Ход и возможный результат президентских выборов в США активно обсуждаются в турецком медиапространстве, что неудивительно, принимая во внимание непростые отношения Вашингтона и Анкары.
Общую тональность дискурса задали заявления официальных властей. В частности, глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция готова продолжать тесно сотрудничать с любой администрацией США. Хотя, напомним, еще в минувшем августе он назвал «невежественными и унижающими турецкую нацию» некоторые высказывания Джо Байдена относительно политики, проводимой турецким руководством.
В свою очередь вице-президент Фуат Октай большую часть одного из недавних телеинтервью посвятил рассказу о том, что «сегодняшняя Турция — не та, что прежде», она де теперь действует в интересах своих граждан и никому не позволит вмешиваться в ее дела. Лейтмотивом прозвучала сентенция: Турция перестала бояться санкций. На наш взгляд, не будет ошибкой признать, что этот посыл не в последнюю очередь был адресован заокеанскому истеблишменту.
Что касается СМИ, то накануне выборов большая часть их явно симпатизировала действующему американскому лидеру, подчеркивая его добрые отношения с турецким руководством и особенно — с Реджепом Тайипом Эрдоганом лично. Особых похвал Дональд Трамп удостоился за то, что «четыре года сопротивлялся введению [антитурецких] экономических санкций, на которых настаивал Конгресс». Про оскорбительное письмо американского президента Эрдогану и обещание разрушить турецкую экономику, если Анкара перейдет красную линию в отношении сирийских курдов, почти не вспоминали. Позже, уже после оглашения результатов голосования, газета Birgün назвала «прямую поддержку» Трампа со стороны проправительственных СМИ «большой ошибкой» анкарской администрации.
Отношение к сопернику американского президента можно назвать как минимум настороженным. Очень часто ему «припоминают» резкие заявления в опубликованном в августе этого года интервью газете New York Times. Байден высказался тогда за поддержку турецкой оппозиции с тем, чтобы ни много ни мало свергнуть режим Эрдогана, пусть и «демократическим путем», а еще пообещал, что Турция «дорого заплатит» за приобретение российских ЗРК С-400. Тогда же кандидат в президенты не преминул также фактически возложить часть ответственности за появление запрещенного в РФ ИГИЛ на Анкару и Эр-Рийяд.
Общий вывод подавляющего большинства публикаций сводится к тому, что Джо Байден, в отличие от Трампа, не испытывает симпатий к Турции, и его избрание может еще больше испортить и без того деградирующие американо-турецкие отношения.
Впрочем, ряд комментаторов сомневается в том, что предвыборные максимы Байдена в случае его победы будут применены на практике. В качестве аргумента указывают на приверженность сенатора «связям, проверенным историей» и союзническим отношениям, в том числе, - по линии НАТО. Отсюда следует вывод о заинтересованности новой американской администрации в Турции — участнике Североатлантического альянса и «самой мощной державы на Ближнем Востоке». Некоторые аналитики, например, главный редактор Hürriyet Daily News Мурат Йеткин, утверждают: в Вашингтоне в любом случае предпочтут оставить Турцию в «западном» лагере, а не «подталкивать ее в сторону России, Китая или Ирана». Тем более, что связи Турции с США носят стратегический характер, «они не такие как с Россией», считает он.
Проправительственная газета Yeniaşafaк выразилась прямолинейнее и «откровеннее»: США в дальнейшем будут вынуждены действовать вместе с Турцией, «которая противостоит России в Сирии и Ливии».
При этом нельзя не отметить, что порой подобные сентенции больше похожи на чаяния, нежели на умозаключения. К случаям рефлекторного самоуспокоения можно отнести и рассуждения о том, что фигура американского президента, конечно, важна, но страной по сути управляет «глубинное государство», поэтому особых изменений на турецком направлении в американской политике ждать не стоит.
В то же время нередки призывы к бдительности и «опоре на собственные силы». Так, оппозиционная газета Cumhuriyet не сомневается в том, что «США будут и дальше поддерживать Рабочую партию Курдистана, выискивать возможность для создания [государственности] Курдистана в регионе, противостоять Турции в Восточном Средиземноморье и Эгейском море, пытаться подорвать турецко-российские отношения, столкнуть Анкару и Москву лбами в Ливии, Сирии и даже в Черном море».
А провластная при любом режиме Türkiye утверждает: кто бы ни заправлял в Белом доме, республиканец или демократ, государственная политика США не меняется, поскольку и тот, и другой будут реализовывать рецепты американского империализма. В этой связи Турции важно достичь «потенциала, который позволит проводить более независимую политику». Добавим: раздаются даже голоса, ратующие за «национальную экономическую мобилизацию» страны для отпора «американскому гегемонизму».
В целом же нельзя отказать в правоте эксперту близкого к властям аналитического центра SETAV Кемалю Инату, призывающему Анкару в отношениях с будущей вашингтонской администрацией «подчеркивать свое равноправие и требовать уважения к своему суверенитету».
Вернемся к фигуре Байдена, которого в Анкаре уже считают следующим американским президентом. Резкое недовольство в стране вызвали недавние обвинения со стороны «демократического» претендента на президентский пост в адрес Турции за разжигание конфликта в Нагорном Карабахе путем поставок Азербайджану вооружений. Байден также потребовал от действующей администрации призвать Баку и Ереван к немедленной деэскалации напряженности, а от Анкары - прекратить вмешательство в конфликт. СМИ тут же вспомнили, что в минувшем апреле сенатор ратовал за признание Конгрессом США факта армянского геноцида 1915 года.
В этой связи показательно, что турецкий президент поздравил Джо Байдена с победой на выборах 10 ноября, сразу после завершения последней (будем надеяться!) армяно-азербайджанской войны. Результат которой в Баку и в Анкаре, похоже, считают своей общей победой.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs