ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Таиланд диверсифицирует экономику

10:30 25.12.2020 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Таиланду удалось сохранить приемлемые в условиях пандемии коронавируса экономические показатели несмотря на обвал в сфере туризма – одной из важнейших отраслей при формировании государственного бюджета.

В 2019 г. туризм принёс Таиланду $62 млрд., $245 млрд. принёс экспорт товаров (1). В 2020 г. оба эти направления дали гораздо меньшее количество валютных поступлений, но сложившуюся ситуацию Бангкок старается использовать для диверсификации экономики и финансовых потоков.

Согласно последним социологическим данным, пандемия послужила причиной прекращения экономической деятельности только для 0,17% иностранных компаний. При этом почти 20% иностранных инвесторов в Таиланде намерены увеличить объём инвестиций в ближайшие годы, а около 77% собираются сохранить текущий уровень инвестиций (2).

В 2019 г. исполняющая обязанности министра торговли Королевства Таиланд Чутима Буньяпрафасара на первом заседании совместной рабочей группы Таиланд – ЕАЭС обозначила основные направления таиландского импорта – сталь, металл, драгоценные камни. У России всё это есть. 22 июля 2020 г. состоялся деловой форум Россия – Таиланд, на котором обсуждались перспективы восстановления экономического сотрудничества двух стран в условиях пандемии (3). Обе стороны признали важность работы в этом направлении.

Россия интересна Бангкоку не только в экономическом, но и геополитическом плане. Будучи «срединным государством» Индокитая, Таиланд избалован вниманием внешних игроков. Видеть его в качестве союзника хотят Соединённые Штаты, Китай, Австралия и др. С усилением влияния Пекина, уравновешивающего доминировавшее ранее влияние Вашингтона, расширяются возможности Бангкока для внешнеполитического маневрирования.

В 2017 г. американскими экспертами проводился замер общественного мнения в Таиланде относительно восприятия тех или иных угроз. Более свежих данных нет, но за прошедшее время эти настроения вряд ли изменились коренным образом, и наверняка сохраняют значительную долю актуальности и сейчас. Выяснилось, что тайцы воспринимают как главную угрозу, прежде всего, США. Россия же в этом рейтинге угроз занимает самую последнюю строчку вместе с Японией и Индией, к которой тайцы испытывают традиционно тёплые чувства. То есть угрозой, по сути, эти государства в общественном восприятии не являются (4).

Отношение к российской политической и экономической системе у тайцев тоже положительное. Вместе со странами АСЕАН Россия занимает в рейтинге у тайцев вторую позицию после ведущих экономик мира (Австралии, Новой Зеландии, США, Китая, Сингапура и проч.). Всё это говорит о кредите доверия, который тайское общество имеет к России как политическому и экономическому партнёру.

Бангкок заинтересован в сотрудничестве с Россией также и в военно-промышленной отрасли. С 2006 по 2014 гг. бюджет министерства обороны королевства увеличивался ежегодно на 8%, затем последовало увеличение ещё на $1 млрд. В 2020 г. общий бюджет вооружённых сил в сумме со средствами, выделенными на конструкторские разработки, составил $10,7 млрд. В этой связи можно предположить, что для России открываются возможности увеличить долю своего участия в модернизации вооружения тайской армии.

Отказ Бангкока от однобокой ориентации на США – необратимая и долгосрочная тенденция, обусловленная геополитической ситуацией в Индокитае. Таиланд настороженно воспринимает сближение США и Вьетнама, подозревая американцев в попытке вырастить в Индокитае лояльного к Вашингтону регионального лидера, хотя Вьетнам также придерживается разновекторной политики.

Таиланд не хотел бы оказаться в геополитически стеснённом положении, когда ему придётся выбирать одну из сторон (Китай и его союзники либо США и их союзники). Королевство стремится избежать такой ситуации и не заинтересован в безальтернативном лидерстве ни одной из держав. Весь смысл внешней политики Таиланда на текущем этапе заключается в создании сложной региональной системы противовесов в сфере безопасности и нейтрализации потенциальных рисков в экономике.

Сквозь призму такой политики Бангкок воспринимает Россию как удалённый полюс силы, способный уравновесить присутствие других игроков в регионе. И хотя Бангкок больше внимание уделяет своим влиятельным соседям, в первую очередь Китаю, России он тоже отводит определённую роль в стабилизации местной геополитической обстановки.

Совместные военно-морские учения флотов Таиланда, Индии и Сингапура свидетельствуют о поиске Бангкоком внешних союзников. Для Индии Сингапур – надёжный военный партнёр. Появление Таиланда в качестве третьего участника индийско-сингапурского диалога подчёркивает значимость, какую Бангкок придаёт региональным союзам (5).

Перед Москвой и Бангкоком стоит задача-минимум - достичь уровня товарооборота 2014 г. ($5 млрд.), о чём и было заявлено на деловом форуме Россия – Таиланд. С 2014 г. объёмы двусторонней торговли постоянно снижались, но в ближайшее время наметилась тенденция к его увеличению. В условиях, спровоцированных пандемией, неизбежно будет происходить реконфигурация инвестиционного присутствия других стран в тайской экономике ввиду изменений в конъюнктуре местного рынка. И Россия имеет хорошую возможность воспользоваться открывающимся окном возможностей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://thediplomat.com/2020/12/thailands-debt-dilemma/

2) https://www.nationthailand.com/recommended/1049?utm_source=homepage&utm_medium=internal_referral&utm_campaign=boi

3) http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/23.07.2020-1.aspx

4) http://sdsc.bellschool.anu.edu.au/sites/default/files/publications/attachments/2017-11/cog_37.pdf

5) https://thediplomat.com/2020/11/sitmex-india-singapore-thailand-complete-second-trilateral-maritime-exercises/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати