ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Кубинка, русская душой: «Увлекаюсь живописью и экологией культуры…»

12:38 18.01.2021 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

На снимке: Мария Вальдес Одриосола.
Фото Анастасии Данилочкиной.

Вкратце представить собеседницу читателям довольно непросто. Она многогранна, и все ее титулы не перечислить. Ограничусь лишь самыми главными. Мария Сантьяговна Вальдес Одриосола – художник, кандидат культурологии, специалист в области арт-терапии, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союзов художников России, журналистов Москвы, а также активистка общественного движения «Сильная Россия»… 

…Как рассказывает сама Мария Вальдес, она родилась в Москве в 1979 году от брака москвички с кубинцем из Гаваны. Отец был вынужден вернуться на родину и по объективным причинам не смог вернуться в Советский Союз. После завершения учебы в школе Мария с отличием окончила художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета и аспирантуру Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. В культурной среде столицы Мария Вальдес Одриосола человек довольно известный.Мария - автор более 60 научных и научно-популярных публикаций, в числе которых монографии: «Музы московского метро» (2010); «Такая разная Гавана» (2016); глава в коллективной монографии «Экология культуры», а также «Исследование исторического процесса развития науки и техники в России: место в мировом научном сообществе, социальные и структурные трансформации», научная работа «Московский метрополитен как культурный феномен» и другие.

«Я родилась и выросла в России, в Москве, на родине мамы, а с Кубой, родиной папы, познакомилась только тогда, когда мне было 22 года, – говорила мне Мария. – Выучила испанский язык и теперь свободно говорю на нем, как и на русском. Увы, к сожалению, сегодня ни мамы, ни гаванского отца уже нет на нашем свете. Они ушли в мир иной». А вот у Марии на всю жизнь осталось восприятие и России, и Кубы как двух ее родин. И что интересно, в России она ощущает себя кубинкой, а на Кубе русской.

 

«Международная жизнь»: Мария, у вас есть, что добавить к сказанному о вашей персоне?

Мария Вальдес: Да, если позволите, то без ложной скромности скажу, что моя книга«Музы московского метро» была рекомендована Институтом Современной Российской Культуры (The Institute of Modern Russian Culture) в Лос-Анжелесе для изучения русского искусства XX века, а монография «Московский метрополитен как культурный феномен» стала пособием для изучения студентами Московского городского университета управления Правительства Москвы. А часть моих живописных работ находятся в Калужском музее изобразительных искусств, а также в частных коллекциях в России и за рубежом…

 

«Международная жизнь»: А что вас лично связывает с московским метро, о котором вы написали интересную исследовательскую книгу «Музы московского метро» и другие работы?

Мария Вальдес: С московским метро меня связывают и дружба, и любовь, и исследовательская работа. Ведь в свое время я занималась тем, что водила экскурсии по знаковым станциям московского метро для испаноговорящих туристов. И больше всего смыслов мне открыло именно московское метро, хотя те станции, которые позднее в книге описывала совершенно не подходили по стили к моему творчеству. Мое отношение к метро с самого начала было неоднозначным. В раннем детстве я его просто не любила. Слишком длинными казались перегоны между станциями. В школьном возрасте я уже начала с интересом рассматривать декор станций. Это было связано с тем, что я сама тогда уже начала рисовать. Помню, как мы с подружкой рассматривали мозаики станции «Маяковская» и обсуждали, как же это выложено, если мы даже не понимаем, как такое нарисовать. Уже во взрослом возрасте, начав исследовать метро, я поняла, что самое сложное все же, это не понять, как скопировать или сделать нечто подобное, а понять, что же в старых уже исторических произведениях является актуальным и по сей день. А еще позже я даже приняла участие в фотовыставке «Музы московского метро», которая проходила в… Южной Осетии, в Цхинвале в здании Республиканской библиотеки. Тогда в экспозиции было представлено более 60 работ известных мастеров российской фотографии с изображениями произведений монументального искусства Московского метрополитена. Организатором выставки стало представительство «Россотрудничества» в Южной Осетии. Интересно, что практически все жители республики от мала до велика могли посетить выставку: ведь многие жители Южной Осетии раньше никогда не бывали в московском метро, а некоторые бывали, но довольно давно...

 

«Международная жизнь»: Вы, как ученый-культуролог, серьезно занимаетесь экологией культуры. А можете вкратце объяснить, что это такое?

Мария Вальдес: Думаю, коротко вряд ли получится, но попробую. Самым ярким исследователем и защитником идей культурной экологии у нас в стране был Дмитрий Сергеевич Лихачев - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук. Он автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры; пропагандист нравственности и духовности. Культурная экология – это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества. Об это в своих работах отмечал Дмитрий Лихачев. Выбросите что-либо из сферы экологии культуры – и человек лишится части своего «дома». Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живет человек в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре, пояснял Лихачев. «Экология культуры – это не просто «забота о сохранении памятников культуры», как это в большинстве случаев сейчас воспринимается, – это сложнейшая и ответственейшая дисциплина, призванная играть первенствующую роль в культурной политике государства и в понимании взаимосвязанности всех частей культуры и возможных срывов в этой области… Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры… Человечество не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди», предупреждал Дмитрий Лихачев (Здесь я цитирую его работу «Русская культура», СПб, 2000. С. 91–101)…

В 2016 году под руководством профессора Анатолия Назарова в издательстве «УРСС» вышла монография «Экология культуры: к 110-летию со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, где была, в частности, опубликована глава главного редактора гаванского журнала «Опус Абана» Археля Кальсинеса «Роль природного, историко-культурного и историко-научного наследия Кубы в формировании «экологии культуры» различных социальных слоев населения Острова». Монография была издана как результат работы по фундаментальной программе Президиума Российской Академии Наук: «Исследование исторического процесса развития науки и техники в России: место в мировом научном сообществе, социальные и структурные трансформации». Это уже часть моей жизни, связанной с наукой. Публикация Археля Кальсинеса стала результатом совместного работы по изучению наследия Дмитрия Лихачева с российским коллегами, а также со мной – российско-кубинским исследователем. Если коротко, то в монографии рассматриваются нравственные аспекты современной человеческой цивилизации. Недавно под руководством профессора Анатолия Назарова вышла вторая монография, посвященная экологии культуры, как мировоззренческой категории – это «Экология культуры: Историко-научные, экологические, социокультурные и гуманитарные аспекты». На этот раз тема Гаваны, а также роли латиноамериканской культуры в современном мире была поднята в написанной мной главе «Современный город в аспекте Экологии культуры». И здесь понимание «кубинского» и «латиноамериканского» рассматривается через призму общечеловеческого и современной культуры, что дает возможность рассмотрения данных исследовательских проблем с новых ракурсов, которые до последнего времени оставались в тени общепринятых стереотипов. 

 

«Международная жизнь»: Довольно широко известно ваше активное сотрудничество с московскими районными библиотеками. С чем связана такая любовь к «книжным хранилищам»?

Мария Вальдес Одриосола: Суть и назначение библиотек как книжных хранилищ уже давно изменилась. Сохраняя свою роль литературных кладезей, они все больше превращаются в культурные центры, выставочные залы и места встреч творческих людей и их поклонников. Экспозиции, лекции, мастер-классы, кружки… Самые различные культурные мероприятия все больше привлекают и молодых, и уже взрослых любителей искусств.Мне очень приятно, что я имею возможность принимать участие в работе библиотек и внести свою лепту в их развитие, в качестве центров притяжения. В частности, у меня активные связи с библиотекой №24 имени Назыма Хикмета, с которой я постоянно работаю, устраивая выставки и мастер-классы. А совсем недавно, в канун Нового 2021 года, другая московская Библиотека, №2 имени Ю.В. Трифонова, приглашала своих читателей и поклонников стать участниками моего онлайн мастер-класса – «Новогодний натюрморт», во время которого участники могли вместе со мной своими руками написать собственную картину в смешанной технике. Даже люди, не имеющие начальной арт-подготовки, создавали собственное произведение, нарисованное с использованием гуаши и масляной пастели. 

 

«Международная жизнь»: А какие международные проекты вас особенно занимают в последнее время? Над чем трудитесь сейчас? Какие у вас планы на нынешний 2021 год?

Мария Вальдес: Международные творческие проекты, по сути, у меня самые разные. Огромный интерес представляет, прежде всего, совместная российско-кубинская исследовательская работа, в одной из которых мне посчастливилось поучаствовать. И здесь, на мой взгляд, чрезвычайно важен выбор тем и направлений работы, которые актуальны для разных государств. Если говорить конкретнее, в настоящее время завершаю серию живописных работ, над которой работаю третий год. Это кубинская серия. Она полуабстрактная. Серия – воспоминания о чувствах, навеянных Кубой. Понимание и изучение Кубы через впечатления художника. Работы из этой серии уже с успехом выставлялись в Культурном центре УпДК при МИД России, в Российской государственной библиотеке искусств на акции «Ночь искусство» и в других библиотеках Москвы. Также во время пандемии начала принимать активное участие в онлайн мероприятиях в библиотеках Москвы. Это огромная просветительская работа, посвященная культуре России и Кубы, а также вопросам обучения основам изобразительного искусства. Некоторые видеосюжеты с моим участием набрали тысячи просмотров в социальных сетях. Также в настоящее время готовлюсь к реализации просветительских проектов с международным участием в качестве директора департамента по развитию программ Международной Ассоциации интеграционного сотрудничества и заместителя председателя Культурно-просветительского центра имени Ардашевых. 

В настоящее непростое время я планирую расширение онлайн программы - лекции, мастер-классы, презентации картин и книг преимущественно в помещении библиотеки № 2 имени Ю.В. Трифонова ЦБС ЦАО. Возлагаю большие надежды на дальнейшее сотрудничество с ней.

 

«Международная жизнь»: Мария, в настоящее время в социально-культурной деятельности России все большую популярность набирают обучающие и развивающие методики с использованием средств искусства. Среди них особое место занимает терапия средствами искусства, или арт-терапия. Вы читаете лекции на эту тему. Что скажете об этой терапии?

Мария Вальдес: Попросту говоря, арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта. О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис», то есть, очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Терапия искусством применялась также французскими и итальянскими художниками в 80-х годах XIX века. Мне же довелось проводить авторский мастер-класс по арт-терапии в Калужском музее изобразительных искусств на фоне размещенных там моих собственных работ. 

 

«Международная жизнь»: Мария, вы же главным образом увлекались живописью. А почему параллельно вдруг решили заняться писательством и наукой? И что же теперь у вас в творческой жизни на первом месте – живопись, написание книг или наука? И как вы совмещаете все виды своего творчества? Что у вас на первом месте – живопись, занятие наукой или педагогика?

Мария Вальдес: Интересный вопрос. Признаться, я ощущаю себя творцом в широком смысле этого слова. Поэтому вся моя деятельность - художественная, научная, книжная и педагогическая - это разные грани одного и того же творчества и они все важны для меня, поскольку гармонично дополняют друг друга. Был период, когда написание книг для меня стало одним из приоритетных занятий. И именно по той причине, что без этого было невозможно мое развитие как художника. Это в первую очередь поиск смысла художественного творчества, возможность не выпадать из современного контекста…

Само же понятие современность для меня не означает некую совокупность модных течений. В поисках сути современности мне пришлось перекопать немало литературы и сделать для себя выводы, которые во многом не совпадали с тем, что мы привыкли узнавать из СМИ. Три года работы – масштабное исследование роли искусства в жизнедеятельности современного города. Правда, исследование получилось уж слишком теоретическим. Не было бы счастья, да несчастье помогло. События, связанные с вирусной пандемией COVID-19 стали живыми иллюстрациями к сделанным мной выводам. В процессе исследования многие вещи, которые казались само собой разумеющимися, оказались иллюзорными. Позже, уже в этом году, я увидела, как рушатся картины мира современного человека и к чему это приводит. По моему мнению, иллюзорность реальности порождает иллюзорность искусства. А практически все ключевые константы допандемической реальности оказались иллюзорными. Например, иллюзорная безопасность – от всех болезней есть лекарство – можно расслабиться – вылечат. Если есть неизлечимые и скоротечные болезни, то это не про нас. Это где-то далеко в непролазных джунглях. Или же – мироустройство просвещенного мира непоколебимо, пожалуй, только атомная война его могла бы разрушить или катастрофа космического масштаба и, вообще, мы скоро в космос будем летать в отпуск. Кроме того, играла не последнюю роль иллюзия инфантильного образа жизни: коли мы в безопасности и многие вещи в нашей жизни автоматизированы, то можем быть немного беззаботными детьми.

Многие вещи, которые некогда были серьезными, за последнее столетия превратились в развлекательные индустрии. Не исключением стало и искусство, многие из направлений которого обрели игровой характер. Что же сейчас? Мне кажется, что именно сейчас, в нелегкое время, наступило время поиска новых смыслов, в том числе и в искусстве. И именно там, где искусство еще не утратило свои архаичные черты. Одним из таких регионов является Латинская Америка. Страны этого региона, за исключением Кубы, наиболее серьезно пострадали от пандемии, в том числе, и коренные народы, которые глобальный мир лишил всего. Но, возможно, сейчас как никогда наступило время спасение глобальной культуры через локальные? Время поиска сил для духовного возрождения наций, в чем далеко не последнюю роль играет искусство.

 

«Международная жизнь»: Спасибо, Мария, за интересный разговор. Всего вам самого доброго, удачи.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати