28 августа 2020 г. специальный рейс польской авиакомпании LOT доставил в Познань восемьдесят пять репатриантов из Казахстана в рамках правительственной программы по привлечению этнических поляков на историческую родину (1).
О важности, придаваемой официальной Варшавой данной программе, свидетельствует тот факт, что казахстанских поляков в познаньском аэропорту встречал государственный секретарь МИД Шимон Шинковский вел Сек (Szynkowski vel Sęk) и представители местных властей.
Поляков в странах бывшего СССР МИД Польши насчитывает около 1 млн. Лицами польского происхождения, если к ним причислять всех, у кого хотя бы один из прямых предков был поляком, могут быть каждый пятый житель Украины, Белоруссии, России и Молдавии (2), не считая республик Закавказья и Средней Азии. И это явно манипуляционный подход, рассчитанный на создание искусственной национальной причастности к Польше различных групп населения в соседних странах.
В настоящее время МИД Польши отказался от прежней тактики пробуждения «польскости» у граждан постсоветских республик, когда посольства специально организовывали культурно-просветительские мероприятия, призывая посетителей выискивать польские корни у своих предков. Такой подход не гарантировал сохранения у потомков таких предков польского самосознания. Тем не менее, русскоязычные польские СМИ (есть и такие) публикуют практические советы по поиску польских корней до сих пор (3).
Основным инструментом, юридически закрепляющим принадлежность к Польше и польскому народу, является карта поляка – документ, официально подтверждающий польское происхождение его обладателя. Недавно руководитель канцелярии председателя Совета министров Михал Дворчик анонсировал упрощение процедуры её получения. Теперь на карту поляка могут претендовать (sic!) потомки граждан I и II Речи Посполитой любой национальности, декларирующие связь с Польшей и польской культурой. Это довольно противоречивое предложение с разных точек зрения и явный отход от прежней стратегии привлечения исключительно этнических поляков, лиц польского происхождения и лиц, активно участвующих в деятельности польских культурно-просветительских и общественных неправительственных организаций. Потомками граждан I и II Речи Посполитой, т.е. Польши до её разделов в XVIII в. и межвоенной Польши 1918-1939 гг., являются сотни тысяч граждан постсоветских республик, потому что на пике своего могущества Речь Посполитая простиралась до Эстонии на севере, Молдавии на юге и западных регионов современной России на востоке. Такая Речь Посполитая теперь объявляется общим культурным и политическим наследием для современного населения этих земель (4). Пропагандистская и подспудно экспансионистская составляющая этого тезиса не вызывает сомнений. Шаткость и надуманность подобных географических и исторических тезисов очевидна.
При этом в самой Польше эта идея воспринимается весьма неоднозначно. Поток тревожных публикаций в польской прессе о возможном переселении в Польшу тысяч белорусов и украинцев, и о превращении Польши из моноэтничной в полиэтничную рассматривается как крайне нежелательный сценарий. Уже в 2015 г.10% обладателей карты поляка не были поляками (5). Большинство таких случаев зафиксированы в Волынской обл. Украины. Так что можно заранее предположить, что новые переселенцы встретят не самый радушный прием на новой «родине».
У Польши практически отсутствует опыт мирного сосуществования в одном государстве с другими национальностями. На восточных рубежах польского государства у поляков складывались весьма конфликтные отношения с тамошними народами – литовцами, украинцами, белорусами. Потенциал этих конфликтов не исчерпан, о чём свидетельствуют регулярные дипломатические перепалки между Польшей, с одной стороны, и Литвой, Белоруссией и Украиной с другой.
Высказываются опасения, что упрощение процедуры получения карты поляка гражданами Украины, Белоруссии и Литвы, как самими «польскими» республиками бывшего СССР, приведёт к массовому проникновению в Польшу т. н. «русифицированных», как пишут польские авторы, украинцев и белорусов и, главное (о, ужас!), этнических русских – самого «чуждого идеологического элемента» для Варшавы, что будет подрывать её активное соучастие в агрессивных планах НАТО против России, а также новоизобретенную теорию отрицания главенствующего вклада советской армии в освобождение Польши и т.д.
Авторы этой программы понимают, что одновременно с этим будет происходить процесс деполонизации соседних территорий, и что это в конечном итоге может привести к депопуляции польской диаспоры и окончательному исчезновению польской культуры в регионах, которые Варшава считает для себя важными со стратегической точки зрения. Но, судя по всему, эту идеологическую составляющую, которую Польша эксплуатирует в своих целях не первый год, решено принести в жертву. Почему?
Возвращение в Польшу этнических поляков и лиц польского происхождения Варшава считает перспективным способом решения демографической проблемы.
По прогнозам демографов и экономистов, к 2050 г. население Польши уменьшится на 4 млн. человек, 10% жителей будут в возрасте от 80 лет и старше, а экономика будет нуждаться в 5 млн. рабочих рук. Взять их негде, кроме как за счёт миграции. Поэтому польские власти продолжат политику привлечения зарубежных поляков и лиц польского происхождения, несмотря на возможные минусы такого шага.
В этой связи польские деловые круги не исключают также увеличения миграции из стран Азии. В последние годы в Польше стабильно растёт количество работников из Индии, Непала, Таиланда, Индонезии, Бангладеш, Вьетнама. Зарубежные поляки в таком случае - ресурс, позволяющий снизить в общем миграционном потоке степень инокультурных влияний.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://kresy24.pl/do-polski-przyleciala-grupa-repatriantow-z-kazachstanu/
2) https://rcin.org.pl/Content/61311/WA308_80479_P327_Nowe-podejscia-do-st_I.pdf
4) https://www.novayapolsha.pl/article/rech-pospolitaya-che-eto-nasledie/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs