ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

В РАХ представили русское искусство из американских коллекций

13:06 17.11.2021 • Елена Рубинова,

Абрам Архипов. Крестьянки на берегу. Холст, масло.

В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств проходит выставка «Шедевры русского искусства из американских коллекций». В Москву приехали около 70 работ, а временной охват нынешней выставки — почти два столетия русского искусства. Пейзажная школа второй половины XIX — начала XX века представлена полотнами Константина Коровина и Ивана Айвазовского, младшие передвижники — яркими и масштабными произведениями Абрама Архипова, а авангард — картинами Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка и Александры Экстер.

Михаил Ларионов. Натюрморт c грушей и бутылкой бенедиктина.
Конец 1920-х –1930-е гг. Холст, масло.

Нынешняя выставка планировалась давно, но из-за пандемии ее, как и многие другие культурные события, пришлось отложить. Однако, как только представилась возможность, организаторы — нью-йоркская галерея АВА и Московский музей современного искусства совместно с РАХ — решили идти вперед, несмотря на сложности.Галерея АВА — одна из самых компетентных зарубежных организаций, занимающихся популяризацией и продвижением русского искусства и культуры на Западе. За более чем три десятилетия существования на ее счету десятки выставок в западных и российских музеях, в том числе и флагманские просветительские проекты в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ имени Пушкина и других. Многолетняя деятельность учредителя галереи АВА коллекционера Анатолия Беккермана направлена на возвращение шедевров русского искусства, вывезенных из страны во время первых волн эмиграции или «застрявших» в Америке после советских выставок 1920-х годов. А таких за минувший век накопилось немало.

Александра Экстер.
Эскиз костюмов к постановке «Дон Жуана»

«Для нынешней выставки мы старались отобрать только качественные, редкие и важные вещи, сделав акцент на тех работах, которые либо никогда не показывались в России, либо были вывезены очень давно. Как мне кажется, именно произведения, созданные русскими художниками на Западе, будут представлять интерес для российской аудитории, и мы хотели дать возможность российскому зрителю их увидеть. Прежде всего, я имею в виду работы таких художников, как Иван Пуни, Александр Яковлев, Лев Бакст, Давид Бурлюк, Борис Григорьев и Владимир Баранов-Россине», — подчеркнул Анатолий Беккерман, говоря о замысле кураторов. Отдельный зал в экспозиции отдан художникам-шестидесятникам — здесь зрители и коллекционеры встретятся с работами Олега Целкова, Оскара Рабина и Эдварда Беккермана.

Работы О. Целкова и Э. Беккермана в залах РАХ

Сложностей, в том числе и в сфере культурной дипломатии, между двумя странами в настоящий момент более чем достаточно. Известно, что музейные обмены между Россией и США были прерваны еще в 2010 году из-за дела о «библиотеке Шнеерсона». И российская, и американская сторона признают решения только своих судов в этом споре, а в результате, из-за боязни, что музейные экспонаты могут арестовать, музеи России не проводят выставки в США, а американские музеи не пускают в Россию свои выставки и предметы искусства. И в таких условиях особую роль играют частные инициативы. «Мы стараемся хотя бы в какой-то мере через нашу выставочную деятельность возместить эти культурные потери, продвигая и популяризируя русскую культуру на Западе. Я не сомневаюсь, что это временная ситуация, которая должна наладиться», — отметил Анатолий Беккерман в интервью накануне открытия выставки. 

Коллекционер Анатолий Беккерман

Символично, что в нынешнее сложное время шедевры из американских коллекций показывают московской публике параллельно с другой уникальной выставкой: «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», открывшейся в начале осени в Музее русского импрессионизма — еще одной частной институции, активно работающей с наследием русского зарубежья. Выигрывают от такого насыщенного арт-календаря прежде всего зрители и ценители искусства, особенно если учесть, что многое из того, что можно увидеть сегодня, было недоступно долгие десятилетия.

Произведения Давида Бурлюка из коллекции ABA и личного собрания Анатолия Беккермана не раз участвовали в крупнейших выставках в России, сначала в Русском музее, а затем и в ГМИИ им. Пушкина. В нынешнюю экспозицию вошли более десяти картин художника разных периодов, в том числе и малоизвестного в России японского и американского — от ранних кубофутуристских композиций до американских портретов 1920-х годов и экспрессивного натюрморта 1948 года. Особенный интерес представляет портрет поэта Василия Каменского 1918 года, который много лет считался утерянным. Его нашли только недавно, благодаря исследовательской деятельности сотрудников галереи.

Давид Бурлюк. Остров Капри. Холст, масло.

Другой важный фокус выставки — творчество Константина Коровина, тем более что когда-то личная коллекция основателя галереи началась с приобретения картины именно этого художника. И хотя с творчеством Коровина в России можно познакомиться в самых разных музейных собраниях, подборка работ этого замечательного импрессиониста заинтересует многих, даже самых взыскательных зрителей: знаменитые виды Парижа, созданные художником уже в период эмиграции, начиная с 1922 года, «Портрет элегантной женщины» и его ранний шедевр «Гурзуф» 1912 года.

Константин Коровин. Крымский пейзаж. 1912. Холст, масло.

«По моему мнению, Коровин не только не проигрывает своим более известным французским коллегам, но в определенных вещах даже сильнее и мощнее, я бы сказал, брутальнее, чем они», — признается Анатолий Беккерман. Еще среди редких вещей Коровина — дизайн интерьера дома в еврейском местечке, созданный им для фильма «Job» 1935 года по заказу Григория Ратова — американского режиссера, актера и продюсера, тоже выходца из России.

К. Коровин Дизайн интерьера для фильма «Job» 1935 год
Картон, смешанная техника.

Исследовательская работа, требующая подчас почти детективных расследований, — важная составляющая деятельности галереи АВА. Ее сотрудники регулярно работают с архивами крупных культурных институций как в США, так и в России, часто обращаются за помощью к искусствоведам и экспертам из Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. Пушкина. У некоторых работ, приехавших в Москву, такие захватывающие истории, что они могут быть сюжетами для отдельного рассказа. «Мне непременно хотелось бы упомянуть картину Роберта Фалька “Красный дом1910 года. Эта замечательная вещь была случайно обнаружена на оборотной стороне картины Фалька “Ворота Сен-Мартен 30-х годов парижского периода. Мы купили парижскую картину и, когда разбирали забитую обратную сторону, к великому удивлению, обнаружили “Красный дом1910-х годов русского периода», рассказывает Анатолий Беккерман. Среди экспонатов есть редкое для российского зрителя произведение Маревны и два американских пейзажа — «Американская идиллия» Сергея Судейкина и «Монэгэн, Мэн» Николая Рериха.

Роберт Фальк. Пейзаж с красным домом. Ок. 1910. Холст, масло.

Выставка «Шедевры русского искусства», в том виде, в каком ее увидят московские зрители, — это премьера, хотя в дальнейшем ее планируют показать в ряде российских и западных музеев. Экспозиция будет открыта в течение месяца, побывать на ней можно до 12 декабря.

 

Фото предоставлены: галереей АВА, агентством Аrt PR International и Еленой Рубиновой

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати