ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и Запад: возможен ли компромисс в архитектуре ООН?

19:22 12.09.2021 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

14 сентября 2021 года в Нью-Йорке открывается 76-я сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН). Россия обеспокоена общей ситуацией дальнейшего накопления в мире конфликтного потенциала и нарастанием глобальных угроз, а также попытками подорвать авторитет самой представительной международной организации, каковой является Организация Объединенных наций. В этой связи особое внимание на сессии предполагается уделить противодействию подорвать и переформатировать общепризнанные международно-правовые нормы и навязать альтернативные неконсенсусные подходы к решению вопросов в обход Организации Объединенных Наций.

Поэтому совершенно не случайно, основной задачей 76-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН, по мнению российского дипломатического ведомства, является подтверждение центральной координирующей роли всемирной Организации в современной системе международных отношений. В опубликованном в преддверии сессии ГА ООН МИДом России докладе «О позиции России на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН», выделены приоритетные задачи повестки недели высоко уровня, которыми будет руководствоваться Россия.[[1]]

В документе говорится, что «ООН по праву остается структурой, которой нет равных по представительности и универсальности, уникальной площадкой для равноправного диалога, направленного на выработку компромиссных решений при учете разных мнений. Попытки подорвать авторитет и легитимность ООН крайне опасны и способны привести к расшатыванию полицентричной системы международных отношений».

Россия последовательно выступает за укрепление подлинной многосторонности в межгосударственных отношениях и мировой экономике на основе норм международного права, включая Устав ООН, с акцентом на безусловное уважение суверенитета государств и невмешательство в их внутренние дела. Абсолютно неприемлемы попытки западных стран подменить общепризнанные международно-правовые принципы выработанным в кулуарных форматах «порядком, основанном на правилах».

Озабоченность России падением авторитета ООН вполне оправдана, т.к. Запад своими действиями настойчиво и целенаправленно подрывает легитимность ООН и ее основные принципы деятельности. 

Так, по мнению российских парламентариев, политика, проводимая Вашингтоном в отношении ООН на современном этапе, подтверждает деструктивный характер действий США на международной арене посредством оказания давления и использования нелегитимных односторонних санкций с экстерриториальным принципом действия против неугодных государств. Все это, по их мнению, идет вразрез с принципом сотрудничества, лежащим в основе деятельности ООН.[[2]]

По словам Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Россия обеспокоена действиями США и союзников по подрыву авторитета ООН и международной безопасности в целом. Более того, за пределами ООН создаются «эксклюзивные механизмы, группы, так называемых единомышленников», решения которых пытаются навязать всем участникам международных отношений. В качестве примера таких действий глава российского МИД привел организованные США и Евросоюзом мероприятия вне структур ООН с участием нескольких десятков стран, которые затрагивали сферы кибербезопасности, свободы СМИ и международного гуманитарного права.

Таким образом, сознательный вынос этих мероприятий за рамки универсально признанных ооновских структур говорит о том, что в ООН придется встречаться с людьми, у которых могут быть несколько иные взгляды на то, как обеспечивать кибербезопасность, что такое свобода СМИ, особенно в сегодняшней жизни, и на то, как обеспечивать равноправное применение норм международного гуманитарного права.[[3]]

В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: Возможен ли компромисс в отношениях России и Запада при построении новой архитектуры ООН?

По мнению Постоянного представителя России при ООН Василия Небензи, несмотря на возникающие сложности, Организация Объединенных Наций все 75 лет существования достойно выполняла свою главную миссию - беречь мир, содействовать устойчивому развитию народов, континентов и защищать права человека. Однако, по его мнению, нельзя не обратить внимание и на то, что действительно в последнее время в адрес организации звучит немало критики в связи с имеющим место отсутствием достаточной эффективности и непреодолимыми противоречиями ее членов, особенно в Совете Безопасности ООН.[[4]]

Однако, по мнению многих аналитиков, именно по вине Соединенных Штатов и их партнеров по западной коалиции, ООН постепенно теряет свой авторитет и легитимность своих действий и все реже играет роль универсального судьи в международных спорах.[[5]] Рост агрессивности американской внешней политики и американские претензии на право действовать без оглядки на международное мнение обернулись с начала 90-х годов ХХ века крупными конфликтами в Чаде и Руанде, Мали и Гаити, Сомали и Йемене, Ливии и Сирии, Украине и Грузии, Афганистане и Гвинее.[[6]]

Более того, Вашингтон прямо и цинично использовал Резолюции СБ ООН для прикрытия своих агрессивных действий, не гнушаясь прямого обмана. Так было к примеру с ракетными ударами 17-19 декабря 1998 года при проведении операции «Лиса пустыни», во время вторжения сил западной коалиции в Ирак 20 марта - 1 мая 2003 года при проведении операции «Шок и трепет», с игнорированием Резолюции СБ ООН №1973 о безполетной зоне в Ливии. И это лишь неполный перечень действий администрации Белого дома, направленных на подрыв авторитета и разрушение архитектуры ООН.

Таким образом, несмотря на то, что американцы практически на протяжении всего периода существования ООН систематически и целенаправленно нарушали Устав организации, они же, как ни парадоксально, подвергали деятельность ООН наибольшей критике.[[7]]

Это привело к тому, что Соединенные Штаты в бытность президента США Дональда Трампа в одностороннем порядке вышли из Совета ООН по правам человека,[[8]] и теперь пытаются создать что-то наподобие «Лиги демократий», которая, по мнению нынешнего президента США Джозефа Байдена, противостояла бы тоталитарным России и Китаю.[[9]]

Российская Федерация неоднократно призывала мировое сообщество к системным изменениям в деятельности ООН, которые, безусловно, назрели и которые должны быть включены в рабочую повестку недели высокого уровня Генеральной Ассамблеи для обсуждения и принятия решений в рамках 76-й сессии. В то же время Россия выступает как за сохранение основополагающих принципов Устава ООН и Совета Безопасности, так и за сохранение самой организации.

Придавая огромное значение деятельности Совета Безопасности по сохранению мира и поддержанию международной безопасности, Россия придерживается инициативы по оптимизации его деятельности. Предлагается продолжить поиск оптимальной реформенной модели СБ, которая пользовалась бы поддержкой максимального числа стран, входящих в ООН.

На предстоящей сессии также предполагается рассмотреть возможность расширения представленности в СБ за счет привлечения в него развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, безусловно, без ущерба для его эффективности и оперативности. При этом прерогативы постоянных членов Совета Безопасности не должны подлежать ревизии, как и право вето. Это право является уникальным инструментом, способствующим достижению необходимых компромиссов и позволяющим избегать решений, категорически неприемлемых для отдельных государств.

Россия также последовательно выступает за расширение правоприменения санкций СБ ООН, являющихся одним из приоритетных инструментов «точечного действия» по пресечению угроз миру и международной безопасности. Однако, будучи крайней мерой в арсенале конфликтного урегулирования, санкционные ограничения не должны применяться без учета всего спектра политических, социально-экономических и гуманитарных последствий. Недопустимым является и их использование в качестве средства недобросовестной конкуренции, а также давления на, так называемые, «неугодные режимы». На наш взгляд, важно также расширить функционал существующего института омбудсмена с целью защиты интересов всех субъектов санкционного списка Совета Безопасности. При этом неприемлемо дополнение санкций СБ ООН односторонними рестрикциями, особенно имеющими экстерриториальный характер.

Российские предложения на сессии будут касаться и миротворческой деятельности ООН, которую необходимо осуществлять при строгом соблюдении ее базовых принципов, таких как: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата, а также в соответствии с положениями Устава ООН.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ООН в настоящее время должно являться создание условий и содействие политическому урегулированию региональных конфликтов и достижению национального примирения. Адаптацию операций ООН по поддержанию мира (ОПМ) к современным реалиям следует реализовывать в четком соответствии с решениями, согласованными в межправительственном формате. Это также касается и вопросов «разведки в миротворчестве», а также использования новых технологий, которые должны служить исключительно целям обеспечения безопасности самих миротворцев и защите гражданских лиц в зонах конфликта.

Важно наделить ОПМ дополнительными полномочиями, в частности, по применению силы, которое возможно только по решению Совета Безопасности, при строгом учете страновой специфики в каждой отдельной ситуации. Выработка магистральных направлений развития миротворческой деятельности ООН должна проводиться строго в рамках Специального комитета ГА ООН и только по операциям по поддержанию мира.

Более того, концепция ООН «по сохранению мира» должна базироваться на принципах международной поддержки и национальной ответственности государств за расстановку приоритетов постконфликтного восстановления и развития.

В этой связи предложения США о перераспределении полномочий Совета Безопасности, в пользу Генеральной Ассамблеи вызывает большие сомнения в силу того, что это может подорвать авторитет СБ, а также снизить его легитимность.

Кстати, это предложение напрямую касается и борьбы с международным терроризмом. Россия, напротив, предлагает значительно расширить полномочия Совета Безопасности, ее центральной координирующей роли и объединения усилий всех стран. Однако в то же время подчеркивает, что это должно происходить без «двойных стандартов», политизации и «скрытых повесток». Проблема терроризма должна решаться путем выполнения государствами профильных универсальных конвенций и протоколов, Глобальной контртеррористической стратегии ООН, тематических резолюций СБ и ГА ООН. В приоритете должна остаться поддержка антитеррористических органов системы ООН, прежде всего, эффективной деятельности Управления ООН по контртерроризму (УКТ).

Позиция России также заключается в том, что «ядром» программно-проектной деятельности Управления по контртерроризму должны оставаться инициативы с акцентом на правоохранительную и превентивную составляющие, а принципиально важным - более активное задействование инструментария профильных вспомогательных органов СБ ООН, прежде всего, его Контртеррористического комитета (КТК), санкционных Комитетов по движениям ИГИЛ и «Аль-Каида», а также в отношении движения «Талибан» (все три движения запрещены в России).

Россия также выступает за расширение финансирования УКТ из регулярного бюджета ООН и намерена в одностороннем порядке увеличить свой добровольный взнос в бюджет Управления, призывая последовать ее примеру и другие государства-члены ООН. Более того, Россия призывает страны-члены ООН к всеобъемлющему выполнению резолюций СБ ООН по борьбе с финансированием терроризма, а также стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Россия выступает за значительную активизацию работ по перекрытию каналов оружейной, финансовой и материальной подпитки террористов, пресечению распространения террористической пропаганды, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ликвидации связей террористических группировок с нарко- и организованной преступностью.

Москва последовательно выступает также против размывания международно-правовой базы неконсенсусными концепциями, например, «противодействия насильственному экстремизму», допускающими вмешательство во внутренние дела государств и переориентацию международного сотрудничества по борьбе с терроризмом на второстепенные гендерные и правочеловеческие вопросы. По нашему мнению, необходимо наращивать системные усилия в борьбе с различными проявлениями экстремизма, включая правый радикализм, противодействуя попыткам использования этой проблематики в политических конъюнктурных целях, а также в качестве повода для наращивания антироссийского санкционного давления.

Сегодня в повестке высокого уровня сессии ГА ООН уже находятся предложения России в рамках VIII Главы Устава ООН по значительному расширению сотрудничества с региональными и субрегиональными организациями. О востребованности данной задачи говорит единогласное принятие на 75-й сессии ГА ООН двухгодичных резолюций о сотрудничестве всемирной Организации с СНГ, ОДКБ и ШОС. Россия предлагает расширить этот список, включив в него такие организации и объединения, как БРИКС и ЕАЭС.

В преддверии сессии ГА ООН в ходе брифинга официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия развернет на сессии также масштабную работу по продвижению основных приоритетов деятельности ООН, в том числе в сфере укрепления архитектуры контроля над вооружениями, предотвращения милитаризации космоса, формирования универсальных правил поведения в информационном пространстве, противодействия героизации нацизма, переписывания истории и расширения деполитизированного сотрудничеств в области борьбы с терроризмом и организованной преступностью.[[10]]

На сессии ГА ООН российская делегация будет настаивать на полном и объективном расследовании крушения малайзийского «Боинга» рейса МН-17 над территорией Украины которое произошло 14 июля 2014 года на основе неопровержимых фактов и в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №2166.

Кроме того, Российская Федерация на площадке ООН собирается призвать Украину к «расследованию всех случаев насилия в отношении гражданского населения и журналистов»,[[11]] которые произошли за последние семь лет со времен «Майдана» и потребовать привлечения виновных к ответственности. Более того Россия будет добиваться прямого диалога между Киевом и Донбассом по выполнению всеми сторонами конфликта Минских соглашений.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[[2]] В Госдуме раскритиковали политику США в отношении ООН. 15.09.2020 г. Электронный ресурс: https://ria.ru/20200915/.html

[[3]] С.Лавров: РФ обеспокоена действиями США и союзников по подрыву международной безопасности. 18.01.2021 г. Электронный ресурс: https://tass.ru/politika/.html

[[4]] В.Небензя: Россия считает попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Электронный ресурс: https://tass.ru/politika/.html

[[5]] Электронный ресурс 15.07.2021 года: https://aif.ru/politics/.html

[[6]] Полный перечень войн, вооруженных конфликтов, развязанных США за свою историю. Электронный ресурс: https://201day.wordpress.com/2021/09/08/.html

[[7]] Электронный ресурс: https://www.foreignaffairs.com/.html

[[8]] США вышли из Совета ООН по правам человека. 20.06.2018 г. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/.html

[[9]] «ООН, пошла вон!» Чем в США хотят заменить Организацию Объединённых Наций. 15.07.2021 г. Электронный ресурс: https://aif.ru/politics/world/.html

[[10]] Электронный ресурс: https://tass.ru/politika/.html 

[[11]] Электронный ресурс: https://rg.ru/2021/08/04/rf.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати