ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

«Первомай шагает по планете»: исторические корни знаменитой даты

09:37 01.05.2021 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: regnum.ru.

В эти прохладные весенние дни в России и за её пределами готовятся отмечать праздник, на протяжении нескольких десятилетий известный под названием День международной солидарности трудящихся. Однако долгие годы в самых разных уголках земного шара дата 1 мая была связана с самыми разнообразными местными традициями. О некоторых из них мы и расскажем.

Из глубины веков

Традиция отмечать дату 1 мая зародилась ещё в древние времена. Первоначально, по всей видимости, это было связано у некоторых народов с особенностями аграрного календаря и началом активных земледельческих работ. Например, в Древнем Риме, унаследовавшем ряд обычаев от населявших Апеннинский полуостров во II-I тыс. до н.э. италийских племен, долгое время сохранялся праздник в честь богини плодородия Майи (как считается, именно от ее имени происходит название месяца). Считалось, что чем пышнее отметить его, тем больше надежд на богатый урожай.

У древних кельтов на Британских островах получил распространение обычай украшения «майского дерева», или «древа мира», весенними цветами. В архетипах многих народов мира сохранилось представление о мировом древе как сакральном центре вселенной, выполняющем гармонизирующую роль. Его ветви ассоциируются с небом, ствол – с земным миром, корни – с преисподней, подземным, «хтоническим» миром.

Отголоски древних верований кельтских, германских, финно-угорских и славянских народов, соединившихся в христианскую эпоху с осуждениями языческих празднований, нашли свое выражение в представлениях о «Вальпургиевой ночи», получившей наименование от имени христианской святой Вальпургии Хайденхаймской. Согласно этим древним поверьям, в ночь с 30 апреля на 1 мая в горах (названия которых у разных народов варьируются – от Броккен в Германии до Лысой горы у восточных славян) проходят сборища (шабаши) «нечистой силы», от которой можно избавиться благодаря магическим обрядам изгнания ведьм. Люди сжигали соломенные чучела ведьм и звонили в церковные колокола. На следующий день отмечали день весенних полевых работ.

Однако в целом с наступлением эры христианства подобные праздники земледелия перестали приветствоваться на официальном уровне, оставшись на уровне народных традиций. Им на смену пришла Пасха – день Воскресения Христова.

Первое мая: социальный смысл праздника

Принципиально иное значение дата 1 мая приобрела в XIX веке, в период становления и развития основ индустриального общества, и, как следствие – борьбы рабочих за свои права, и прежде всего за установление восьмичасового рабочего дня. Первыми, кто выступил с подобными требованиями, стали рабочие Австралии, организовавшие 24 апреля 1856 года митинги и демонстрации. С тех пор подобные выступления стали проводиться ими на ежегодной основе.

Традиции австралийских рабочих движений со временем были перенесены в Соединенные Штаты Америки. В этой стране во второй половине XIX века получили довольно широкое распространение социалистические, в том числе анархистские, организации. Почва для их деятельности была более чем благоприятной: работники трудились по 12-15 часов в сутки, на многих предприятиях практиковалось использование детского труда, а социальные гарантии, включая страхование по инвалидности, практически отсутствовали. 1 мая 1886 года в крупнейших промышленных центрах США (в том числе Нью-Йорке, Детройте, Чикаго) состоялись многотысячные забастовки, в которых приняло участие более 350 тыс. человек, причем лидером протеста стал Чикаго, где на акции вышло 40 тыс. человек. Протестующие были разогнаны полицией.

Взрыв на Хеймаркет-сквер в Чикаго 4 мая 1886 года. Источник гравюры: Harper’s Weekly.

В Чикаго анархистские организации не смирились с разгоном, и на 4 мая была назначена новая акция. Протестующие собрались на площади Хеймаркет-сквер, которая была в то время средоточием городской торговли. Митинг начался вечером, и поначалу проходил вполне мирно. С наступлением темноты люди начали расходиться, когда на площадь вступил отряд полиции, потребовавший очистить ее. Активист Сэмюэл Филден попытался возразить, что собрание носит вполне мирный характер. В этот момент из толпы в полицию была брошена бомба, из-за которой погибло несколько полицейских (личность метальщика установить так и не удалось). Полиция сразу же открыла огонь по собравшимся. В ходе перестрелки четверо митинговавших погибло, а несколько десятков было ранено.

На следующий день в рабочих кварталах Чикаго прошли аресты, к суду привлекли восемь человек, из которых лишь Филден был на митинге. Остальные были членами анархистских кружков, в большинстве своем иммигрантами из Германии. Трое из них были осуждены на каторгу, четверых приговорили к повешению. В 1893 году дело подсудимых было пересмотрено: вновь созванный суд установил, что они стали жертвой оговора и провокации, и постановил освободить оставшихся в живых от уголовной ответственности. Памятник участникам митинга на Хеймаркет-сквер появился в Чикаго только в 2004 году.

Памятник мученикам Хеймаркет на кладбище Форест-Хоум в Чикаго.

В память о жертвах чикагской демонстрации первый конгресс II Интернационала, созванный 14 июля 1889 года в Париже, принял решение о проведении ежегодных рабочих демонстраций 1 мая.

В настоящее время в разных форматах этот день отмечается в 142 странах мира, но нередко имеет свое название. Например, во Франции 1 мая официально именуется Национальным днем труда, в Испании – Международным днём труда, в Великобритании – «Майским днём» (May Day), в Германии – Днём труда. Что же касается США, то, начиная с 1894 года, День труда здесь официально отмечается ежегодно в первый понедельник сентября.

Сохранились традиции первомайских демонстраций и в других странах мира. Они ежегодно проходят не только во множестве стран Европы и Америки, но и в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, где этот праздник по-прежнему носит ярко окрашенный социальный и политический характер.

Первомай приходит и остается в России

Своя традиция этого праздника сложилась и в нашей стране. Самая первая «маёвка» состоялась в России на территории Царства Польского, в Варшаве. Длительное время подобные акции не приветствовались, поскольку были связаны с деятельностью радикальных социалистических партий и движений. Первое легальное празднование Первомая состоялось в России в 1917 году. После прихода к власти большевиков этот праздник стал официальным и получил наименование Дня Интернационала и стал нерабочим. С 1972 года он получил более развернутое название – День международной солидарности трудящихся и отмечался 1 и 2 мая. На протяжении длительного времени 1 мая в Советском Союзе проводились рабочие демонстрации и военные парады. Последняя официальная первомайская демонстрация состоялась в стране в 1990 году.

После распада СССР в 1992 году праздник был переименован в День весны и труда. В настоящее время он используется в России для проведения общественных акций профсоюзами, партиями и движениями самой разной направленности.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати