Не будет большим преувеличением сказать, что политические, военные и бизнес-элиты Турции «замерли в тревожном ожидании» намеченной на 14 июня встречи своего президента с американским. Проблем в двусторонних отношениях накопилось столько, что их общая масса достигла критической отметки.
К тому же Джо Байден продемонстрировал свое недовольство ближневосточным партнером, позвонив Реджепу Тайипу Эрдогану лишь через несколько месяцев после своего избрания, к тому времени пообщавшись с лидерами многих стран. Причем, позвонил, в основном, для того, чтобы сообщить о решении официально признать геноцид армян в Османской империи. Ну и сообщить о готовности встретиться на полях предстоящего саммита НАТО – чтобы отношение Вашингтона к своему союзнику не выглядело совсем уж уничижающим.
Да и общий фон накануне встречи оставляет желать лучшего: заявление о геноциде и резкая, на грани истерики, реакция официальной Анкары на позицию Вашингтона в последнем палестино-израильском конфликте не способствуют успеху мероприятия.
Правда, в ходе майской онлайн-встречи с руководителями крупных американских компаний Эрдоган выразил уверенность в том, что переговоры в Брюсселе ознаменуют «начало новой эры» в отношениях с США. Но надежд на это у Анкары, похоже, немного.
Так или иначе, обе стороны готовятся к саммиту. Контактируют друг с другом чиновники разных уровней, в том числе и главы внешнеполитических ведомств. Особенно активно СМИ комментировали состоявшийся 26 и 27 мая визит в Анкару заместителя госсекретаря США Венди Шерман. Общаясь с журналистами по итогам проведенных консультаций, она не преминула сделать реверанс в сторону Турции, назвав ее «очень важным и стратегическим союзником НАТО», с которым Соединенные Штаты тесно сотрудничают в Ливии и Афганистане, и сообщив о большом значении, которое Байден придает встрече с турецким коллегой. И еще г-жа Шерман ненавязчиво дала понять какую роль в Вашингтоне отводят Турции в «международном разделении обязанностей», заявив: «Турция – это страна, с которой мы вместе работаем над тем, чтобы все, включая Россию и Китай, оставались привержены существующему миропорядку». При этом она выступила в роли строгого ментора: «Мы предложили Турции альтернативы по С-400. Они знают, что надо делать, чтобы избавиться от санкций».
Турецкое руководство не сказать, что безоговорочно принимает такой порядок вещей, но готовность к диалогу демонстрирует. В последнее время оно «не замечает» визитов американских дипломатов и военных в Сирийский Курдистан, согласовывает с Грецией запуск 25 совместных проектов в сферах образования, здравоохранения, энергетики, туризма, транспорта и телекоммуникаций, критикует Россию за «ущемление прав крымских татар», вновь и вновь анонсирует желание договариваться по проблеме с С-400, обещая приобрести и американские системы Patriot.
Кстати, совсем недавно российские ЗРК вновь стали объектом спекуляций. С подачи агентства Bloomberg некоторые СМИ, в том числе и российские, в начале июня сообщили о высылке российского военно-технического персонала, обучающего турецких коллег работе с этим вооружением. Появились сообщения даже о том, что в ближайшее время ракетные установки будут переданы турецкой стороной американским специалистам для изучения. Хотя вся информационная суматоха зиждется на словах турецкого министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу о том, что ЗРК будут находиться под полным контролем Турции «после того как российский персонал покинет страну». Скорее всего, министр всего-то (в преддверии брюссельской встречи, с тем, чтобы потрафить американской стороне) повторил ранее уже озвученное заявление. Кстати, чтобы его сообщение звучало не слишком елейно, он добавил, что Анкара не уступит требованию Вашингтона «избавиться» от российских ракет.
Впрочем, ситуация с С-400 остается неоднозначной. Например, авторитетный турецкий журналист Мехмет Али Гюллер в оппозиционной газете Cumhuriyet напоминает: власти сначала обещали поставить С-400 на боевое дежурство в апреле 2020 года, но затем «обманули общественность, заявив: «Мы отложили активацию [ЗРК] из-за пандемии», — хотя это никак не связанные вещи». По мнению журналиста, С-400 используются, прежде всего, в качестве «разменной монеты в торге с США».[i]
Турция не только «мягко стелет», но и демонстрирует изрядную независимость своей позиции, ну или набивает себе цену перед переговорами – это кому как видится.Так, в последних числах мая, появилась информация о том, что Анкара готовится открыть на северном Кипре постоянный пункт базирования своих БПЛА; в начале июня, в акватории Эгейского моря прошли учения ВМФ Турции с участием 133 надводных и 10 подводных кораблей, 70 самолетов и вертолетов и 14 беспилотников. А СМИ анонсировали визит Эрдогана в Баку сразу после переговоров в Брюсселе – Анкара в очередной раз показывает, что у нее есть союзники не только на Западе.
А сам турецкий президент, поддерживая имидж решительного вождя нации и защитника прав мусульман всего мира, продолжает время от времени делать выпады в адрес американского руководства по поводу признания геноцида армян в Османской империи и американской поддержки Израиля («страны-агрессора» по терминологии официальной Анкары). Но при этом он, похоже, растерян и не знает какой тон на переговорах выбрать, понимая, что ошибка может дорого обойтись. 18 мая, посовещавшись с министрами, Эрдоган, заочно обратился к Байдену, произнеся резкую (в своей привычной манере) тираду, но умудрившись одновременно извиниться за нее: «Уважаемый Байден… к сожалению, вы своими окровавленными руками пишете историю событий, приведших к серьезным и непропорциональным нападениям на Газу, повлекшим за собой смерть сотен тысяч мучеников. Вы вынудили нас сказать это».[ii]
Беспокойство турецкого лидера прорвалось наружу и за две недели до саммита не то в жалобе, не то в угрозе «спросить Байдена почему наши отношения стали такими напряженными», ведь подобного кризиса, по его словам, не было ни при Дональде Трампе, ни при других президентах.
Исход предстоящих переговоров остается предметом спекуляций. На наш взгляд, возможны три варианта.
Первый. Поскольку обе стороны всячески декларируют решимость в отстаивании национальных интересов (а Байден еще и выбрал «строптивую» Турцию в качестве объекта для демонстрации своей непреклонности), они не смогут преодолеть многочисленные и острые камни преткновения: это и покупка Турцией С-400, и поддержка американцами сирийских курдов, и отказ Вашингтона экстрадировать «врага турецкой нации» Фетхуллу Гюлена, и скандал вокруг Halkbank’а, и трения Анкары с союзниками по НАТО, и исключение Турции из программы по производству самолетов F-35, и американские санкции против турецкого ВПК. При новой администрации появился еще одна тема – нарушение турецкими властями прав человека, на что команда Трампа особого внимания не обращала.
Такой результат чреват новыми санкциями, которые хрупкая турецкая экономика может и не превозмочь. В этом случае неизбежно возрастет интерес Анкары к альтернативным Западу центрам силы.
Второй. Возобладает заинтересованность сторон друг в друге, и обсуждение большинства проблем будет отложено до лучших времен, а акцент сделан на сферах, где уже сегодня возможно взаимовыгодное сотрудничество. Газета Sabah, например, таковыми считает Афганистан, Ливию, «будущее НАТО», торговые отношения и «безопасность Восточной Европы». «Обезопасить» Восточную Европу проправительственное издание предлагает не иначе как от России – иным «угрозам» региону взяться ведь неоткуда.
Но это будет лишь промежуточный результат: существующие проблемы никуда не денутся, и рано или поздно придется к ним вернуться. Скорее, рано, чем поздно.
Третий. Американцы «продавят» своих визави. Они, конечно, позволят Эрдогану «сохранить лицо», но поддержка турецкого лидера внутри страны уже не будет прежней. И тогда после очередных выборов к власти в Турции, не исключено, придут другие люди – исповедующие идеалы либо евроатлантизма, либо мирового халифата.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs