ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Культурная дипломатия барона Фальц-Фейна

10:36 26.09.2021 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Художник Василий Братанюк – вечер памяти барона Э.А.Фальц-Фейна

В галерее «Петербургский художник», что на Мойке,100 в северной столице России, состоялся вечер памяти знаменитого соотечественника - барона Эдуарда Фальц-Фейна. По этому адресу письма из Лихтенштейна, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Италии, Польши, Литвы, из городов России, Белоруссии, Украины пришли в день 109-й годовщины со дня рождения Эдуарда Александровича со словами признательности выдающемуся благотворителю, вернувшему на историческую Родину ценнейшие реликвии. Выдержки из многочисленных посланий зачитал на вечере петербургский художник Василий Братанюк, многие годы друживший с Эдуардом Александровичем, написавший более ста прижизненных портретов барона, посвятивший его памяти выставки своих картин в разных городах страны.

Общеизвестно, что Эдуард Фальц-Фейн вернул в Россию ценные архивные документы, картины, многие артефакты, вывезенные из страны в годы революции, в период Великой Отечественной войны. Среди них – Янтарная комната, которую он своими трудами, усилиями восстановил в Екатерининском дворце Царского Села, он увековечил память своих знаменитых предков на мемориальных кладбищах Санкт-Петербурга и Херсонщины, в Крыму и в Швейцарских Альпах. Письма прислали родственники и друзья барона Фальц-Фейна, его знакомые, все, кто был свидетелем его заботы и хлопот по поводу возвращения исторического и культурного наследия России в её современные пределы.

Три поколения пришли почтить память дипломата культуры - Э.А.Фальц-Фейна

Выбор галереи «Петербургский художник» для проведения памятного вечера был неслучаен. С директором этого гостеприимного дома – Галиной Георгиевной Степановой - барон был знаком и всегда восхищался тонким художественным вкусом, с каким была подобрана экспозиция галереи. Любил бывать здесь, на Мойке,100, где проводил встречи с соотечественниками всегда по очередному значительному поводу – либо покупке картины для музея, реставрации, обсуждению новых идей и планов, организации того или иного мероприятия, но всегда – масштабных для России дел. 

Письма, пришедшие в тот вечер на адрес «Мойка,100», стали особенной частью памятной даты. В лаконичных строчках раскрылась яркая, многогранная личность Эдуарда Александровича, его великий альтруизм во имя России и своих соотечественников. Из Лондона написала Наталия Радова, которая посвятила барону Фальц-Фейну такие слова: «Барон Фальц-Фейн – легенда. Он был настоящим патриотом России и величайшим меценатом. Всю свою жизнь он посвятил сбору духовного и культурного наследия. Его имя во всем мире и в России навсегда останется в нашей памяти и сердцах. Слава Богу, что сегодня, 14 сентября, мы его вспоминаем! Спасибо художнику Василию Братанюку, создавшему серию работ, изображающих барона Фальц-Фейна, его родину, семью и друзей.

Барон Фальц-Фейн лично знал Сергея Дягилева, Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Анну Павлову, Филиппа Малявина, Марка Шагала, Зинаиду Серебрякову, Григория Мясоедова. Он большой и значительный. Среди его дел – реставрация могилы дочери Ф.М.Достоевского Софии в Женеве. Он передал письма Наталии Гончаровой Поэту в Пушкинский музей на Мойке,12, реставрировал церковь на территории Суворовского училища в Санкт-Петербурге, в своем родном бывшем имении Аскания-Нова восстановил храм Покрова Пресвятой Богородицы.   

…Мы хотим верить, что его дом в Лихтенштейне станет музеем и будет находиться под защитой ЮНЕСКО, а его коллекция послужит примером и основой для чувства родства, объединяющего соотечественников».

Из Швейцарии, столицы кантона - Сант-Галлена - написал друг барона Петер Кайзер: «Скорблю, что Лихтенштейн потерял одну из крупнейших личностей в своей истории, Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна. Русский аристократ, от которого я имел возможность в своей жизни многое почерпнуть, позаимствовать. Для меня он был больше чем друг и советчик. В память о его кончине я приветствую в Петербурге всех моих славянских братьев и благодарю их с глубоким почтением за чествование его великолепных жизненных деяний».

Из Варшавы пришло письмо от Валентины Грипко: «…Сегодня 14 сентября мы вспоминаем с искренней благодарностью и глубоким уважением Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна, посвятившего свою жизнь сохранению культурного наследия России. Несмотря на все испытания и лишения, выпавшие на долю его семьи, он сохранил в своей душе любовь к родине и прикладывал огромные усилия для возвращения в Россию произведений искусства. Он служит примером для нас и последующих поколений. Это человек-легенда, человек-планета, необычайная личность!»   

К слову, о человеке-планете. Из Нью-Йорка, США, Владимир Гринберг начал свое письмо так: «Люди, как звезды…». А ведь именем барона Фальц-Фейна астрономы Крымской обсерватории назвали одну из малых планет под номером 9838. 

Из Парижа написал художник, проживающий во Франции, Владимир Чернышев: «…Мы познакомились с бароном на вилле у князя Трубецкого в Ницце. …Меня поразило его тонкое понимание прекрасного – как он безошибочно отличал, чувствовал ценность того или иного произведения искусства, как настоящий профессионал! Делился со мной своей мечтой – создать в Вадуце (Лихтенштейн) у себя на вилле Музей русского искусства, где бы всегда были открыты двери для всех, не равнодушных к прекрасному людей. …Хочется пожелать России иметь продолжателей его благородного дела…».   

Из Франции доктор искусствоведения и автор книг о русских художниках-реалистах Татьяна Моженок-Нинэн в своем письме напомнила эпизод, услышанный от мамы, уроженки С-Петербурга: «Мои родители были однажды на концерте в доме-музее Самойловых, где присутствовал и барон Фальц-Фейн. Мама рассказывала, с каким восхищением и восторгом он слушал исполнение молодой певицей народных песен и романсов. Преподнеся ей большой букет цветов, сказал, что ничего лучшего в своей жизни не слышал»!

Василий Братанюк с юной художницей, Татьяна Виноградова, о.Григорий (Евтушенко)

В этой связи отметим, что на вечере памяти в галерее «Петербургский художник» немало проникновенных слов сказала личный представитель барона в Санкт-Петербурге, помощник его во многих культурных предприятиях, певица Татьяна Виноградова. Свое признание она выразила, в том числе, и прекрасным исполнением старинных романсов и русских народных песен, которые любил и ценил Эдуард Александрович.     

Как отметила искусствовед из Санкт-Петербурга Екатерина Сапогова, барон Фальц-Фейн «уникальная, одаренная личность, бесценный даритель», и в большей степени таковым же дарителем является и Галина Георгиевна Степанова, устраивающая международные пленэры для питерских художников в разных странах – Индии, Италии, Франции, о чем они мечтали вместе с Эдуардом Александровичем.

Из Германии письмо Татьяны Есиной-Мертенц заканчивается словами: «Русский аристократ дает пример всем нам, живущим сегодня. Удивительно, что благодаря барону, в 1980 году в Москве состоялись Олимпийские игры. Он попросил членов Международного Олимпийского Комитета дать шанс Москве. Его авторитет был так высок, что большинство членов МОК проголосовали за проведение Олимпиады в Москве. Имя барона Фальц-Фейна стоит в одном ряду с именами таких меценатов, как братья Третьяковы, Савва Морозов, династия Бахрушиных».

Особенно ценно, что вечер почтили своим вниманием ректор украинского Университета Ужгорода Людмила Несух и Надежда Пинчук, мастер живописи от Союза художников Николаева и Херсона, - родины Фальц-Фейна. Там в беломраморном дворце имения Гавриловка на Херсонщине, входившей в состав Российской империи, 14 сентября 1912 года родился Эдуард Александрович Фальц-Фейн.       

Из Швейцарии г-жа Татьяна Мозер откликнулась письмом, в котором есть такие строчки: «Мечтой барона было после его ухода оставить свою драгоценнейшую коллекцию для всеобщего обозрения, своего рода «Русский Дом в Лихтенштейне». 

Об этом тоже говорилось на вечере памяти барона Фальц-Фейна в галерее «Петербургский художник», где собрались знавшие его люди: коллекционеры, искусствоведы, писатели, музейные сотрудники, художники, журналисты, реставраторы. Идея создать в Лихтенштейне Русский Дом уже овладела умами всех, помнящих Эдуарда Александровича Фальц-Фейна. Таким образом «народный барон», по меткому определению его друга Никиты Лобанова-Ростовского, не только возвращает на родину культурные ценности, но и объединяет не одно поколение соотечественников и после своего ухода из жизни земной, творя искусное дело культурной дипломатии.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати