ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинский закон о коренных народах, или история о том, как уничтожать собственное государство

11:07 12.07.2021 • Денис Батурин, политолог

Начать можно с того, что законопроект о коренных народах, в первом чтении принятый Верховной Радой Украины, противоречит Конституции Украины. Нарушена статья 10 Конституции Украины, где закреплены права русского языка и русских как национальной группы. А действия депутатов по принятию законопроекта, а также заявления некоторых из них подпадают под статью 161 Уголовного кодекса Украины, согласно которой нарушение равноправия граждан или призыв к нему - преступление. 

Это не первый раз, когда политическая сиюминутная целесообразность побеждает закон и даже конституцию. Так было с третьим туром президентских выборов в 2005 году, что было порождением «оранжевой революции» и способом сделать президентом Виктора Ющенко, который потом глубокомысленно рассуждал о «духе конституции». 

Вернемся к политическим заявлениям. Народный депутат Украины от партии «Слуга народа» Олег Семинский на своей странице в социальной сети заявил, что после принятия закона о коренных народах граждане Украины русской национальности не будут обладать такими же конституционными правами, как представители украинской нации, крымскотатарской нации, а также караимы и крымчаки. Позже он этот пост удалил. Что показывает уровень интеллекта политика, но от ответственности его не освобождает. Как отмечает народный депутат Олег Волошин: «Когда нардеп от «Слуг» Семинский писал, что теперь, после принятия закона о коренных народах, только украинцы, караимы, крымчаки и крымские татары будут пользоваться всеми правами, гарантированными Конституцией, вероятно, он не просто демонстрировал свой идиотизм. Скорее, он выразил то, что в теории права именуется «замысел законодателя» - конечную цель закона, за который с подачи Зеленского вчера голосовали слуги».[i]

За подобные заявления надо отвечать по закону, так, партия «Оппозиционная платформа – за жизнь!» потребовала привлечения к ответственности «слуги народа» О. Семинского и ветирования закона о коренных народах.[ii] Посмотрим на реакцию украинской власти.

Вернемся к «замыслу законодателя», так выпукло заявленным нардепом от партии власти. Господин Семинский не понимает, что крымчаки, караимы и крымские татары, обладают всеми правами и права эти защищены - в российском Крыму. Как обладают всеми правами в Крыму и России русские и украинцы, а также представители других национальностей. Интересно получилось - закон о коренных народах написан фактически для двух народов, один из которых на Украине не проживает на данной момент, но представлен немногочисленной диаспорой - крымские татары. В законе упоминаются также караимы и крымчаки, проживающие в Крыму. Однако, во-первых, они проживают в российском Крыму и этот закон их не касается. Во-вторых, их упоминание - это застарелое иезуитство т.н. меджлиса крымско-татарского народа (запрещен в РФ), чтобы «разбавить» ситуацию и иметь возможность сослаться на другие народы, которые на полуострове названы коренными. Лидеры меджлиса, этой нелегальной организации, прекрасно знают, что эти народы не ведут политической активности в таком деструктивном, националистическом и антигосударственном формате, как они. И, похоже, именно это их и не устраивает.

Другой народ - украинцы, которые ещё в прошлом веке зачастую называли себя русскими. И прекрасно себя ощущали в модели триединства: русские, украинцы и белорусы. Пока не возникал политический интерес разрывать Российскую империю, позже - Советский Союз, а потом и Российскую Федерацию. В каждом случае не просто так и не сам по себе вспыхивал национализм на окраинах империи, а потом Союза.

Жестокая ирония истории в том, что закон о коренных народах, который всегда лоббировал меджлис, принят на Украине тогда, когда он превратился в виртуальную организацию. Этот закон должен стать основанием для особого положения меджлиса и его имущественных, властных, и других претензий. Вот только закон у меджлиса будет, а Крыма у меджлиса нет. Предмет воздействия постоянно изобретается, но объект исчез. В российском Крыму нет места для меджлиса с его политическим стилем, основанном на шантаже власти и социально-экономическом экстремизме (земельные самозахваты, защита незаконных форм предпринимательской деятельности и т.д.). Нет Крыма, в котором все это позволялось бы меджлису, где опорой ему стал бы закон о коренных народах, с попытками выстраивания параллельной власти и параллельного общества.

Можно много говорить о внешнем управлении Украиной. Находить его следы и признаки в решениях власти, действиях Киева на внешнеполитической арене, в отношениях с Россией. Нынешних власть предержащих на берегах Днепра это нисколько не смущает, потому что на этом киевская власть и держится. Вот только они уходят все дальше от создания государства Украина, хотя им кажется совершенно противоположное. Да и украинский национализм в его агрессивной, а не культурной форме, которая была направлена на сохранение и воспевание украинской культуры, порождение не только, а быть может и не столько самих украинцев, сколько в далеком прошлом - австро-венгерских спецслужб, опыт который учли и использовали спецслужбы Третьего Рейха, а теперь используют спецслужбы западного мира, и Вашингтон прежде всего. 

Таким образом, это и есть то, на чем строится украинское государство. Знают ли об этом националисты всех мастей? Знают. И свято верят, как верили их духовные отцы - «используя Гитлера победим Сталина», так и теперь - «используя запад победим Путина и Россию». Тогда они «победили»? «Побеждают» и теперь – но только собственное государство, которое получили волей истории. Они никак не могут понять, что это не Россия взбунтовала народ на Донбассе, что не Кремль причина референдума в Крыму - они это сделали сами. 

Гражданская война на Украине продолжается, она носит гибридный характер, потому что националисты не успокаиваются и ищут самые разные фронты для «перемог». Ведь принять закон и объявить «некоренными» граждан своей страны гораздо легче и «громче», чем строить дороги, обеспечивать работой, социальной защитой и адекватно действовать в условиях пандемии. Легче продолжать борьбу и добиваться «перемог» в гуманитарной сфере. В современной Украине это выглядит так – «гуманитарные инициативы власти направлены на сужение роли русского языка, культуры и ассимиляцию их носителей».[iii]

Этот законопроект направлен на ущемление прав русских и русскоязычных, чтобы их не было во власти, на избираемых должностях, чтобы была возможность дискриминировать их при любых социальных и политических обстоятельствах, чтобы не создавались тексты и не распространялись смыслы, связанные с русской культурой.

Законопроект пока принят в первом чтении. Кто и что за ним стоит - совершенно понятно и прозрачно. Как уже отмечалось выше – замысел законодателя вскрыт: создать законные условия для дискриминации по национальному признаку. Это кричащий прецедент для международного разбирательства. Посмотрим, как на него отреагируют международные правозащитные институции и организации. Не исключаю, что почти никак…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[i] https://strana.ua/opinions/341721-slova-nardepa-seminskoho-vydali-zamysel-avtorov-zakona-o-korennykh-narodakh.html

[ii] oppozicionnaja_platforma_l_za_zhizn_trebuet_privlechenija_k_otvetstvennosti__slugi_naroda__ol_seminskogo_i_vetirovanija_zakona_o_korennyh_narodah

[iii] https://strana.ua/news/341637-oleh-seminskij-o-russkikh-v-ukraine-ne-mohut-vladet-pravami-i-svobodami-reaktsija.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати