Фото: mid.ru
Могут ли Россия и Европа вести бизнес в долгосрочной перспективе на надёжных основаниях, подтверждающих договороспособность европейских партнеров? Таким вопросом в ходе встречи с представителями Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) задался российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
В качестве подтверждения такой недоговороспособности министр выделяет сложности реализации проекта «Северный поток – 2». Задним числом, по его словам, была изменена климатическая директива, только для того чтобы осложнить строительство российского газопровода. Дипломат уверен, что политизация энергетического сотрудничества – удар по энергетической безопасности всей Европы. Хотя, как напомнил Сергей Лавров, энергетическое сотрудничество всегда было выведено за рамки противоречий в других сферах, даже во время Холодной войны.
В политике, по словам дипломата, Евросоюз продемонстрировал недоговороспособность, когда вопреки соглашениям поддержал в 2014 году «государственный переворот на Украине. «ЕС нарушил обязательства, соглашаясь и поощряя госпереворот на Украине, несмотря на то, что путчисты в центр поставили русофобию», — подчеркнул министр. Он заметил, что другую сторону украинского конфликта объявили террористами лишь за то, что они не признали «госпереворот». «Пытаясь свалить с больной головы на здоровую», ЕС свернул всю архитектуру двусторонних связей, ставя её восстановление в зависимость от выполнения минских соглашений, как напоминает Сергей Лавров. При этом он добавил, что Россия и дальше будет настаивать на их выполнении — однако не ради того, чтобы заслужить снятие санкций, а чтобы облегчить жизнь украинского народа.
Российский министр полагает, что экономическая взаимозависимость может работать как во благо, так и во вред. Глава МИД РФ предостерёг ЕС от восприятия партнеров как «придатков евроцентричного мира». Центральная роль Европы, на его взгляд, ушла в прошлое. Центры экономического развития и политического влияния переместились на Восток. В полицентричном мире, о наступлении которого Россия говорит постоянно, идет новый этап взаимоотношений, основанных на равноправии, как в политике, так и в экономике. Российский министр призвал европейцев искать новую - взамен устаревшей модели «ведущий и ведомый».
Предыдущая встреча главы МИД с представителями европейского бизнеса была в прошлом году. Сергей Лавров обращает внимание на то, что с тех пор ситуация стала только хуже. Не прекращается, а только увеличивается количество региональных кризисов. Пандемия осложнила жизнь миллиардов людей. Были разорваны глобальные сбытовые и производственные цепочки. Хотя пандемия и показала взаимозависимость всех стран от трансграничных вызовов, отмахнуться от которых невозможно. Несмотря на это российский министр констатирует использование коронавируса «западными странами» для достижения односторонних интересов и сведения «геополитических счётов». Он отметил, что предложение генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша об отмене санкций, касающихся поставок медикаментов и продовольствия, было проигнорировано. Так же как и предложение Владимира Путина о «зелёных коридорах» свободных от ограничений для поставок гуманитарной помощи в наиболее пострадавшие страны.
У российского правительства, по словам министра, нет недостатка в «доброй воле», но она его взгляд, не может быть односторонней. Россия заинтересована в том, чтобы Европейский союз присоединился к инициативе президента Владимира путина «Большое евразийское пространство» для облегчения доступа к новым рынкам и транспортным маршрутам в рамках проекта. Подобные переговоры уже ведутся с ШОС и АСЕАН. Сергей Лавров призвал противостоять появлению новых разделительных линий в экономике в ходе установления новой технологической реальности. «Нам не нужна новая игра с нулевой суммой, которую мы уже переживали в прошлом», — убежден дипломат.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs