Фото: Е. Педанов
Сергей Лавров выступил на брифинге Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Он выразил мнение, что антироссийская политика Европейского союза сегодня – это следствие деструктивных действий «очень немногочисленной, но агрессивной группы» европейских стран: «Они пытаются внутри ЕС разыгрывать антироссийскую карту для решения своих узкокорыстных геополитических задач».
Члены Евросоюза обвиняют Россию во вмешательстве в выборы и в кампаниях по дезинформации населения. Для противодействия этим вызовам в 2015 году Европейская служба внешнеполитической деятельности создала Оперативную рабочую группу по стратегическим коммуникациям (EastStratComTaskForce), а в апреле этого года ряд стран ЕС и НАТО согласовали формирование Европейского центра по борьбе с гибридными угрозами (Хельсинки). «Создание подобных структур напоминает охоту на инакомыслящих и вряд ли будет способствовать восстановлению доверия», – отметил министр.
Другим поводом для критики в адрес России стала зависимость Евросоюза от российского газа. Однако, как утверждает глава МИД, доля российского газа сопоставима с норвежским топливом на европейском рынке (одна треть от общего объема). В этой сфере основные противоречия связаны с «Северным потоком-2». По словам Сергея Лаврова, его реализация снижает транзитные риски, укрепляет энергетическую безопасность и вносит вклад в развитие экономик ЕС.
Несмотря на экономические выгоды от совместного энергетического проекта, Еврокомиссия предпринимает попытки получить переговорный мандат на заключение с Россией специального соглашения по «Северному потоку-2». Подобный запрос министры энергетики стран ЕС уже отклоняли в июне этого года. Дело в том, что строительство нового газопровода, который Россия планирует провести рядом с «Северным потоком», действующее европейское законодательство не может регулировать (только в части соблюдения экологических норм и норм международного морского права). Российский министр назвал необоснованными претензии на экстерриториальное применение права ЕС в акватории Балтийского моря, основываясь на заключениях юридических служб Еврокомиссии и Совета Евросоюза.
Сергей Лавров упомянул интерес южноевропейских стран к продлению ветки «Турецкого потока» на территорию ЕС, но заявил, что в связи с неудачным опытом «Южного потока», Россия начнет подобную работу только после получения юридических гарантий. Глава МИД РФ назвал Россию и ЕС «естественными и взаимозависимыми» партнерами в сфере энергетики. Он полагает также, что бесперебойные поставки российских углеводородов обеспечивают европейским экономикам конкурентное преимущество.
Ассоциация европейского бизнеса выступает против любых ограничений, препятствующих работе компаний, кто бы ни был их инициатором (ЕС, США или Россия). Во время брифинга не раз звучали слова: «Россия нужна Европе так же, как Европа России». АЕБ, будучи основным представительством иностранных инвесторов в России, проводит ежегодные встречи с представителями Европарламента и Еврокомиссии в Брюсселе, где обсуждает влияние политики ЕС на бизнес и торговлю между странами. На подобную «бизнес дипломатию» и была нацелена встреча, на которой Сергей Лавров постарался разъяснить российскую позицию. Она заключается в том, что, перенимая санкционную политику США, Евросоюз упускает экономическую выгоду. Последствием санкций стало, к примеру, то, что на место европейских производителей на российский рынок приходят компании из других регионов. Российский министр назвал попытки изолировать Россию и наказать за самостоятельный внешнеполитический курс провалившимися и заявил, что Москва будет развивать сотрудничество с Брюсселем в том темпе, к которому будет готов Европейский союз.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs