ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Военные учения от Балтики до Черного моря – правильные и неправильные

10:29 12.10.2020 • Денис Батурин, политолог

В конце сентября военными учениям разных стран был охвачен регион от Черного до Балтийского моря. Самыми значимыми и резонансными оказались учения, проводимые на территории Украины под эгидой НАТО «Объединенные усилия-2020», и российские учения «Кавказ-2020». Для полноты геополитической картины отметим, что кроме упомянутых учений, проводились также «Славянское партнерство-2020» (Россия и Беларусь), и «Ramstein Alloy» учения ВВС стран НАТО и партнеров в странах Прибалтики с целью обеспечения безопасности воздушного пространства Балтики, которые проводятся с 2008 года три раза в год.[i]

«Кавказ-2020» - учения масштабные, при этом наблюдать за финальной стадией маневров были приглашены военные атташе из 70 стран. Руководил маневрами начальник Генерального штаба РФ Валерий Герасимов. Одной из особенностей этих крупнейших в 2020 году учений стало создание коалиционной группировки войск, в которую вошли военные из России и шести иностранных государств. Герасимов отметил, что учения не были направлены против других стран и соответствуют российской военной доктрине, которая носит оборонительный характер.[ii]

«Славянское партнерство-2020» прошло в этом году без третьего постоянного участника – Сербии: «Министр обороны Сербии Александар Вулин заявил, что Европейский союз потребовал от Белграда отказаться от предстоящих учений в Белоруссии. В результате сербское правительство приняло решение заморозить все военные учения со всеми странами на шесть месяцев».[iii] Из этого можно сделать незатейливый вывод, что для ЕС «объединенные усилия» - это хорошо и правильно, а «славянское партнерство» - неправильно.  

Самыми резонансными оказались «Объединенные усилия-2020», которые, по словам украинского военного эксперта Валентина Бадрака не просто учения, а - «всеохватывающая оборона, новая техника и всестороння западная поддержка». А также некий «ответ Чемберлена» на российские учения «Кавказ-2020».

Прошедшие на Украине учения с одной стороны — это во многом бряцание оружием, с другой стороны, отработка взаимодействия и вовлечение в структуры НАТО. Но наиболее важными в сложившейся ситуации являются аспекты политические, тем более что учения проходили на фоне президентских выборов в Белоруссии, которые пытались превратить в очередную революцию на постсоветском пространстве, и вспыхнувшего между Арменией и Азербайджаном конфликта по поводу Нагорного Карабаха.

Здесь вызывает интерес ряд позиций и высказываний украинских официальных лиц и экспертов. Бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко сделал сенсационное и одновременно странное заявление: «Членство страны в НАТО возможно и при временной оккупации части ее территорий. (…) Мир на Донбассе будет на второй день после вступления в НАТО, а не уступок агрессору».[iv] При этом, он сослался на заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга во время встречи с премьером Грузии Гиорги Гахарией. Столтенберг призвал Грузию ускорить подготовку к членству: «Призываю использовать все возможности для сближения с НАТО и готовиться к членству. Мы рассчитываем, что Грузия обеспечит проведение выборов в следующем месяце в соответствии с международными стандартами. Это важно и для Грузии, и для НАТО».[v]

«Ускорять подготовку к членству» можно долго, это демонстрирует сама Украина с 90-х гг. прошлого века. Поэтому, странно, что бывший главный украинский дипломат Огрызко услышал в заявлении Столтенберга возможность скорого вступления в НАТО Грузии и Украины. Территориальные претензии Грузии никто не отменял - к Абхазии и Северной Осетии. Эта же ситуация и у Киева, который считает оккупированными территории республик Донбасса и Крым.

Судя по всему, на поспешные выводы  г-на Огрызко натолкнули «Объединенные усилия-2020».  Зачем эти позиционные игры нужны НАТО – понятно. Но стоит оценить ситуацию с точки зрения страны – объекта воздействия. Киев, пытаясь решать свои непростые внутренние и внешние проблемы, уже давно с готовностью предоставляет антироссийским силам свои ресурсы: территорию, информационную активность в международных организациях, трудится над созданием санкционных поводов. Под прикрытием НАТО некоторые украинские эксперты делают следующие опасные и провокационные заявления: «Олег Жданов отметил, что тренировка авиаударов, форсирование реки и высадка десанта во время недавних учений украинских и британских военных «Объединенные усилия-2020», в том числе вблизи от аннексированного Крыма – это «отработка наступательной операции». «Проведение таких учений – это демонстрация возможностей и демонстрация России того, что мы готовимся к освобождению наших территорий, в том числе силовым путем. Стратегические бомбардировщики В-52 имитировали заход на бомбардировку объектов на территории Крыма».[vi] Комментарий «военного эксперта» Жданова, скорее всего, национал-патриотический бред. Но это очень опасный «бред», который позволяют произносить вслух и не пытаются опровергать ни в Киеве, ни в НАТО. А что касается и «готовности к освобождению своих территорий силовым путем» и захода В-52 на бомбардировку Крыма, интересно было бы посмотреть на этот заход в исполнении В-52, прославившихся бомбардировками вьетнамских джунглей. Пока такого не было, и не советую на будущее.

Не обошлось в ходе «объединения усилий» без курьезов, традиционных для украинской стороны: во время учений отдельной механизированной бригады оперативного командования "Север" на полигоне Широкий Лан в Николаевской области не сработал ПТРК FGM-148 Javelin. «Джевелин не сработал, ракета не вылетела. Возможно, это ошибка оператора, может что-то другое, надо разбираться, сейчас точно сказать не могу», - сказал генерал-майор Валерий Залужный.[vii] Одним словом, с фетешизированным Javelin, не допущенным на юго-восток Украины, надо еще разобраться, в какую сторону и как он стреляет. 

Возвращаясь к целям и заданиям учений, украинский эксперт Жданов с гордостью заявляет, что «Объединенные усилия-2020» среди задач имели «отработку наступательной операции», подчеркивая, что эта задача отрабатывалась вблизи Крыма. При этом украинский эксперт Валентин Бадрак заявил по поводу учений «Кавказ-2020», что это, ни больше, ни меньше - «неприкрытая отработка агрессии».[viii] При этом российское «агрессия» касается выполнения задач на своей территории, по борьбе с угрозами и терроризмом, а украинское «хорошо» — это отработка десантных задач, в том числе, на чужих территориях.

Странным образом, конфликт между Арменией и Азербайджаном стал поводом для национального оптимизма и оживления украинских политиков и экспертов.  Конфликт по поводу Нагорного Карабаха – может быть, оказывается, «хорошими новостями». Об этом можно говорить, наблюдая, как Киев от призывов к мирным переговорам между Баку и Ереваном перешел к другой риторике: министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал Нагорный Карабах красноречивым свидетельством опасности так называемых замороженных конфликтов,[ix] как бы поддерживая идею возможности решения подобных конфликтов силовым путем. Но все это не о Нагорном Карабахе, это все об Украине, выискивающей кейсы и поводы, на которые она намерена опираться в будущем в своей ситуации с республиками Донбасса, с теми территориями, которые она считает «оккупированными». Для этого Киеву нужно больше подобных ситуаций на постсоветском пространстве. Украина готова использовать любой повод, чтобы говорить о своей территориальной целостности, но не о причинах, приведших к гражданскому противостоянию в стране, все остальное, включая трагичные последствия подобных конфликтов, Киев не интересуют. Это, впрочем, не новость, что можно видеть из отношения Киева к конфликту на юго-востоке. Не интересует украинские власти и выполнение Минских соглашений, что, скорее всего, разрешило бы конфликт. Киев в очередной раз не скрывает, что считает наиболее правильными два самых нереальных варианта возвращения своих территорий: «огнем и мечом» или чтобы «просто вернулись».  Оба они нереальны.

В отношении «сигналов из-за бугра», то есть, слов Столтенберга - генсека НАТО, на Украине так и не поняли, что он говорил не с Киевом и Тбилиси, он говорил с Москвой.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати