Встреча президентов США Джо Байдена и Украины Владимира Зеленского намечена на 30 августа.
Времени до неё не так много, но событий, которые приоткрывают ее содержание и помогают сделать некоторые прогнозы, достаточно.
Наиболее сильным на данный момент фактором влияния является соглашение между США и Германией по поводу «Северного потока - 2», фигурантом которого стала Украина. Сам документ имеет красноречивое название: «Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей». Этим документом Штаты обязали Берлин содействовать Украине в сохранении транзита российского газа, обеспечить Украину реверсным газом, а заодно реформировать украинскую энергетику.
Следующий сюжет - Минские соглашения. Договоренности между Германией и США стали поводом для Берлина, раздражённого давлением Вашингтона, в очередной раз напомнить Киеву о необходимости выполнения Минских соглашений, начав с имплементации «формулы Штайнмайера». Восторга на берегах Днепра это также не вызвало.
Есть еще сюжет из разряда сценарного хода близкого Зеленскому «95 квартала». Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия довольно смело полагает, что президент Украины Владимир Зеленский будет разговаривать со своим американским коллегой Джо Байденом во время запланированной на 30 августа встречи на повышенных тонах[i]. Он уверен (кто знает, как оно будет на самом деле?!), что это произойдёт на закрытой части встречи и ожидает этого от Зеленского. Причина такого будущего «независимого» поведения украинского президента в том, что Соединенные Штаты недооценивают удар, который они наносят отношениям с Украиной, заявил Арахамия, имея в виду ситуацию вокруг «Северного потока-2». Интересно было бы увидеть этот разговор на повышенных тонах. А пока это все - попытка расправить перья перед украинской аудиторией.
Кроме обстоятельств внешнего характера, влияющих на повестку ожидаемой встречи, есть внутренние обстоятельства, часть из которых внесут сложности в диалог президентов, а часть, по замыслу Киева, должна быть позитивно и одобрительно встречена Вашингтоном.
Для разговора с президентом США, не то, что на повышенных тонах, но хотя бы на равных, Киев должен (так у них сложилось) выполнить ряд требований.[ii] Американцы озаботились переформатированием украинской судебной системы, которая, не секрет, коррумпирована насквозь, и успешно блокирует ряд американских инициатив по реформированию украинских институтов власти. Поэтому первое требование – это принятие законов о перезагрузке Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) и Высшем совете правосудия (ВСП), которая должна заключаться в контролирующей роли «независимых международных экспертов» - то есть, по сути, передать судебную систему страны под внешнее управление. Второе требование – проведение «прозрачных» (то есть по процедуре, утвержденной Западом и в интересах его кандидатов) конкурсов на руководителей Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП). Третье - сохранение на госпредприятиях влияния наблюдательных советов, составленных из ставленников Запада. Четвертое – реформа СБУ, для чего нужно принять соответствующий закон. Пятое – потребуются судебные процессы и «посадки» крупных чиновников за коррупцию, ведь нужны доказательства, что антикоррупционные институты, созданные и работающие по инструкциям Запада, созданы не зря.
Надо признать, требования эти выполняются Киевом неохотно. Законы о ВСП и ВККС с трудом приняты. Но судебная система продолжает сопротивляться – приступы агрессивного недовольства за океаном вызывает деятельность Окружного административного суда Киева (ОАСК), на ликвидации которого внешние управленцы также настаивают. Основания для этого у западных кураторов есть: этот суд заблокировал попытки Национального агентства по противодействию коррупции, на которое имеют влияние американцы, снять Юрия Витренко, креатуру Зеленского, с должности главы правления «Нафтогаза», который заменил на этом посту угодного Вашингтону Андрея Коболева. Не хочет Киев оставлять госпредприятия на откуп набсоветам, контролируемым Западом. Весьма красноречивый факт - за несколько месяцев (после внесения) неотложный законопроект президента о разгоне ОАСК не прошел даже парламентский комитет.
Проект закона о СБУ «завис» в Верховной Раде. Причина в том, что Киев не хочет реформировать СБУ в предложенном ключе - передача функции борьбы с экономическими преступлениями недавно образованному Бюро экономической безопасности (БЭБ). Которое, понятно, создано по внешним инструкциям и по ним же должно работать. Насколько Западу нужен контроль над спецслужбой и ее реформа говорят следующие факты: 16 июля, международная консультационная группа, состоящая из представителей ЕС, США и НАТО (!), призвала украинский парламент незамедлительно принять закон о СБУ в редакции, одобренной 14 июля комитетом Рады по национальной безопасности, обороне и разведке.
Все эти требования Киеву выполнить крайне трудно – это как идти против самого себя. Американцы рубят под корень все основы украинской политической системы, коррупционной, но такой понятной и контролируемой олигархами и их представителями во власти. Не будет этой системы – будет окончательный внешний контроль над экономикой и властью. Ну ладно бы только политика, а то ведь, ишь, на что замахнулись – на их экономические интересы.
Таким образом, из всех реформ на встрече с Байденом Зеленский может предъявить закон об олигархах и ворох антироссийских инициатив, среди которых закон о коренных народах[iii]. Кроме этого президент Украины, видимо, готовится предъявить Байдену целый список претензий: «Северный поток – 2», отсутствие поддержки по блокированию Минских соглашений, «голубая метка» по поводу «Крымской платформы» - США присылают на этот форум открытого гея и по совместительству министра транспорта Пита Буттиджича (Киев рассчитывал не на такой уровень представительства, ведь министр транспорта - должность далекая от внешней политики). Одним словом, поговорить будет о чем.
Но и это ещё не все обстоятельства будущего визита. Его опять могут перенести - по просьбе американских конгрессменов, которые 30 августа будут на каникулах. Ряд конгрессменов Соединенных Штатов обратились с просьбой к президенту США Джо Байдену изменить дату визита его украинского коллеги Владимира Зеленского в Вашингтон.[iv] По словам конгрессвумен, сопредседателя Группы поддержки Украины в Конгрессе Марси Каптур, 30 августа Конгресс США будет на каникулах, которые продлятся с 7 августа до 20 сентября. Таким образом, планировать встречи с конгрессменами и сенаторами на этот период будет сложно. Соответствующие письма конгрессмены направили американскому президенту и призвали изменить дату визита украинского главы, чтобы позволить "провести надлежащий диалог" с Зеленским. Выбранную дату визита Зеленского в США также раскритиковал сенатор Тед Круз: «Президент Зеленский не сможет привлечь членов Конгресса, которые на двухпартийной основе противостоят капитуляции Байдена перед Путиным по Северному потоку-2. Наверное, просто совпадение».
Интересно, что теперь даже сенатор США подозревает в «зраде» против Украины уже … Байдена.
Одним словом - разговор в Вашингтоне «на повышенных тонах» когда-нибудь действительно может состояться, вот только кто будет повышать тон - вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs