ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Европейское турне главы МИД Китая и «выбор Европы»

10:51 08.09.2020 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Глава МИД Китая Ван И впервые в этом году отправился в турне по европейским странам, посетив Италию, Германию, Францию, Нидерланды и Норвегию. Главными целями его поездки явились укрепление двусторонних связей, в особенности экономического взаимодействия, а также противодействие усилиям США по созданию антикитайской коалиции в Европе.

И та, и другая цель приобретает сейчас особую актуальность, на фоне сообщений китайского англоязычного официоза Global Times о том, что растущий федеральный дефицит (и, соответственно, риск дефолта) в США может спровоцировать Пекин на продажу до $200 млрд. активов в американских казначейских облигациях.[1] Если это произойдет и разразится «финансовая буря», многое будет зависеть от позиции европейских стран.

Первой остановкой в турне министра стала Италия, и не случайно: она первой из стран «большой семерки» присоединилась к китайской «Инициативе Пояса и Пути», и Пекин рассчитывает, что Рим и впредь не будет поддаваться американскому противодействию этому.

Китай, помимо прочего, обращает особое внимание на ситуацию с компании Huawei, от услуг которой при строительстве инфраструктуры 5G европейские страны могут отказаться, опять-таки под давлением США. Среди других вопросов, волнующих Китай - европейская реакция на протесты в Гонконге и позиция ЕС по «ответственности» КНР за начало пандемии коронавируса.

Пекин рассчитывает на долгосрочное сотрудничество с ЕС, что невозможно без участия т. н. «старой Европы». Что касается стран Центральной и Восточной Европы (формат 17+1), то они проявили большой интерес к участию в инициативе «Один пояс – один путь», желая получить китайские инвестиции для улучшения своего производственного потенциала, транспортной и логистической инфраструктуры. Однако скоро выяснилось, что эти страны, особенно Польша и страны Балтии, весьма уязвимы к геополитическому и экономическому давлению со стороны нынешней американской администрации, вознамерившейся создать «единый антикитайский фронт». Поэтому, возможно, Пекин будет с большей осторожностью развивать формат 17+1, а «старая Европа» станет бОльшим приоритетом.

Логичным завершением европейского турне Ван И стало посещение Германии, крупнейшего торгового партнера и экспортера технологий в Китай (а также действующей страны-председателя ЕС). Подчеркивая, что КНР и Европейский союз являются не соперниками, а партнерами, Ван И призвал немецкую сторону приложить все усилия для успешного завершения до конца текущего года переговоров и подписания двустороннего всеобъемлющего инвестиционного соглашения.[2]

Нужно признать, ухудшение американо-китайских отношений было неизбежным негативным фоном европейского турне Ван И. Министр развернуто изложил свою позицию по этому вопросу, выступая во Французском институте международных отношений (IFRI). Касательно отношений между Китаем и США он выделил три основных момента.

Во-первых, разногласия и противоречия между Китаем и Соединенными Штатами не являются борьбой за власть, соперничеством за статус или спором о социальных системах. Суть проблемы заключается в выборе между поддержкой мультилатерализма или унилатерализма, беспроигрышного сотрудничества или игры с нулевой суммой.

Во-вторых, по его мнению, содержание нынешней дипломатии США сократилось до односторонних санкций и дискредитирующих атак: «Столкнувшись с необоснованными обвинениями США в свою сторону, китайская сторона должна четко опираться на факты и давать необходимый ответ».

В-третьих, дверь к китайско-американскому диалогу открыта.[3]

Кстати, европейским турне Ван И активность китайской дипломатии на европейском направлении не исчерпывается. На фоне подведения его итогов руководитель Канцелярии Комиссии ЦК КПК по международным делам Ян Цзечи посетил Испанию, обсудив с премьер-министром страны Педро Санчесом работу над новым планом двустороннего всеобъемлющего стратегического партнерства, согласованного в 2018 г.[4]

Какова цель этого европейского турне? Китаю хотелось бы понять, что доминирует сейчас в европейской политике – торгово-экономическая целесообразность или антикитайский геополитический алармизм. Каков будет «выбор Европы» - прагматическая политика или идеологические фобии, во многом навязываемые извне, пока не понятно. И, судя по всему, быстрого ответа на этот вопрос не будет.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Китай может продать американские облигации на $200 млрд», https://news.ru/economics/kitaj-mozhet-prodat-amerikanskie-gosobligacii-na-200-mlrd/

[2] «Глава МИД КНР завершил официальный визит в Германию», https://regnum.ru/news/polit/3052529.html

[3] «Разногласия и противоречия между Китаем и США не являются борьбой за власть, Соединенные Штаты стоят на ошибочной стороне истории -- Ван И», http://russian.news.cn/2020-08/31/c_139331455.htm

[4] «Китай и Испания укрепляют двусторонние отношения», https://regnum.ru/news/polit/3054123.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати