Фото: Н.П.Ерышев «Оренбургский пуховый платок» (Государственная Третьяковская галерея)
Международный фестиваль «Оренбургское кружево», в котором приняли участие представители России, Италии и Японии, состоялся в подмосковной усадьбе «Тамара» под Павловским Посадом. История древнего промысла - вязания узорных оренбургских платков, известных в мире своей красотой и изяществом, восходит к XVIII веку. Увлекательный экскурс к истокам зарождения народной традиции изготовления пуховых, - воздушных, легких и вместе с тем теплых платков - провел уроженец Оренбурга, историк Владимир Богданов. Он напомнил, что форпосты по границам Российской Империи представляли собой небольшие закрытые гарнизоны, в которых военные жили со своими семьями. На Южном Урале по границе с Казахстаном, где стояли гарнизоны, обычным занятием жен военных в отсутствии глав семей вязание из пуха губерлинских коз было едва ли не единственным способом прокормить семью. Особенно, когда женщина оставалась вдовой с маленькими детьми.
Губерлинская коза – уникальное домашнее животное. Среда ее обитания - Губерлинские горы на юге Уральского горного хребта. Ни коровы, ни овцы, в отличие от коз, не поднимались на высоту от 200 до 400 метров. За сноровистость в освоении высот, оказавшихся неприступными для других видов домашних животных, этих парнокопытных так и прозвали – «губерлинские козы». В условиях сурового климата в качестве подшерстка у коз вырастал пух, из которого можно было прясть тончайшую, не рвущуюся нить. Нить настолько тонкую, что при размере полотна два на два метра его можно было протянуть через узкое обручальное кольцо. Участники фестиваля «Оренбургское кружево» узнали от эксперта Елены Ивановой о том, какие трудности преодолевали держатели коз, чтобы вырастить и довести до кондиции драгоценный пух, а потом получить его от одной козочки лишь в конце февраля, начале марта в мизерных количествах – от 100 до 300 грамм. Визуально можно было увидеть это в фильме «Кружевное волшебство», показанном на Фестивале. Фильм является приложением к книге искусствоведа Ирины Бушухиной «Оренбургский пуховый платок».
О самом же промысле подробно рассказала потомственная мастерица – вязальщица оренбургских платков Людмила Галузина. Она привезла с собой на Фестиваль пух разных цветов, но не окрашенный, а природной расцветки коз – от белоснежного, всех оттенков серого до золотого. Людмила Николаевна рассказывала о том, как училась у мамы методу вычесывать пух у коз, промывать его вручную, высушивать, а потом 16 раз прочесывать специальными щетками, прежде чем начать прясть пуховую нить на веретене. Рассказ мастерицы сопровождался демонстрацией каждого из этапов подготовки к вязанию. Представить трудно, как в одном квадратном миллиметре скрученной веретеном нити умещается до 18 тысяч ворсинок.
Участниками Фестиваля в он-лайн формате имели возможность стать представители разных регионов России, а также Италии и Японии. Они выходили в эфир со своими вопросами и даже музыкальными подарками. Так из Южного Тироля, что на севере Италии, в эфир вышла известная оперная певица Ирина Журавлева – она представляла отечественную диаспору, собравшуюся на фестиваль «Оренбургское кружево» в Русском Доме им. Н.И.Бородиной в Мерано. Песню «Вижу чудное приволье» Ирина Журавлева подарила оренбургским вязальщицам, которые подняли народный промысел на высоту высокого искусства, преодолевшего границы России и ставшего известным и любимым во всем мире.
Каждый из узоров, которые вывязываются на платке, несет свой смысл, в частности, «квадрат» означает солнце; пять квадратов, расположенных в центре, составляют пятикружие, что по традиции считалось сильным оберегом для женщины. Участники фестиваля, в том числе - подключившиеся к эфиру из многих городов России и других стран, могли воочию убедиться в красоте и многообразии оттенков пуховых платков, палантинов, косынок, варежек и проч. Среди эксклюзивных экспонатов, которые «приехали» на фестиваль, были изделия из пуха «золотой» козы. Именно цвет сияющего золота имеет шерсть и подшерсток этого животного. Немало белоснежных изделий составляли экспозицию «Оренбургского кружева», однако, они не были тронуты химической «белизной», они по природе столь же белоснежны, как снега на полях. И так можно рассказать о каждом чистом цвете серого, кремового, молочного оттенков.
Восторг по поводу увиденного на фестивале выразила Анастасия Накаджима. Вместе со своей российско-японской семьей Анастасия проживает в предместьях Токио и учит японских студентов русскому и английскому языкам. Кроме того, Анастасия пишет детские книжки, и на фестивале наша соотечественница нашла достаточно тем и образов для своих новых творений для детей. А темы напрашиваются сами собой – это и взаимодействие человека и животного на благо каждого из них; это и гуманное отношение к природе; это и красота, которую люди преумножают, вопреки трудностям, отражая её в своих пуховых «паутинках», украшая жизнь вокруг и далеко за пределами России, например, в Японии. Анастасия рассказала, что в стране Восходящего солнца хорошо знают изделия русских народных промыслов, в том числе - любят и высоко ценят и Оренбургское кружево.
Отрадно, что участниками фестиваля стали дети разных возрастов. Все они с большим вниманием слушали увлекательный рассказ экспертов и мастерицы Людмилы Галузиной, которая привезла с собой свою книгу о нелегком труде вязальщиц. В сложный экономический период жизни страны, 90-е гг. XX в., оренбургские кружевницы не дали погаснуть старинному промыслу, а напротив – удержали его на уровне истинного искусства, проверенного временем. Ведь уже почти четыре века «Оренбургское кружево», тончайшее, как паутинка, греет и радует, дарит людям здоровье, радость и красоту.
Автор всех фото - Наталия Иванова
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs