Фото: ru.valdaiclub.com
Если линия Ирана на повышение ставок в переговорах с США не сработает, ситуация усложнится. Такое мнение высказал российский посол в Иране с 2001 по 2005 годы Александр Марьясов во время дискуссии по проблеме иранской ядерной сделки в клубе «Валдай». Он обратил внимание, что Иран уже сильно продвинулся в обогащении урана, и вернуть его к исполнению обязательств по СВПД будет непросто.
Хасан Рухани стремился к скорейшему восстановлению иранской ядерной сделки. Победивший в недавних выборах Ибрахим Раиси, президент, который представляет консервативные и радикальные круги иранских элит, сразу обозначил приоритеты и национальные интересы Ирана. Александр Марьясов утверждает, что иранские консерваторы еще до прихода к власти, пользуясь влиянием в национальном парламенте и Высшем совете безопасности, препятствовали достижению компромисса в переговорах администрации Рухани с американскими представителями в Вене.
Сейчас у Ирана более жесткая позиция на переговорах. Кроме того, Хамидреза Азизи, приглашённый научный сотрудник в Германском институте Международной политики и безопасности (SWP), отмечает, что иранские власти теперь уверены в полной поддержке России и Китая. Он также обратил внимание на то, что роль президента в Иране снизилась в целом и в вопросе СВПД в частности. При этом эксперт утверждает, что на стратегическом уровне среди иранских элит есть консенсус: все призывают к восстановлению СВПД и снятию санкций. Препятствия на пути к компромиссу с США, на его взгляд, возникают в том числе из-за конкуренции политических кругов в Иране.
США предлагают Ирану заключить новую более продолжительную и развернутую ядерную сделку с включением в нее иранской ракетной программы и вопросов его региональной политики. Президент Ибрахим Раиси отказывается рассматривать новые договоренности, призывая США первыми вернутся СВПД, из которого они в одностороннем порядке вышли. Кроме того, иранское правительство требует от американских властей гарантий, что приход новой администрации в США не перечеркнет все соглашения и прогресс в переговорах по СВПД. Администрация Джо Байдена заявила, что американское законодательство не позволяет предоставить подобные гарантии и предостерегла власти Ирана от затягивания переговоров.
Ричард Вайц, старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте, поясняет, что главная цель американской политики в отношении Ирана — не допустить появления у него ядерного оружия. С момента заключения СВПД прошло 6 лет. Американский эксперт полагает, что сейчас значение ядерной сделки уже не то, что было в 2015 году. США, по его выражению, хотят, чтобы иранские власти осознали, что есть правила, которые нужно выполнять. Иран, по словам Хамидреза Азизи, ждет от американской администрации снятия всех санкций, включая экономические и персональные, в том числе против нынешнего иранского руководства. По оценкам Ричарда Вайца, против Ирана введено примерно две тысячи санкций, и снять их, на его взгляд, из-за сложностей в американском законодательстве будет гораздо сложнее.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs