Фото: Портрет Т.Моженок-Нинэн работы художника В.И.Братанюка
В этом году мы отмечаем 150-летие Товарищества передвижных художественных выставок, созданного в Санкт-Петербурге в 1871 г.. Как рассказала журналу «Международная жизнь» проживающая в столице Франции с 1993 г. Татьяна Моженок-Нинэн, искусствовед и автор четырех монографий о творчестве живописцев XIX в. из России, во Франции также помнят наших художников-передвижников. В 2018 году на Монмартре на улице Верон Ассоциацией Василия Поленова при участии потомков художников была открыта мемориальная доска на том здании, где в 1873-1876 гг. находилась парижская мастерская И.Е. Репина, где некоторое время жил и В.Д. Поленов. Это событие стало «французским подарком» к 175-летию со дня рождения Репина и Поленова, широко отмечавшихся в России в 2019 г.. А 5 октября этого года в Художественном музее Парижа Пти-Пале откроется выставка И.Е. Репина, первая долгожданная ретроспектива великого русского художника во Франции, где он провёл 3 года в качестве пенсионера (стипендиата) Императорской Академии Художеств.
Именно пенсионерским поездкам во Францию русских художников второй половины XIX века Татьяна Моженок-Нинэн и посвятила свою диссертацию, защищённую в 1999 г. в Сорбонне и вышедшую отдельным изданием в Париже в 2003 г.. В это время во Франции о передвижниках знали немногие, поэтому монография Т.Моженок-Нинэн заинтересовала и специалистов, и любителей искусства.
Справка
Татьяна Эдуардовна Моженок-Нинэн, доктор искусствоведения, дипломант Санкт-Петербургского Государственного Университета (исторический факультет, кафедра истории искусства), Школы Лувра и Сорбонны. Член Международной Ассоциации искусствоведов (АИС), Общества Истории французского искусства (Париж), эксперт Ассоциации Василия Поленова (Париж). Автор многочисленных статей и четырех монографий о русских художниках XIX в. во Франции. Участник нескольких документальных фильмов, в частности, «Поленовы» (Россия, реж. Александр Шаталов, 2019), «Сирены Алебастрового берега» о русских художниках в Нормандии (Франция, реж. Марк Мопти, 2020).
Во время работы над диссертацией Татьяна Моженок-Нинэн познакомилась в Париже с внуком Василия Дмитриевича Поленова – Александром Александровичем Ляпиным. По его замыслу и общими усилиями людей, заинтересованных в русско-французских культурных обменах, в 2005 году в местечке Вёль-ле-Роз был торжественно открыт Пассаж русских художников-передвижников. А в 2015 году в этом нормандском городке на берегу Ла-Манша Ассоциация Поленова открыла Сквер имени художника на том самом месте, где 140 лет назад Василий Дмитриевич написал ставший знаменитым пейзаж «В парке. Местечко Вёль в Нормандии», выставленный сейчас в одном из залов Русского музея в Петербурге.
О городке Вёль-ле-Роз стоит сказать отдельно, поскольку он был настоящей школой пленэра для многих русских художников. Илья Репин, Василий Поленов, Алексей Харламов, Константин Савицкий открыли для себя этот уютный уголок Франции благодаря художнику-маринисту Алексею Петровичу Боголюбову, который курировал во Франции пребывание выдающихся выпускников Императорской Академии художеств. Знаменитые алебастровые скалы (фалезы) на берегу Ла-Манша, омываемый морем пляж с круглыми камешками-галетами, знаменитые мельницы Вёля вдохновили Боголюбова, Поленова, Репина на создание пронизанных светом и воздухом пейзажей, которые сейчас находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, репинских «Пенат» близ Петербурга, музея-заповедника В.Д. Поленова в Тульской области, Радищевского музея Саратова и даже в далёком Иркутске в Художественном музее им. В.П. Сукачёва («Девочка-рыбачка» Репина).
Как рассказала Татьяна Моженок-Нинэн, однажды гражданин Франции, инженер-атомщик Доминик Флоранс побывал в Саратове в командировке и, зайдя в местный музей, к своему удивлению увидел там картины с пейзажами родного Вёля – пляжем, скалами, мельницами кисти Боголюбова, «Лошадь для сбора камней» Репина. Под впечатлением этого неожиданного и счастливого открытия у супругов Мари-Клер и Доминика Флоранс возникла идея издать альбом о русских художниках в Нормандии, которую с энтузиазмом поддержала Ассоциация сохранения культурного наследия Вёля и её Президент Сильви Боскье. Публикация издания с текстом Т. Моженок-Нинэн была приурочена к фестивалю «Импрессионистическая Нормандия» в 2010 г.. Вслед за этим в 2013 году вышла подготовленная Ассоциацией Поленова монография «Василий Поленов – рыцарь красоты» (текст Т. Моженок-Нинэн).
Столь богатая русская художественная традиция нормандского Вёля не могла не привлечь современных мастеров. Уже более десяти лет петербургский художник Стас Бородин организует в Вёле летний пленэр, на который приезжают русские – и не только – живописцы из многих стран мира. А в 2016 году владелица художественной галереи «Петербургский художник» Галина Степанова и художница Анна Филимонова, выпускница Петербургской Академии, проживающая в Париже, организовали поездку живописцев северной столицы во Францию. Среди них были Василий Братанюк, Юлия Косцова, Тамара Камаева, Людмила Щербинина, Оксана Архипова, Петр Степанов и др.. В Вёль их сопровождала Т. Моженок-Нинэн. По впечатлениям от путешествия петербургские художники создали вдохновенные пейзажи и портреты. О. Архипова, Л. Щербинина, Ю. Косцова и Т. Камаева из творческого объединения «Аврора» показали свои французские работы на выставке «Променад. La Promenade» летом 2016 г. в музее-квартире И.И. Бродского. В.И. Братанюк тепло вспоминал о Париже и Вёле на открытии выставки, посвящённой 195-летию со дня рождения А.П. Боголюбова, организованной на его родине в Тосно директором Историко-краеведческого музея Натальей Беркут (Ющенко) в марте 2019 г.. Картины Братанюка с изображением Померанья и Чугуева, родных мест Боголюбова и Репина, демонстрировались в Тосненском музее.
Личность Алексея Петровича Боголюбова, проживавшего во французской столице, особо выделяется среди русских парижан. Он основал в 1877 году в Париже в честь взятия Плевны Общество взаимного вспомоществования русских художников, секретарём которого стал друг художника писатель И.С. Тургенев. А в России в Саратове его трудами были открыты Рисовальное училище и Художественный музей им. А.Н. Радищева, деда художника по матери. Теперь полотна А.П. Боголюбова составляют основной фонд экспозиции этого музея.
История российско-французских отношений и культурных обменов увлекла искусствоведа Татьяну Моженок-Нинэн, которая уделяет много времени и творческих сил их развитию и укреплению. Недавно по приглашению В.И. Братанюка она побывала в петербургском Доме художников на открытии выставки «100 лет великой смуты», организованной Международной ассоциацией художников – потомков дворянских родов (Президент Вячеслав Заварицкий) совместно с Союзом художников Санкт-Петербурга.
Татьяна Моженок-Нинэн и художник Василий Братанюк у картины
В.Братанюка «Августейшая Семья».
В экспозиции были представлены замечательные работы мастеров – членов Ассоциации и других художественных объединений. Василий Братанюк приехал на вернисаж в Петербург из Калининграда, где на его персональной выставке, посвященной памяти большого друга России барона Эдуарда Фальц-Фейна, было представлено около 50 полотен. «Для меня Василий Иванович Братанюк – достойный человек, прекрасный художник, искренне любящий русскую историю и природу, русских людей, продолжатель традиций передвижников», - сказала Татьяна Моженок-Нинэн журналу «Международная жизнь».
Присутствие на вернисаже известных российских деятелей культуры - художников, специалистов музейного дела, музыкантов и артистов балета – дало новый импульс искусствоведу из Парижа к поддержанию и укреплению традиции российско-французских художественных связей. Эти связи - свидетельство исторической общности двух народов – России и Франции, высоко ценящих творческое наследие, завещанное нам не столько в материальном воплощении, сколько в неистребимом духе взаимного общения на основе искусства живописи и культуры в целом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs