Что было?
Было все очень просто, было все очень быстро. Лишенный внешней поддержки режим Ашрафа Гани продемонстрировал полную нежизнеспособность и, по дефиниции российского посла в Кабуле, сложился как карточный домик. Не дожидаясь окончания вывода войск западной коалиции, талибы (движение, запрещенное в РФ) в сжатые сроки захватили все стратегические города Афганистана, включая столицу. Быстрота и простота наступления даже породили конспирологические спекуляции о международном заговоре против режима Гани, хотя спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов посчитал такие умозаключения необоснованными: «…авторы таких придумок пытаются каким-то образом оправдать провал американцев в Афганистане и преподнести это как спланированную акцию. Считаю, что это совершенно необоснованно»[i].
Сам президент Афганистана приказал силам безопасности обеспечить защиту жителей Кабула и бежал в неизвестном направлении. Лидер афганских узбеков, маршал и бывший вице-президент страны Абдул Рашид Дустум заявил, что Талибану (движение, запрещенное в РФ) нет места на севере Афганистана и бежал в Узбекистан.
Управление страной формально перешло к специальному совету, в который вошли такие известные политические фигуры как Абдулла Абдулла и Хамид Карзай. Однако ни о каком двоевластии говорить не приходится: главная (если не единственная) задача совета – официально и мирно передать власть Талибану. ООН, ЕС, и США уже заявили, что не признают режим талибов, если они захватят власть силой.
А нынешние талибы, в отличие от своих предшественников 90-х годов, заинтересованы в международном признании. Они обещают больше не взрывать буддийские статуи, не зариться на трансграничные территории, пресекать наркоторговлю и соблюдать гражданские права – но в пределах, установленных шариатом, конечно. Иначе нельзя: Афганистан в скором времени станет Исламским Эмиратом, что для многих в Афганистане уже является проблемой по разным причинам. Впрочем, новая власть еще должна будет доказать, что ее обещаниям можно верить.
Гражданская война в Афганистане небезосновательно воспринималась как противостояние талибов и США, и поспешное бегство американцев из Кабула, даже несмотря на давно объявленный вывод войск, – это яркая иллюстрация их поражения.
Дональд Трамп предложил Байдену «с позором уйти в отставку», а госсекретарь Энтони Блинкен объявил, что США выполнили все поставленные задачи. От обоих политиков иных заявлений ожидать было бы странно, но общая тональность публикаций по теме в американских СМИ больше коррелирует с позицией экс-президента. Украинское издание Главред в этой связи отмечает: трагедия Афганистана (имеется ввиду кабульский режим – А.И.), имеющего статус основного союзника США вне НАТО, показывает, что если союзник не готов постоять за себя, то американцы «особо париться не будут»[ii].
Что будет?
Талибы (движение, запрещенное в РФ) уже сообщили: никакого «переходного» правительства в стране не будет, будет полная передачи власти. Но сначала страну должны покинуть все иностранные военнослужащие. А в свое «инклюзивное исламское» правительство они, если верить представителю политического офиса движения в Катаре Сухейлу Шахину, обещают включить и «хорошо известных деятелей» со стороны.
Мало сомнений в том, что «легионеры» будут играть скорее декоративную роль и служить приманкой для инвестиций извне, без которых Исламский Эмират почти неизбежно постигнет гуманитарная катастрофа. Конечно, аравийские монархии помогут, но насколько?
Может помочь, судя по всему, и Пекин, который умеет работать с любыми режимами, при этом фиаско проамериканского, конечно, ему на руку. Срединное государство ждет от новой власти купирования активности уйгурских сепаратистов. Талибы (движение, запрещенное в РФ) дают соответствующие обещания и даже называют Китай «дружественной страной», в свою очередь, ожидая от него помощи, инвестиций, и - официального признания.
Но в то же время Народно-освободительная армия Китая совсем недавно провела масштабные учения, пригласив к участию в них российских военных. Посыл прозрачен и понятно, кому он адресован.
Нынешняя ситуация, как ни парадоксально, может представлять опасность для Пакистана, несмотря на роль последнего в создании и поддержке Талибана (движение, запрещенное в РФ). Кстати, всего за несколько дней до падения кабульского режима МИД Афганистана потребовал, «чтобы правительство Пакистана предприняло серьезные и ощутимые действия против убежищ террористов» на своей территории, а также перекрыло пути переброски оружия и живой силы для талибов.[iii]
Афганский Талибан (запрещен в РФ) – движение преимущественно пуштунское, а пакистанские пуштуны в основном находятся в оппозиции официальному Исламабаду, и пример братьев по крови в соседней стране вполне может оказаться заразительным. Тем более что существование афгано-пакистанской границы ни те, ни другие не признают.
Чем сердце успокоится?
Экспансия Талибана (движение, запрещенное в РФ) на север маловероятна, так считают в российском МИД). Уже потому что в обозримом будущем новой власти будет не до внешней политики, она будет заниматься государственным строительством и может быть войной с конкурирующими и более одиозными структурами. Международное признание неизбежно подразумевает дистанцирование от экстремистов.
А есть еще этнический фактор. Несколько дней назад глава Исламского общества Афганистана Атто Мухаммади Нур на совещании бывших командиров Северного альянса объявил о создании сети Комитетов народного сопротивления талибам. Непуштунский север и шиитский центр страны, как уже было раньше, могут стать очагами сопротивления Талибану (движение, запрещенное в РФ).
17 августа российский посол в Кабуле должен встретиться с представителями руководства Талибана (движение, запрещенное в РФ), но пока, по словам спецпредставителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова, Москва не спешит признавать новую власть: «Мы посмотрим, как режим будет себя вести», – добавил высокопоставленный дипломат.
Опасность может исходить от других, наднациональных движений - исламистский интернационализм вполне может создать если не тепличные, то приемлемые условия для радикалов ИГИЛ и Аль-Каиды (движения, запрещенные в РФ). Поэтому российские ВС активно демонстрируют свое присутствие в приграничных с Афганистаном районах, подтверждая, что несмотря на обещания талибов предотвратить любые вылазки боевиков на территорию постсоветских республик, они готовы дать отпор в любое время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs