Завершилась полноформатная встреча министров иностранных дел стран БРИКС в режиме видеоконференции. Это – уже второе такое совещание в нынешнем году под российским председательством.
Первое было посвящено исключительно задачам мобилизации усилий по эффективному предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
Сегодня мы обсудили широкий круг международных глобальных проблем, ключевые вопросы повестки дня 75-й сессии ГА ООН и ход нашего практического сотрудничества в «пятерке».
Приняли подробное, развернутое, хорошее итоговое коммюнике. Вы можете с ним ознакомиться. Поэтому не буду слишком подробно останавливаться на ключевых международных сюжетах, которые там подробно прописаны.
Отмечу, что в коммюнике подтверждена приверженность БРИКС принципам многосторонности, опоры на международное право, решению конфликтов исключительно политико-дипломатическими методами и принципам, которые закреплены в Уставе ООН. В очередной раз решительно высказались в поддержку центральной роли ООН в поиске коллективных ответов на стоящие перед человечеством вызовы и угрозы.
В год 75-летия Победы во Второй мировой войне отметили важность сохранения исторической памяти об уроках этой трагедии во избежание ее повторения в будущем. Единодушно осудили любые проявления нацизма, расизма и ксенофобии. Соответствующая резолюция, ежегодно принимаемая ГА ООН, традиционно поддерживается всеми странами БРИКС.
Договорились укреплять и развивать наше стратегическое партнерство по всем ключевым направлениям деятельности БРИКС: политика и безопасность, экономика и финансы, гуманитарные связи.
Признательны нашим друзьям за поддержку российского председательства в «пятерке» в достаточно непростых условиях, когда международное общение напрямую, физическое общение, по сути дела, поставлено «на паузу». Тем не менее, используя современные технологии, смогли провести большинство запланированных мероприятий. Состоялось уже более 50, еще столько же состоится до конца года. У нас есть все основания полагать (об этом наши партнеры сегодня также упомянули), что все планы российского председательства будут выполнены в том, что касается деятельности БРИКС.
Мы достигли ряд практических договоренностей, в том числе, по содействию инвестициям, по поддержке эффективного участия микро-, малых и средних предприятий в международной торговле. Наши соответствующие министерства приняли совместное заявление в поддержку многосторонней торговой системы и реформирования ВТО. На очередной срок был продлен еще один важный документ – Меморандум о сотрудничестве в сфере конкурентной политики. Наши банки развития согласовали план действий рабочих групп по инновациям и блокчейну. Продолжается энергичная работа по линии министерств и ведомств в других областях.
Большинство этих инициатив готовятся с прицелом на одобрение в ходе очередного саммита, который запланирован в Российской Федерации этой осенью. Его окончательные сроки мы определим дополнительно с учетом развития эпидемиологической ситуации.
Вот такие основные итоги. Еще раз обращаю внимание на коммюнике, которое мы распространили, в котором почерпнете немало интересного.
Вопрос: Год председательства Российской Федерации в БРИКС выдался довольно непростым. Пандемия внесла свои коррективы во все сферы и направления. Что все же удалось осуществить в этом году по направлению БРИКС? Каких встреч и заявлений мы можем ожидать до конца 2020 г.?
С.В.Лавров: Я частично коснулся этих вопросов, когда излагал основные итоги нашей сегодняшней встречи. Подчеркну еще раз, что мы считаем принципиально важным достижение договоренности по целому ряду направлений.
Это блок документов, посвященных торговле и инвестициям, поощрению малых, средних и микропредприятий к участию в международных торговых обменах, укрепление сотрудничества между банками (центральными и банками развития наших стран), активная деятельность Нового банка развития, который был создан лидерами БРИКС и успешно функционирует. Кстати, на октябрь этого года запланировано открытие Евразийского регионального центра Нового банка развития. Этот центр будет расположен в Российской Федерации.
Отмечу также важное значение договоренностей, касающихся сферы предотвращения новых вызовов и угроз. Согласован очень сильный документ по контртерроризму. Он будет вынесен на утверждение глав государств. Возобновлена деятельность по противодействию наркотрафику и наркопреступности. Наращивается наша совместная работа в сфере кибербезопасности. Это тоже очень важное направление, которому мы уделяем повышенное внимание.
Стоит упомянуть, что особое внимание уделено российским инициативам, которые были представлены год назад и дополнили деятельность БРИКС двумя новыми форматами. Имею в виду Женский деловой альянс (он сформирован и приступает к работе) и Платформу энергетических исследований, призванную активнее привлекать научное сообщество к практической деятельности по составлению планов в сфере энергоресурсов. В рамках Платформы энергетических исследований уже состоялись два крупных мероприятия. Их результаты тоже будут доложены на рассмотрение глав государств.
Вопрос: Вы многократно упоминали о важности международного сотрудничества в борьбе с коронавирусом. Сейчас Китай и Россия ведут работу над разработкой собственной вакцины от COVID-19. Китай уже официально заявил о готовности укреплять сотрудничество в области исследования и разработки вакцины.
Как Вы оцениваете перспективы возможного сотрудничества Китая и России в разработке и производстве вакцины? Насколько взаимодействие двух стран поможет обеспечению доступа к вакцинам другим нуждающимся в поддержке странам, в том числе участникам БРИКС?
С.В.Лавров: Мы сегодня подтвердили, что в деятельности БРИКС это направление остается одним из приоритетных. Партнеры России и Китая (Индия, Бразилия, ЮАР) активно поддерживали предпринимаемые Москвой и Пекином усилия в этой области. Все они с признательностью восприняли сделанные нашим китайским коллегой и мной заявления о том, что мы заинтересованы в самом широком сотрудничестве, в том числе с участием наших друзей по БРИКС. Отмечу, что коронавирус отнюдь не стал толчком для сотрудничества в этой области в рамках БРИКС. Взаимодействие началось гораздо раньше. Первый документ на эту тему был принят в 2015 году на саммите БРИКС в Российской Федерации в г.Уфе, когда главы государств БРИКС выдвинули инициативу о налаживании взаимодействия в борьбе с инфекционными заболеваниями. Затем на саммите в ЮАР в 2018 году наши партнеры из Южно-Африканской Республики выдвинули инициативу о создании центра по разработке и исследованию вакцин. Так что работа велась последние пять лет, еще до того, как коронавирусная инфекция поставила всех нас перед очень сложными проблемами.
Страны БРИКС благодаря таким провидческим решениям предыдущих саммитов оказались неплохо подготовленными к тому, чтобы сейчас перед лицом коронавирусной инфекции мобилизовать весь свой потенциал.
Рассмотрены и одобрены дополнительно внесенные в этом году российские инициативы. Одна из них касается создания системы раннего предупреждения эпидемиологических угроз, вторая предлагает разработать конкретные шаги по нормативно-правовому регулированию медицинской продукции. Всё это, безусловно, повысит способность справиться с коронавирусом сейчас и быть готовыми к тому, что нам наверняка не раз придется столкнуться с подобными явлениями в будущем. Так что БРИКС – это структура, которая находится среди передовиков в разработке мер предупреждения такого рода эпидемий и мер по преодолению их последствий.
Вопрос: Как повлияют на российско-европейский стратегический диалог заявления, которые мы слышим последние два дня из Берлина, по вопросу А.А.Навального? Сегодня мы слышали призыв от НАТО, чтобы Россия полностью открыла для ОЗХО досье «Новичок». Кто сейчас заинтересован в таком детективном сценарии с отравлением А.А.Навального?
С.В.Лавров: На эту тему уже высказывались представители Администрации Президента Российской Федерации и МИД России. Нам нечего скрывать. Напомню еще раз, как только А.А.Навальный почувствовал в самолете недомогание, были приняты немедленные меры по посадке борта. В аэропорту уже ждала скорая помощь, которая немедленно доставила его в больницу, где был включен аппарат ИВЛ и приняты все другие необходимые меры. Как я понимаю, А.А.Навальный провел там чуть больше полутора суток. Все это время ежечасно мы слышали требования немедленно рассказать, что случилось, показать, сообщить, дать какие-то сведения.
Как только он оказался в Германии, в течение больше, чем недели, никто из людей, поднимавших шум во время его пребывания в Омске, не интересовался и громогласно не требовал от немецких врачей предъявить какую-то информацию. Мы до сих пор ее не имеем. Все происходит по старым сценариям, когда выдвигаются какие-то обвинения в наш адрес с публичных трибун, когда наше официальное обращение с просьбой задействовать договоры о правовой помощи и предоставить нам данные в ответ на конкретные вопросы, поставленные Генеральной прокуратурой России, остаются без ответа. Федеральный канцлер ФРГ А.Меркель уже как двое суток обвиняет нас в этом деянии (якобы в отравлении), но не может ничего предъявить. Сегодня мы в очередной раз интересовались у наших коллег из ЕС, из Германии, планирует ли А.Меркель дать поручение своим сотрудникам, направить ответ Министерства юстиции ФРГ на запрос Генпрокуратуры России.
Я уже вынужден произнести вслух, что, по нашим данным, этот ответ задерживается из-за позиции МИД ФРГ. Мы поручили Послу России в Германии задать соответствующие вопросы и поинтересоваться, в чем задержка. Правда, сегодня нам по крайней мере пообещали, что скоро ответ поступит. Когда мы получим его с конкретными фактами, которые, как я понимаю, немцы считают там содержатся, тогда мы будем на это реагировать. Повторю, все это напоминает, к сожалению, происходившее со Скрипалями и другие истории, когда Россия была голословно обвинена, а результаты расследований, которые в случае со Скрипалями проходили в Великобритании, остаются засекреченными. Самих Скрипалей никто не видит.
В этой связи в очередной раз напомню, что когда наши британские коллеги на волне этой русофобской истерики по поводу Скрипалей заставили большинство стран Евросоюза выгнать российских дипломатов (на что Москва, естественно, ответила), мы доверительно поинтересовались у членов ЕС, предъявили ли англичане какие-либо факты кроме того, что они публично излагали через СМИ. Нам сказали «нет». Факты не предъявили, но попросили выгнать дипломатов, пообещали, что потом предоставят конкретную информацию. Я не ленюсь и каждый раз, когда встречаюсь со своими коллегами, спрашиваю насчет случая со Скрипалями, когда они как бы под честное слово Лондона присоединились к его призыву и выслали российских дипломатов. Интересуюсь, предоставили ли им обещанную конкретную информацию помимо того, что было публично озвучено. Ответ – «нет». Никто никому ничего не предоставил.
Поэтому сейчас мы подходим к таким высокопарным, пафосным заявлениям наших западных коллег уже с изрядной долей скептицизма. Посмотрим, какие факты будут предоставлены. Считаю, что само поведение в публичной сфере, выдвижение таких высокомерных, аррогантных требований, в таком тоне, который себе позволяют наши западные партнеры, говорит о том, что они, кроме искусственно нагнетаемой патетики, пока мало что могут предъявить.
Вопрос: Глава МИД Украины заявил, что главы МИД Германии и Франции настроены на проведение встречи министров иностранных дел «нормандского формата» в сентябре. По его словам, Вы не против проведения такой встречи. Насколько это соответствует действительности?
С.В.Лавров: На этот вопрос уже отреагировало Министерство иностранных дел. Если кто-то настроен встречаться – пусть они и встречаются. В нашем случае каких-либо договоренностей не обсуждалось. Сейчас идет речь о том, чтобы подготовить встречу внешнеполитических советников лидеров «нормандского формата». Про встречу министров иностранных дел никто никаких предложений конкретных не вносил. Я думаю их не вносили потому, что прекрасно знают нашу позицию: сначала нужно выполнить то, о чем в декабре прошлого года в Париже договорились лидеры наших стран. Пока там прогресса немного. Мы лишь видим все новые и новые проблемы, возникающие в связи с постоянным изменением (причем в худшую сторону) позиции украинских властей в том, что касается их приверженности выполнению Минских договоренностей.
Вопрос: Вчера стало известно, что демократы в США потребовали немедленного введения санкций в адрес России в связи с предстоящим в ноябре проведением выборов Президента США. Они ссылаются на заключение разведки о том, что Россия якобы может в них вмешаться. Как бы Вы могли это прокомментировать?
С.В.Лавров: Обвинения в том, что Россия вмешивается в президентские выборы в США мы слышим уже многие годы. У них уже даже такая игра есть – «кто больше вмешивается: Россия, Китай или Иран?» Недавно спрашивали представителя национальной разведки США. Он подумал и сказал, что Китай больше России вмешивается, больше Ирана. Так что эти игры взрослых людей продолжаются уже давно, они нас не удивляют. Хотя иногда, все-таки, приходится удивляться. Имею в виду недавнее заявление, которое прозвучало с обвинениями в адрес России в том, что мы пытаемся злоупотребить и использовать в интересах того или иного кандидата планируемое в США голосование по почте. Я был изумлен таким обвинением, потому что до сих пор мне казалось, что голосование по почте – это проблема противоречий между Президентом США Д.Трампом, который категорически не хочет позволить провести это голосование и демократами, которые обязательно хотят голосование по почте расширить максимально.
Честно говоря, мы уже привыкли к такого рода нападкам. В этом случае, как и в случае с отравлениями, как и в случае с другими ситуациями в различных странах мира мы будем руководствоваться конкретными фактами, если они нам будут предъявлены. Мы всегда говорим нашим партнерам, американцам, европейцам: если у вас возникает любая озабоченность по поводу чего бы то ни было, особенно в сфере кибербезопасности, что сейчас особенно часто является предметом обвинений и упреков в наш адрес, давайте садиться и рассматривать те факты, которые у вас есть. Мы готовы к этому. К сожалению, наши партнеры – и США, и Евросоюз последовательно уходят от прямого разговора на основе профессионального анализа имеющихся фактов. Мы к этому по-прежнему готовы, приглашаем наших коллег. Все-таки перестать жить теми воспоминаниями, которые относятся к колониальной эпохе, перестать считать себя умнее и выше всех других и начать работать на основе того, под чем они подписались в 1945 г., а именно на основе принципов Устава ООН – равноправия, баланса интересов, коллективной и честной работы. Мы к этому готовы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs