Агнес Бриоль-Вьётан. Фото автора
Выдающийся бельгийский композитор XIX в. Анри Вьётан, скрипач-виртуоз продолжительное время жил и творил (1846-1852 гг.) в императорской России. Его праправнучка, известная французская пианистка и музыковед Агнес Бриоль-Вьётан основала во Франции Международную ассоциацию Анри Вьётана, занимающуюся возрождением музыкального наследия композитора. Ассоциацию поддерживает королева-консорт Бельгии Матильда, супруга короля Филиппа. В эксклюзивном интервью журналу «Международная жизнь» Агнес Бриоль-Вьётан (Agnes Briolle Vieuxtemps) рассказала о прямых контактах своего знаменитого прапрадеда с Россией и деятелями культуры, а также о планах Ассоциации.
Справка:
Агнес Бриоль-Вьётан, пианистка и музыковед, преподаватель в Консерватории Марселя, праправнучка композитора Анри Вьётана, основатель и президент Международной Ассоциации наследия композитора Анри Вьётана (1820-1881).
«Международная жизнь»: Г-жаАгнесс,как долго существует ваша ассоциация?
Агнес Бриоль-Вьётан: Ассоциация была создана к 200-летию со дня рождения композитора Анри Вьётана, моего прапрадеда, в конце 2019 года. Главная цель ассоциации – возрождение популярности музыки Анри Вьётана в Европе, в частности, в Бельгии и Франции, а также в России и в мире. У меня самой есть несколько медалей за победу в конкурсах камерной музыки, музыкальных композиций. Главная задача ассоциации – сохранение партитур, особенно для скрипачей, полагаю, что это ценность, которая не должна быть утеряна. В музыкальном мире достаточно много композиторов, чьи имена неизвестны широкой публике по разным причинам, и это огорчительный факт, потому что музыка, созданная ими, зачастую заслуживает того, чтобы её знали и исполняли не только в камерных, но и в больших концертных залах. Одним из таких композиторов и является мой прапрадед Анри Вьётан.
Ассоциация призвана защищать от забвения его музыку. Создание нами ассоциации в год 200-летия Анри Вьётана – стало хорошим поводом к осуществлению данной цели.
Анри Вьётан – 1820-1881 гг.
«Международная жизнь»: Вы прибыли в Россию с лекцией и музыкантами, которые играли концерт из произведений Анри Вьётана, притом это был международный состав музыкантов. Случайно ли это?
Агнес Бриоль-Вьётан: Репертуар, с которым выступали музыканты в Москве в июне с.г. в Рахманиновском зале Московской консерватории им. П.И.Чайковского, достаточно элитарный, я бы сказала. Те произведения, которые прозвучали, под силу исполнить на должном уровне исключительно музыкантам-виртуозам – скрипачам, виолончелистам, пианистам. Поэтому и состав ансамбля был международным. Нашу ассоциацию привлекают новые имена, особенно молодые виртуозы, они способны вызвать симпатию к наследию Анри Вьётана у любителей изысканной музыки, тем более, если это молодежная аудитория, которая искренне отзывается на прекрасное. (Приятно и радостно было видеть в Рахманиновском зале множество молодых и даже юных зрителей!). Согласитесь, утрата таких имен, как Вьётан, и их музыкального наследия из репертуара мировой музыки в значительной степени обедняет кругозор и самих музыкантов, и поклонников этого вида искусства. Нам в ассоциации очень интересно восстанавливать это звено в цепи, утраченное со временем, или незаслуженно забытое, по крайней мере, во Франции, в Бельгии. Важно формировать вкус и слух зрителей на такой прекрасной музыке, которую к тому же и сложно исполнять. Если говорить о скрипке, то здесь нужен особенно чувствительный смычок. Именно поэтому мы ищем виртуозов, чтобы достичь органического совпадения музыки и исполнения.
Исполнять музыку Анри Вьётана дано не каждому музыканту. Он достаточно требовательный, сложный композитор. Наша задача - найти таких музыкантов, чтобы они проповедовали в своем творчестве музыку Вьётана. Опросите своих знакомых из мира музыки, поклонников музыкального жанра – мало, кто слышал о наследии Вьётана, тем более знает его музыку. Я считаю, что, во всяком случае, во Франции, внимание музыкальной критики, экспертов музыки, а, следовательно, и публики концентрируется в общей сложности на известных композиторах и их произведениях, ставших мировой классикой. Но возрождать забытые имена и восстанавливать образовавшиеся лакуны, - дело достойное и важное.
Считаю, что музыканты, игравшие произведения Анри Вьётана в июньском концерте в Рахманиновском зале Московской консерватории, показали высокий уровень мастерства, сумев передать отличительную особенность его виртуозного стиля. Этот синтез франко-бельгийско-русского сотрудничества дает хороший опыт обмена в творческом плане и для музыкантов, и для публики. Этот опыт считаю очень интересным и для меня.
Агнесс Бриоль-Вьётан и Франсуа Пино-Бенуа у Московской консерватории им. П.И.Чайковского
«Международная жизнь»: Вы намерены развивать этот опыт?
Агнес Бриоль-Вьётан: Безусловно, в наших интересах поощрять такие творческие, пусть и единичные, объединения музыкантов в концертах. В наших силах предоставлять им возможность проявлять новые достижения в своей игре в исполнении ранее неизвестных произведений Вьётана. Наша цель – помогать реализовывать такие творческие опыты.
«Международная жизнь»: Г-жа Агнес, Вы впервые в Москве?
Агнес Бриоль-Вьётан: В России – второй раз, а в Москве, куда приехала этим летом с лекцией о музыкальном наследии Анри Вьётана впервые. Но в моих планах, если позволит ситуация в мире, приезжать в Россию по делам ассоциации, способствуя популяризации музыки моего прапрадеда. Думаю, в этом есть наш обоюдный интерес. Вообще такой своеобразный музыкальный мост между Россией и Францией сам по себе очень важен для народов наших стран, для культурных обменов. Мой прапрадед долгое время жил в России, точнее – с 1846 года Анри Вьётан проживал в Санкт-Петербурге, где работал солистом императорских театров и носил почетный титул «первой скрипки императорских театров». Здесь он писал свою музыку, здесь создал Четвертый концерт для скрипки с оркестром ре минор и несколько пьес. Кстати, его композиторский талант высоко ценил Петр Чайковский. Без преувеличения можно сказать, что Анри Вьётан внес свой вклад в наследие русской музыкальной культуры. Его сын и дочь родились в Санкт-Петербурге, тогда столице Российской империи. Получается, что и мои корни ведут в Россию, благодаря моему прапрадеду.
«Международная жизнь»: Г-жа Агнес, как Вы оцениваете уровень русской музыкальной школы?
Агнес Бриоль-Вьётан: Уровень высокий!
«Международная жизнь»: Возможно, у Вас возникнет интерес к сотрудничеству с русскими музыкантами?
Агнес Бриоль-Вьётан: Наша ассоциация проводила два конкурса скрипачей имени Анри Вьётана в Бельгии, и лауреатом второго из них, в феврале 2020 года, стал русский музыкант Алексей Стычкин. Мы должны были давать концерт в Русском институте в Париже, где планировалось выступление русского музыканта Антона Мартынова. Из-за карантина трижды концерт откладывали. Но в 2019 году мне довелось выступить с лекцией, а скрипач из Бордо Франсуа Пино-Бенуа играл Пятый концерт для скрипки Анри Вьётана с Воронежским филармоническим оркестром. Это был замечательно!
«Международная жизнь»: С какими организациями в России Вы налаживаете контакты по линии Ассоциации?
Агнес Бриоль-Вьётан: Пока только с посольствами Бельгии и Франции в Москве. Но не теряю надежды через русских музыкантов в будущем сотрудничать и с Московской консерваторией, и с музыкальными училищами в России. У меня был хороший опыт взаимодействия со скрипачом Александром Марковым, его отец – выдающийся скрипач Альберт Марков играл на 150-летии Анри Вьётана в 1970 году в Брюсселе. Он знал мою бабушку. Это сближает «наши берега».
«Международная жизнь»: Вы из традиционной музыкальной семьи и хорошо знаете историю ваших известных предков. Не было искушения написать о них книгу?
Агнес Бриоль-Вьётан: Да, я написала книгу «Симфония для озера», посвященную моему прапрадеду. Книга построена в форме диалога автора и Анри Вьётана. У него было много русских знакомых и друзей в России, среди которых Антон Рубинштейн, Петр Чайковский, княгиня Зинаида Юсупова, генерал Львов и другие. В книге опубликована переписка Анри Вьётана с деятелями русской культуры. Интересный факт: когда мой прапрадед уезжал из Санкт-Петербурга, покидая Россию, то его почитатели из российского дворянства преподнесли ему колоссальный подарок – набор скрипок, среди которых были скрипки Гварнери и Страдивари. Скрипка Гварнери, на которой играл Анри Вьётан, считается самым драгоценным инструментом в его коллекции.
«Международная жизнь»: В завершение нашего интервью, что бы Вы хотели пожелать российским любителям музыки?
Агнес Бриоль-Вьётан: Сердечно желаю как можно больше музыкальных обменов между нашими странами – это обогащает и нас, и мир. Однажды великий Петр Чайковский сказал, что «вся Россия питала гений Вьётана, а сам Анри Вьётан многое дал русской культуре». Это звучит как завещание нам, потомкам – крепить музыкальную связь времен и культур.
Благодарю Вас, г-жа Агнес!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs