Сочи: саммит четырёх президентов

00:00 25.08.2010 Александр Шустов, политолог, эксперт по проблемам Центральной Азии


В Сочи состоялась вторая встреча президентов России, Таджикистана, Афганистана и Пакистана. Значение сочинских переговоров связано с обострившимися в последнее время таджикско-узбекскими отношениями и намеченным на 2011 г. выводом войск США и НАТО из Афганистана, что изменит геополитику всего Среднего Востока, и, в частности, создаст проблемы для Таджикистана, имеющего с Афганистаном протяженную, слабо защищенную границу. Таджикистан, по территории которого пролегает один из маршрутов «Северной сети поставок» войск НАТО, по сути, уже вовлечен в афганский конфликт.

Главными вопросами в повестке дня «саммита четырех» значились урегулирование конфликта в Афганистане, борьба с наркотрафиком, военно-техническое сотрудничество и российская помощь Кабулу, реализация совместных экономических проектов в области энергетики и инфраструктуры. Таджикистан, в частности, хотел бы построить линию электропередач в Пакистан для поставок туда через афганскую территорию электроэнергии и автомобильную дорогу в этом же направлении.

Ситуация осложняется острым конфликтом Таджикистана с Узбекистаном из-за строительства Рогунской ГЭС. В Ташкенте утверждают, что после пуска этой электростанции таджикская сторона сможет оказывать на Узбекистан давление, регулируя сток воды, необходимой для узбекского сельского хозяйства. С конца 2009 г. Узбекистан ограничил транзит железнодорожных грузов в Таджикистан, чтобы сорвать поставку из России строительных материалов для строительства Рогунской ГЭС. Заблокированными оказались практически все поставляемые в Таджикистан по железной дороге грузы.

В поисках решения этой проблемы Таджикистан уже обращался в ООН и ОБСЕ. После этого часть грузов была пропущена, но затем блокада возобновилась, к тому же Узбекистан стал использовать экономические методы давления на соседа. В течение нынешнего года Ташкент уже дважды повышал для Таджикистана тарифы на железнодорожные перевозки. С 1 февраля 2010 г. тарифы увеличились на 10%, а с 9 августа – еще на 11%. По расчетам, убытки грузоперевозчиков в результате повышения тарифов могут составить до 5,5 млн. долларов. Кроме того, как утверждает таджикская сторона, узбекские таможенники на пограничной станции Кудукли незаконно вскрывают вагоны и конфискуют часть не зафиксированных в декларации грузов.

Железнодорожным конфликтом противостояние Узбекистана и Таджикистана не ограничивается. Летом две республики полностью разграничили воздушное пространство, и полеты над чужой территорией для их авиаперевозчиков теперь являются платными. Впрочем, прямого авиационного сообщения между Узбекистаном и Таджикистаном нет уже 18 лет. В прошлом году Узбекистан вышел из объединенной энергетической системы Центральной Азии, в результате чего Таджикистан стал испытывать трудности с экспортом электроэнергии в летний период и вынужденно сбрасывает большой объем воды с водохранилищ вхолостую. Долгие годы нерешенной остается проблема делимитации и разминирования таджикско-узбекской границы.

Таджикско-узбекские отношения обострились до такой степени, что в СМИ обсуждается даже возможность вооруженного конфликта между двумя странами. В военном плане Узбекистан многократно превосходит Таджикистан, его вооруженные силы являются одними из самых мощных в Центральной Азии, но если в конфликт вмешаются другие силы, например, живущие по соседству афганские таджики, он неизбежно перерастёт в общерегиональный.

На протяжении последних полутора лет проблема достройки Рогунской ГЭС отрицательно сказывалась на отношениях Душанбе и Москвы. Разногласия касались прав собственности на станцию. Россия предлагала передать ей 75% акций, так же, как это было с Сангтудинской ГЭС-1, но в Душанбе этому сопротивлялись. В то же время и достроить ГЭС своими силами, даже путем принудительного размещения акций среди населения Таджикистан, похоже, не в состоянии. В настоящее время строительство ГЭС остановлено.

Помимо участия в экономических и инфраструктурных проектах, у России в Таджикистане есть и другие интересы - решение вопроса о размещении авиационной группировки на авиабазе Айни в 25-ти километрах от Душанбе, возобновление вещания в Таджикистане российского телеканала «РТР-Планета», приостановленного год назад под предлогом задолженности, проблема долгов таджикских потребителей перед Сангтудинской ГЭС-1, принадлежащей «Интер РАО ЕС».

Специфика ситуации в треугольнике Россия – Узбекистан - Таджикистан заключается в том, что улучшение отношений Москвы с одной из сторон до сих пор вела к осложнениям с другой. С Ташкентом у Москвы в последнее время непростые отношения. Покинув два года назад ЕврАзЭС, Узбекистан пока остается членом ОДКБ, но на сотрудничество с ней идет не очень охотно. В СМИ стали появляться материалы о том, что русский капитал все больше вытесняют из узбекской экономики.

Скорее всего, резких шагов со стороны РФ после сочинского «саммита четырех» не произойдёт, но Москва всё более настойчиво ищет прорывных решений в Центральной Азии, позволяющих избежать того, чтобы выстраивание долгосрочных взаимовыгодных отношений с одним государством региона приводило к ухудшению отношений с другим.

www.fondsk.ru

Версия для печати