В начале ноября 2021 года в Глазго состоится очередная Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (1992 г.), первый этап которой пройдет на уровне лидеров стран-участниц Конвенции.
Международное внимание к форуму – весьма высокое, с элементами политической интриги и нервозности. И не только в силу ожидаемого высокого представительства на Конференции, а также того факта, что Рамочная конвенция является по сути основополагающим документом, определяющим суть «климатической проблемы», а также многосторонний переговорный формат вокруг ее решения.
Международный политический фокус на конференции в Глазго связан, пожалуй, с ожиданиями и прогнозами, внесет ли этот форум какие-либо коррективы в «международную климатическую повестку», которая к сегодняшнему дню складывается в весьма серьезную, и вместе с тем неоднозначную, стратегию действий, прежде всего промышленно развитых стран.
В самом деле, со стороны США, стран Европы, Китая, Индии, ряда других государств к сегодняшнему дню заявлены весьма амбициозные и долгосрочные цели в области борьбы с изменением климата, вызванным прежде всего антропогенным промышленным воздействием на природу - углеродными выбросами в атмосферу. Появились национальные и региональные (пример Европейского союза) стратегии, рассчитанные до 2030-2070 гг., противодействия этим последствиям. При этом они декларируют не только кардинальное усиление мер защиты экологии, но и перспективу «глобального энергетического перехода», заключающегося фактически в свертывании промышленной переработки углеводородов и, соответственно, в перестройке структуры экономики. В некоторых странах выдвинуты или модернизированы проекты экономического развития на основе альтернативных источников энергии – в России, например, выдвинута идея создания водородной энергетики. В отдельные стратегии включены в качестве элементов и меры, способные серьезно повлиять на объемы и номенклатуру международных торгово-экономических отношений – в центре всеобщего внимания сейчас решение Евросоюза о введении так называемого «углеродного налога» на поставляемую в ЕС продукцию внешних партнеров. На национальных уровнях буквально взрывной характер имеет разработка корпоративных стратегий в области борьбы с изменением климата и защиты экологии.
Серьезная проблема текущего момента, однако, заключается в том, что все эти национальные и региональные стратегии, хотя и выдержаны в едином тренде, не синхронизированы в должной мере. Пример того же решения ЕС об «углеродном налоге» - пример такой автономной региональной инициативы. Отсюда вопрос – будут ли и смогут ли все страны-участницы Рамочной конвенции ООН и дальше двигаться с одинаковой скоростью и в едином субстантивном русле в деле борьбы с потеплением климата и углеродными выбросами.
Более того, последнее развитие событий на международном нефтегазовом рынке, проявлением чего стал и газовый кризис в Европе, заставляет усомниться в оправданности заявленных отдельными странами и региональными экономическими группировками целей и этапов движения к «зеленой энергетике» и к радикальному сокращению потребления углеводородов в целом. Практическим следствием данной ситуации может стать лишь дальнейшая расстыковка национальных и региональных стратегий борьбы с антропогенным потеплением климата и защиты экологии.
За последние месяцы позиция Российской Федерации по проблеме углеродных выбросов заметно активизировалась. Коренным образом усилен акцент на участие нашей страны в общемировом тренде борьбы с углеродным «следом» и на подготовке национальной экономики к так называемому «зеленому переходу». Президент России В.В.Путин назвал эту задачу в числе приоритетных в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле 2021 года.
В соответствии с этим, Минэкономразвития РФ представило в июле с.г. проект обновленной национальной стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года. В июле с.г. принят новый Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», направленный на формирование национальной системы управления выбросами. Правительство РФ объявило в августе с.г. о намерении создать межведомственные рабочие группы (куратором будет первый вице-премьера А.Р.Белоусов) по адаптации отраслей российской экономики к глобальному переходу. Минэкономразвития России предложило уже до 1 января 2022 года начать аккредитацию российских организаций, готовых взять на себя функцию аудита углеродных выбросов на территории России.
На уровне Евразийского экономического союза на заседании его Межправсовета в августе с.г. Россия поддержала предложение включить тему климата в числе приоритетов ЕАЭС. По линии МИД России начались первые консультации с руководством Европейского союза вокруг темы «зеленого перехода» и его последствий для двусторонних торгово-экономических отношений России и ЕС.
На уровне российского экспертного сообщества отмечается резкое наращивание работы по осмыслению «зеленого» феномена. В России проведен ряд масштабных «круглых столов» с участием представителей ведущих академических структур, а также правительственных ведомств.
В контексте изложенного значение международно-переговорного фактора, претендующего на определение контрольных параметров «глобального зеленого перехода», для Российской Федерации серьезно возрастает.
Агрессивность западных стран – США и зарубежной Европы – в вопросах глобальной климатической повестки усиливается. При этом Российская Федерация в настоящее время оказалась в фокусе политического и внешнеэкономического давления коллективного Запада, направленного на то, чтобы побудить нас к обвальному и скорейшему сокращению потребления углеводородного сырья. Западная система квотирования углеродных выбросов серьезно угрожает российскому сырьевому экспорту многомиллиардными убытками. Одновременно очевиден курс западных стран на обеспечение своего технологического лидерства в области климатической повестки, монопольного превосходства в деле внедрения передовых технологий и «зеленой» экономики.
России необходима активная международная позиция на конференции в Глазго и важно добиться учета специфики ее вклада в борьбу с климатом, в особенности, возможностей российских лесов по поглощению углекислого газа. Кроме того, РФ может содействовать налаживанию эффективного взаимодействия на международных площадках с целью широкоформатного сотрудничества по мониторингу всего спектра вредных выбросов.
В рамках многостороннего переговорного процесса стоит сформировать совпадающее поле интересов с другими крупными поставщиками углеводородов, например, со странами группы ОПЕК, Китаем и рядом других стран, с целью совместного с ЕС определения более справедливого подхода к борьбе с выбросами при учете структур экономик поставщиков природного сырья. «Зеленая сделка» является для России важным вызовом, несущим серьезные риски, но и открывающим при этом новые перспективные возможности для инновационного технологического развития экономики и обновления отношений с Евросоюзом [1].
В этих неоднозначных международных условиях от форума в Глазго зависит, действительно, очень многое. Самое главное – можно ли будет в итоге этой конференции надеяться на определение такой общей международной платформы, которая предопределила бы консенсусный характер дальнейшего развития и реализации «международной климатической повестки».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] О.Г.Карпович, А.С.Вильчинский «Зеленая сделка Европейского союза»: риски и возможности для России». Дипломатическая служба. №5. стр.410-425.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs