дух патриотизма был неистребим в них. И увязывая наш проект с историческими событиями определенного периода русской эмиграции, мы ставим себе цель, в том числе, воспитывать это высокое чувство в юных душах», - сказала Вера Кузубова журналу «Международная жизнь». 

Цель учебно-просветительского проекта «Белый кораблик» высока: вернуть в учебный процесс по истории России «вырванные страницы» о русском исходе, о людях и героях – их, этих страниц, не было в школьных учебниках с 1917 года. Но ведь историческая правда состоит в том, что и события происходили, и герои были, и святыми становились. Они были живы все это время в памяти людей, в воспоминаниях редких очевидцев тех лет, в оставшихся от них стихах и песнях, в письмах и в устном творчестве. Они возвращаются к нам сегодня через такие умные и добрые проекты, как «Белый кораблик». И все это потому, что, благодаря неравнодушным к судьбе России людям, память не зарастает, ибо,

«… в памяти моей такая скрыта мощь,
что возвращает образы и множит,
шумит, не умолкая, память-дождь,
и память-снег  летит и пасть не может».**

 


*Расул Гамзатов, 1948-1968гг.

**Давид Самойлов, 1964 г. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати