Дмитрий Викторович Кураков осознанно шел к тому, чтобы стать африканистом. Это желание сформировалось еще в детстве и привело его не только к высоким должностям - сначала Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Габоне, а затем в Республике Сенегал и Гамбии по совместительству, но и к тому, чтобы стать почетным членом Российской академии художеств.
Представительница Сообщества жен российских дипломатов Елена Сорокина побеседовала с Дмитрием Викторовичем об особенностях работы на африканском континенте, молодых дипломатах-африканистах и об интересе к русскому искусству за рубежом.
Дмитрий Викторович, как Вы пришли к решению поступать в МГИМО и стать дипломатом? Во время учебы был ли у Вас интерес к работе в других сферах?
Я происхожу из дипломатической семьи. Как во всех счастливых семьях, дети хотят быть похожими на родителей. В этом смысле я не исключение. Вы знаете, все мое мироощущение формировалось под воздействием впечатлений, подчерпнутых в ходе командировок с родителями, соответственно, у меня сформировалась мечта пойти по стопам отца. В пятом классе я принял решение поступать в МГИМО. Интереса работать в других сферах у меня не было.
Судьба африканиста в Вашем случае – это целенаправленное желание или стечение обстоятельств?
Что касается Африки в моей судьбе, то тут нельзя переоценить ее роль в формировании моих личностных качеств и дальнейшего становления как профессионала. Скажу прямо – я шел к этой цели осознанно, базируясь на желаниях, сформированных под впечатлением совместного с родителями пребывания в разных африканских странах. Ну, а если взглянуть на вопрос под другим углом, то, конечно, здесь помогло стечение обстоятельств, ведь не всем выпадает возможность поездить в таком объёме по африканскому континенту, проникнуться его культурным многообразием.
В Вашей профессиональной биографии значится большое количество стран. Где работалось проще всего, а где – сложнее всего?
Вы знаете, очень нелегко провести разделительную линию между понятиями сложно и просто. Ведь чем интересна Африка – своим колоритом и особенностями. Где-то непросто выстроить отношения с официальными структурами, а где-то есть свои нюансы в контактах с местным населением. Не могу не отметить и особенности жилищно-бытовых условий в каждой стране – например, сложные условия для проживания семей дипломатов накладывают отпечаток и на деятельность всего коллектива. Но в целом, думаю, что сложнее всего была работа в ЦАР, хотя и эта страна также меня привлекала своей этнографией, историей, особым мироощущением ее жителей.
Что стало для Вас главным вызовом за все годы работы в МИДе?
Я ни в коем мере не отделяю себя от своей страны. В этом ключе не пойду против правды и скажу, что 1990-е годы – были очень сложным периодом, когда многие из моих коллег и талантливых дипломатов были вынуждены уйти из нашей системы из-за того, что, банально, не могли прокормить свои семьи. Признаюсь, что и меня посещали подобные мысли. В этом отношении я безмерно благодарен своей супруге, которая меня поддержала в тот непростой период, дала возможность сконцентрироваться на работе и продолжить дипломатическую карьеру.
Сейчас Вы уже не в первой командировке в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла. Выработали ли Вы секрет успеха?
Здесь рецепт простой - успех и удача сопутствует тем, кто работает с полной отдачей и на совесть, а не «для галочки» выполняет поставленные перед ним задачи. Должно быть ощущение, что находишься на своем месте. Работа должна быть в радость, давать душевное спокойствие от осознания того, что делаешь важное и нужное дело. При этом желательно, чтобы твои личные ощущения совпадали с мнением твоего руководства.
Какой, по Вашему мнению, идеальный срок для нахождения в командировке в качестве посла?
Думаю, что это тема во многом определяется не только внутренними ощущениями дипломата, но и решениями руководства страны. Но для меня идеальный срок – это тогда, когда ты можешь почувствовать, что твои усилия не прошли даром, и ты видишь результаты своего труда.
Если бы Вы сейчас давали мастер-класс студентам и делились опытом работы в командировке, в частности, в африканских странах, о чем бы Вы рассказали им?
В первую очередь, к работе в африканских странах нельзя относиться как к чему-то второстепенному. Важно не то, в какой стране ты работаешь, а как. Не должно быть разницы между, скажем, службой в Париже, Вашингтоне или Берлине и работой на африканском направлении. К особенностям работы на африканском континенте можно отнести то, что здесь можно попробовать свои силы на различных направлениях и в конечном итоге выбрать то, что тебя действительно интересует. На своем примере могу сказать, что в свое время работал и на консульском направлении, и на двусторонних отношениях, занимался экономическими вопросами. На начальном этапе дипломатической карьеры определил для себя, что мне наиболее интересна экономика.
Говорят, что те, кто проходит «боевое крещение» в африканских странах, становятся универсальными специалистами. Согласны ли Вы с этим?
С этим мнением я не совсем согласен. Действительно, работа в Африке зачастую требует умения делать все и одновременно, но это совсем не означает, что все дипломаты становятся универсальными специалистами. Каждый человек индивидуален и обладает своим кругом интересов, уникальным набором способностей, знаний умений и навыков. «Специалисты-многостаночники» встречаются крайне редко. Ну, а вот умение быстро переключаться с одной задачи на другую, действовать в нестандартной обстановке и грамотно выходить из сложных ситуаций – здесь соглашусь, Африка дает возможность «отточить» свои возможности.
Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы стали почетным членом Российской академии художеств.
Почетным членом Российской академии художеств я стал, будучи Генконсулом России в Александрии. В свое время удалось резко активизировать культурно-делегационный обмен, выставочную деятельность. Президент Российской академии художеств З.К.Церетели принял решение отметить мой вклад в продвижение российского изобразительного искусства за границей.
Насколько в Африке сейчас ощущается интерес к русскому искусству?
Интерес к российскому искусству возрастает. Этому, в том числе, способствует наша выверенная и многовекторная внешнеполитическая линия, которая находит позитивный отклик у африканских друзей. Параллельно с этим растет интерес к России в целом, ее истории, традиции, культуре. Мы со своей стороны стараемся показать африканцам, что Россия — это не только устоявшиеся культурные клише (матрешки, балалайки и т.д.), но и выставки современных художников, гастроли музыкально-танцевальных коллективов, многообразная культура, которая близка африканским народам.
С другой стороны, отмечу, что и в Российской Федерации ощущается недостаток знаний о Черном континенте. Сложилась своеобразная ситуация: у нас много слышали об Африке, мы оказываем континенту экономическую помощь, стремимся синхронизировать действия на международных площадках, а на уровне межчеловеческого и межкультурного взаимодействия ощущается недостаток общения и знаний. Поэтому хочется на уровне своих возможностей содействовать устранению таких шероховатостей, расширить взаимопроникновение двух культур.
Что помогает Вам отвлечься от различных вызовов на работе? Чему Вы посвящаете свободное время?
Свободное время я стараюсь посвящать своей семье и путешествиям. Посещение различных достопримечательностей позволяет глубже понять, как саму страну, так и населяющих ее людей. Это серьезное подспорье в дипломатической работе. Кроме того, я стараюсь находить время для чтения художественной литературы и просмотра новинок кинематографа.
Как представительница Сообщества жен российских дипломатов, не могу не спросить про Вашу супругу. Какая страна была ее первой командировкой и как она адаптировалась к новой жизни?
Тунис стал первой страной, в которую мы прибыли вместе. Но адаптация моей супруге не потребовалась, так как она происходит из семьи известного дипломата, который долгие годы прослужил Послом СССР в различных странах. Сразу скажу – было непросто, но природная мудрость моей жены и понимание задач, которые стояли, да и стоят теперь перед ее мужем, позволили ей правильно распределить обязанности на семейном корабле, которому уже долгие годы удается уверенно рассекать суровые воды нашей бурлящей действительности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs