ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

«Веселый Роджер» под защитой Конституции США

12:10 01.09.2020 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Подводная лодка US Navy возвращается в порт приписки под флагами – как американским, так и черным, пиратским «Веселый Роджер».
Фото от gcdn.co

«Морские бандиты бесчувственны, как море, по которому они плавают».
Роберт Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»

Морское пиратство – от берегов Африки до проливов Юго-Восточной Азии – начало расцветать, как будто на дворе не XXI-й, а XVII-й век.

О сомалийских пиратах, орудовавших с начала 2010-х годов в районе Баб-эль-Мандебского пролива, связывающего Индийский океан с Красным морем на пути в Суэцкий канал, мы писали ещё в давнем материале «Бармалей из Сомали», и было видно, что морской разбой стал набирать силу.

С тех пор сомалийские пираты, правда, приутихли, зато «в бой пошли» их братья по разуму на другом – западном – берегу Африки, в районе Гвинейского залива. Вот, только что в МИД России сообщили, что «24 августа в результате совместных усилий дипломатов Посольства России в Абудже, нигерийских официальных властей и представителя судовладельца освобождены семь российских моряков, похищенных с судна «Кюрасао Трейдер» 17 июля с.г. в ходе разбойного нападения в Гвинейском заливе». И это – совсем не единичный случай, когда в этом районе мирового океана торговые или промысловые суда подвергаются налетам местной «прибрежной махновщины».

И ладно бы этими «гоп-стопами» баловались оборванцы из африканских банд – с ними порой разговор бывал коротким. Как-то сомалийских бандитов поймал наш корабль ВМФ из охраны маршрута морской торговли, и их отправили восвояси на простой лодчонке – без мотора, да ещё вдали от берега. Урок тогда пошел впрок – больше к российским судам местные пираты не примеривались.

Но вот, теперь путем этих бармалеев собрались идти «морские волки» под флагами США и «Веселым Роджером».

На этих днях власти США захватили четыре танкера с горючим, шедших по водам Карибского моря из Ирана в Венесуэлу. Министерство юстиции торжественно объявило: «Минюст США заявляет сегодня об успешном прекращении многомиллионных поставок горючего, которые связаны с «Корпусом стражей исламской революции» Ирана – этой иностранной террористической организацией (иначе как таким языком янки про КСИР после того, как сами в январе с.г. убили его командира генерала Касема Сулеймани, вообще не говорят – С.Ф.), и направлялись в Венесуэлу. Данные действия свидетельствуют о самом большом правительственном перехвате поставок горючего из Ирана». Уточняется, что речь идет о танкерах «Bella», «Bering», «Pandi» и «Luna» - а властями США было конфисковано 1,1 млн баррелей топлива.

Заметим для полноты картины, что суд столичного округа Колумбия в начале июля удовлетворил просьбу прокуратуры Вашингтона наложить арест на указанные выше суда. Ну, посудите – где Вашингтон, а где Карибское море? Могли бы и в суд Майами обратиться. Значит, дело сугубо политическое.

В постановлении суда округа Колумбия говорится, что американским властям разрешается «в кратчайшие сроки конфисковать имущество ответчика и передать его под исключительную юрисдикцию этого суда». Как отмечалось в судебном документе, суд считает, что «собственность ответчика является зарубежным активом иностранной террористической организации». Позвольте поинтересоваться – а адвокат-то со стороны ответчика на суде присутствовал? Нет? И где же теперь хваленая американская состязательная процедура вынесения судебных решений?

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, остроумно прокомментировал этот судебный произвол: «У пиратов Карибского моря теперь есть собственный судья и трибунал».

Да, как ни крути, а знаменитый фильм «Пираты Карибского моря» и нынешний захват торговых судов с бензином для Венесуэлы в тех же карибских водах теперь останутся в истории плотно связанными. Это кто там, в Голливуде, снимал фильм в этой акватории? Не могли, что ли, отправиться «на натуру» в море Саргассово – оно же неподалеку? А теперь такой несмываемый ОБРАЗ из двух пиратских историй…

 

Пиратство, как традиция

 

Вверху мы опубликуем редкостное фото одного из морских офицеров US Navy, запечатлевшего свою подводную лодку, красующуюся под двумя флагами. Чтобы было ясно, как у янки выглядит «Веселый Роджер» (есть разные варианты изображения), а на верхнем снимке фотограф его стыдливо припрятал – флаг не развивается, но все же заметен – посмотрите на это фото. Вот такой, извините, бандитский штандарт, и был поднят над американской субмариной:

Возможно, американские «морские волки» решили взять пример со старших товарищей из Великобритании, которые подняли такой же пиратский флаг над своей подводной лодкой «Triumph» после того, как она отстрелялась ракетами по несчастной, разбитой армиями НАТО Ливийской Джамахирии в 2011 году. Воистину – то была пиратская операция:

Офицеры британской подводной лодки «Triumph» на её борту.
Фото Dailymail.co.uk

Впрочем, это ещё надо посмотреть, кто у кого учился?

Дело в том, что на Британских островах прецедент имеет, чуть ли, не юридическую силу. Поэтому неудивительно, как поднимают «Веселый Роджер» на мачтах последователи легенд английского пиратства. А Англии есть, чем «гордиться», вспоминая истории своих исторических налетчиков, прозванных когда-то «королевскими пиратами». Так, корсар Френсис Дрейк получил от Королевы звание сэра (!) за свои морские «подвиги» (тот грабил испанские караваны, шедшие из Южной Америки с золотом), а корсар Генри Морган также был обласкан Короной – он после завершения, с возрастом, своих океанских грабежей получил должность вице-губернатора Ямайки.

В общем, они выслужились, а Корона официально поддерживала морской грабеж и разбой, возведя это на уровень государственной политики. Поэтому те исторические прецеденты для бриттов святы, и нынешние военные моряки Её Величества не ограничены ничем, чтобы демонстрировать черный флаг с черепом и костями – традиции, сэр…

 

- Скажите Берримор, а разве у нас вновь появились «королевские пираты»? Я сейчас на фото в «Daily Mail» увидел знакомый черный флаг над нашим военным кораблем.
- Нет, сэр. Это – не пираты, это – Королевский военно-морской флот продолжает лучшие традиции Британии. Вы же знаете, что такой наш исторический вымпел не меняется веками – только его не всегда поднимают на рее…

 

Американцы пошли ещё дальше в узаконивании пиратской деятельности. Как предприимчивые бизнесмены с рождения, янки решили – в отличие от бриттов – не скрывать за негласными правилами свои пиратские интересы. Но, для того, чтобы все было в глазах общественности comme il faut – вот он PR давно минувших лет! – они прямо вписали эту постыдную для других, но вполне органичную для себя, работенку по грабежу чужого добра на море в… Конституцию Соединенных Штатов. В её основной текст, в Раздел 8-ой. Перевод, кстати, найден на русскоязычном сайте «Брайтонбичньюс» и представляется вполне адекватным:

«Конгресс имеет право: объявлять войну, выдавать каперские свидетельства (Leters of Marque) и разрешения на возмездие, а также устанавливать правила захвата трофеев на суше и на воде…» - «To declare War, grant Leters of Marque and Reprisal, and make Rules concerning Captures on Land and Water».

Каково? – «Устанавливать правила захвата трофеев на суше и на воде». Зато не подкопаешься – там же клеймо «ОФИЦИАЛЬНО»! Официально в США грабеж на море разрешен и зафиксирован, как право американцев, в их Основном законе.

При этом заметим, что используемый здесь термин «каперство» некоторым образом отличается от собственно термина «пиратство», хотя по сути это – один и тот же вид морских грабежей только по-разному оформленный. Тут как в старой шутке: «Наши люди – это разведчики, а их люди – это шпионы».

В одной пояснительной записке сказано так: «Капер – это пират с бумагами, разрешающими грабеж торговых судов на море. Каперы, как правило, были частными лицами, но официально уполномоченными правительствами своих стран осуществлять квази-военную деятельность. Им позволено ходить на частных вооруженных судах, грабить торговые суда и прибрежные поселения, принадлежащие конкурирующей стране. Использование каперов позволяло государствам проецировать морскую мощь за пределы возможностей их регулярных военно-морских сил».

В отличие от самодеятельных пиратов, как правило – изгоев общества, у каперов, среди которых не раз были замечены вполне себе уважаемые во дворцах персонажи, имелись «Leters of Marque», выданные властями их страны. Каперы, чтобы было понятнее, являлись наемными командами типа современных ЧВК, не входящими в регулярные военные формирования государства, но выполнявшими определенную силовую работу за границами их стран. Как говорится, «ничто на Земле не проходит бесследно»…

 

Возвращение к Конституции США?

 

И вот – что же мы видим сегодня? А сегодня мы видим, как в США стремительно нарастает неодолимое желание применить в деле тот самый 8-ой Раздел Конституции, экстракт из которого мы процитировали выше. Там, в истеблишменте, начался политический зуд по поводу возращения каперства из Истории в Современность. И кое-что уже начало происходить не только на уровне публикаций местных «ястребов», но и в реальных ситуациях на море.

Первый пример – узаконенный судебным решением захват четырех судов, шедших по Карибскому морю из Ирана с топливом для Венесуэлы. Чистая реинкарнация «Leters of Marque», выданных на сей раз американским военным судам на морской захват чужой собственности ВНЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОД США. Янки все время настаивают на своем праве «действовать экстерриториально», и действуют. Кто же им спесь-то пообломает?

А пока, прикрываясь борьбой с трафиком наркотиков из Латинской Америки в США, янки почему-то именно вокруг Венесуэлы образовали пояс карантина, в водах которого – вдали от американского берега – и были захвачены суда с горючим на пути в Венесуэлу.

На этой карте зона действий US Navy отмечена синим штрихом. А четыре красных значка – это иранский конвой торговых судов с первой попыткой переправить в Венесуэлу торговый груз из Ирана несколько месяцев назад. Тогда конвой прошел, но с тех пор американская блокада стала жестче:

Кстати, может возникнуть вопрос – а зачем в нефтеносную Венесуэлу Иран начал поставлять бензин? Ответ дает испанская газета «Mundo Obrero». Она отмечает: «Зачем Венесуэле нужно импортировать топливо? Затем, что Венесуэле требуются разбавители для переработки добываемой там тяжелой сырой нефти, чтобы эта нефть могла проходить по трубопроводам. Санкции США приостановили внутреннее производство бензина, поскольку был запрещен импорт американских разбавителей…

Иран вызвался предоставить топливо и техническую поддержку для ремонта Парагванского нефтеперерабатывающего комплекса – крупнейшего нефтяного завода Венесуэлы. Недавно 20 авиарейсов из Ирана перевезли 700 тонн деталей для нефтеперерабатывающего завода и других материалов из Ирана и Китая. Но Вашингтон угрожает Ирану по поводу его воздушного моста с Венесуэлой и приказывает другим странам прекратить иранские авиарейсы, а также разорвать торговые и деловые сделки и не поставлять топливо в Венесуэлу».

После этих угроз янки от слов перешли к любимому делу – отнимать чужое: морская блокада Венесуэлы, незаконное продление санкций США против Ирана, отвергнутое в Совете Безопасности ООН – это, как представляется, недавние проявления не столько силы, сколько слабости Америки. Она истерит, она ищет любые возможности продемонстрировать былое значение и величие, былой напор и авторитет. Однако…

Америке перестают верить даже Евросоюз с Израилем. Не зря же госсекретарь Помпео – ради сохранения или возрождения былых отношений – мотается последние дни по странам Европы и залетел по дороге в Израиль, где его визит комментировали весьма скептически. Если уж канцлер ФРГ Ангела Меркель заявляет публично, что «возможные новые санкции США в отношении проекта газопровода «Северный поток-2» противоречат представлениям о праве», то выясняется, что Америку уже не боится даже страна, ею оккупированная.

Поэтому, в этих новых для себя условиях взаимоотношений с миром и даже с ближайшими союзниками, в США поднимаются голоса и все громче звучат призывы, что «не пора ли вернуться к положениям Конституции?»

Это, как в истории, когда товарищ Бендер защищал себя от шахматистов в Васюках: «…Поняв, что промедление смерти подобно, Остап зачерпнул в горсть несколько фигур и швырнул их в голову одноглазого противника… Не теряя драгоценного времени, ударяя в наступившей темноте по чьим-то челюстям и лбам, он выбежал на улицу… Между тем преследователи только сейчас поняли, что план превращения Васюков в Нью-Москву рухнул, и что гроссмейстер увозит из города пятьдесят кровных васюкинских рублей».

Это Вам не напоминает американскую политику очищения карманов «беспечных партнеров»? Интересно, а Трамп умеет играть в шахматы также, как Бендер?

 

В США утверждают: «Каперов именуют «наемниками», но с юридической точки зрения это не выдерживает критики»

 

А теперь обратимся к обзору имеющихся на эту тему публикаций в американской прессе, прежде всего – в профильной и профессиональной прессе. Там не агитаторы и пропагандисты пишут, а люди, которые, что называется, «в теме». А часть из этих авторов вообще – заслуженные ветераны US Navy.

Итак, первый сюжет из статьи «U.S. Privateering Is Legal» – «Каперство в США легально!», опубликованной весной нынешнего года в специализированном издании известного в США «Института военно-морских сил США» («US Naval Institute»). По самому заголовку видно, что автор ставит вопрос ребром, невзирая на международное право, и оценивая ситуацию под углом зрения собственно американских интересов – и не более. Типичный «порядок, основанный на правилах», а правила пишут для себя сами янки. Нет?

И этот автор Брендон Шварц (Brandon Schwartz) подчеркивает: «Issuing Letters of Marque presents international legal risks—some real, others imagined—but these are manageable». – «Выдача Letters of Marque (упомянутых выше прав на каперство, выдаваемых американским государством – С.Ф.) представляет собой международно-правовые риски – одни реальные, другие воображаемые – но с ними можно справиться».

И как же справляться с теми «правилами», которые противоречат международному праву, но соответствуют Конституции США? Очень просто – следовать Конституции.

Выход из противоречия найден элегантный: «Одни международно-правовые риски сказываются на самих каперах. По законам войны и нейтралитета военные корабли имеют право не подвергаться аресту и запрету со стороны нейтралов на вход в их воды… Соединенные Штаты могли бы использовать дружественные порты, договариваясь с нейтралами о заходе кораблей каперов или умиротворяя их в совокупности с применением других элементов военной силы США».

То есть, к обслуживанию кораблей «конституционных пиратов», по мнению Шварца, надо бы подключить «дружественные порты» для дозаправки и пополнения провиантом. А кто не согласен принимать таких «гостей», познакомятся с методами американского «умиротворения».

Далее мистер Шварц пошел туда, откуда мистер Помпео советует всем уходить – то есть, Шварц обращается к… международному праву, от которого пытается публично дистанцироваться госсекретарь США.

Шварц пишет: «Критики назовут каперов наемниками, но с юридической точки зрения это не выдерживает критики. Дополнительный протокол № 1 от 1977 г. (ДП-1) Женевской конвенции лишил наемников прав комбатантов и военнопленных, но даже в соответствии с этим ДП-1 (который США не приняли) каперов нельзя называть «наемниками» до тех пор, пока они являются гражданами стороны в конфликте… В соответствии с Женевскими конвенциями, каперы имеют право на значительную защиту. Они будут рассматриваться как члены ополчений или члены добровольческих отрядов». Вот янки так начинают открыто кампанию по легализации пиратства XXI века в собственном исполнении.

Шварц жжет: «Другое юридическое препятствие – это миф о том, что закон о войне на море запрещает каперство США. Эта путаница возникает из-за того, что некоторые утверждают, будто Парижская декларация 1856 года, первая статья которой запрещала каперство между сторонами Договора, каким-то образом установила международный запрет на каперство. Однако Соединенные Штаты отказались подписать Декларацию, потому что это было плохой сделкой в свете сравнительно небольшого количества ВМС США того времени».

США «не признали» международный Договор 1865 года, значит, каперы для них – законные формирования. В общем, юридическое крючкотворство, в чем американские адвокаты – большие доки, приведет американский же суд к положительному решению о разрешении каперства, тем более, на базе Конституции. А какие-то там международные договора можно и проигнорировать, если надо кого-то грабануть в интересах собственного «порядка, основанного на правилах». И мистер Шварц прямо называет трактовку положений Женевских конвенций «ошибочной».

Затем у Шварца проявляется и цель исследования тех былых международно-правовых документов. Все оказывается просто и политически целесообразно: «Китай и, вероятно, другие морские государства, тем не менее, будут утверждать, что международное право запрещает каперство. На это Соединенные Штаты могут ответить, что даже, если сформировался общий обычай, Соединенные Штаты могут утверждать, что зарезервировали свою позицию на право каперства… Отсутствие каперства в США с 1907 года является результатом стратегических и политических соображений США, но никак не юридических».

Получите – США гордятся тем, что с 1907 года не занимаются каперством! Но, этот период гордости может скоро закончится: «Но, что касается каперства, нет юридически значимой разницы в его целях в виде торгового судна с государственным участием или частного торгового судна. Все торговые суда противника могут быть захвачены, а в некоторых случаях уничтожены, если они находятся за пределами нейтральной территории».

Выходит, янки намерены и могут вернуться к морскому разбою на том простом основании, что они не подписали международных договоров о его запрещении? Могут, ещё как могут – у них же железная логика!

И это ж какой «навар» для расплаты с несчастными потомками рабов! Те же просто бросятся в очередь на запись в команды новых каперов, чтобы побыстрее получить обещанную компенсацию в 800 тысяч долларов на семью. Причалы рухнут от такого наплыва соискателей должностей на пиратских кораблях!

Заметим здесь – если американское паломничество желающих получить компенсацию ещё в будущем, то для Германии это становится неприятным настоящим. Бывшие колонии – Намибия, Танзания и Бурунди – спустя столетие, требуют от Берлина репараций. Танзания, например, обвинила немецкие войска в совершении военных преступлений между 1905 и 1907 годами и настаивает на компенсации. Бурунди требует, чтобы Германия и Бельгия выплатили ей 36 миллиардов евро (42,6 миллиарда долларов) в качестве репараций за «агрессию, совершенную во время колониального правления».

Вот и получается, что через сто с небольшим лет бывшим колонизаторам начали выставлять круглые счета их же бывшие колонии. И, кажется, янки придумали способ, как откупаться за чужой счет.

 

«Поскольку стратегическая ситуация новая, наше мышление также должно быть новым»

 

Это была, так сказать, попытка возведения горы юридической казуистики ради оправдания каперства, как подручного механизма добиваться американских целей.

А теперь – ещё одно мнение от ветерана корпуса Морской пехоты полковника в отставке Марка Кэнкайна (Mark Cancian), правда, в соавторстве с тем же Шварцем, претендующим на роль идеолога возрождения каперства и, одновременно, на диплом «доктора права». Они на двоих создали ещё более апологетический материал – «Unleash the Privateers!» - «Откройте возможности для каперов!», опубликованный в том же издании упомянутого выше «Института военно-морских сил США» («US Naval Institute»).

Правда, основа этого опуса не глобальна, а локальна. Как и всему правящему истеблишменту, собравшемуся вокруг Трампа, этим джентльменам очень не нравится Китай, и они предлагают использовать потенциал каперов именно против торговых судов КНР. Этот чистый призыв к провокациям на море звучит в их статье так: «The United States should issue Letters of Marque to fight Chinese aggression at sea» – «США должны выдавать каперские свидетельства для борьбы с китайской агрессией на море».

Какая китайская агрессия? А кто собирается воскрешать пиратов, как не США? Опять подмена понятий, когда сам агрессор перекладывает вину на жертву. Видели – перед Второй Мировой войной тоже самое было. И известно, чем закончилось.

Так вот, какими откровениями делятся два автора – Марк Кэнкайн и Брендон Шварц – на тему «китайской агрессии на море»: «Военно-морские стратеги изо всех сил пытаются найти способы противостоять растущему военно-морскому флоту Китая. Самый простой и удобный курс – попросить больше кораблей и самолетов, но есть проблемы с оборонным бюджетом, который, возможно, достиг своего пика, и это может оказаться нежизнеспособной стратегией. Каперство, санкционированное государственными документами, могло бы предложить недорогой инструмент для усиления сдерживания в мирное время и получения преимущества в военное время».

Открытие сие может и тянет на научное звание для Шварца, но явно не «доктора права». Какое уже тут право, когда автор призывает к реинкарнации «конституционных пиратов»? Впрочем, вам ответят, что у «американцев собственная гордость и собственное право – достаточно заглянуть в Конституцию». Но где здесь право международное? То есть, перед нами ещё один пример понимания янки, что такое в их трактовке «порядок, основанный на правилах» – порядок этот американский и правила американские же.

Янки размышляют, «как бы старые мехи наполнить молодым вином», и приходят к мысли о том, что «каперство представляет собой когда-то общепринятый, но теперь совершенно нетрадиционный, способ использования частного сектора в войне».

И вывод этих двух экспертов таков: «Атаки на мировую торговлю Китая со стороны американских каперов подорвут всю экономику Китая и поставят под угрозу стабильность режима». И напоминают исторический факт: «Во время войны за независимость и войны против англичан 1812 года каперов было намного больше, чем кораблей американских ВМС. А официальный представитель США назвал тогда каперов «нашим самым дешевым и лучшим флотом», ведь они постоянно нарушали английскую морскую торговлю. И британские официальные лица жаловались, что не могут гарантировать её безопасность». Эффективно? Эффективно! Что и требовалось доказать.

И они находят подходящий пример в современных условиях: «Фактически, частные охранные корабли уже существуют, и это демонстрирует жизнеспособность концепции. Частная охранная компания «Blackwater» оборудовала вооружением патрульный корабль для защиты торговых судов от сомалийских пиратов. В разгар сомалийских нападений в том районе действовали около 2700 вооруженных сотрудников этой ЧВК».

После такой «разминки» авторы переходят к основной теме: «Торговый флот Китая велик, потому что стоимость строительства и эксплуатации торговых судов для Китая невысока, а его ориентированная на экспорт экономика создает огромный спрос. В 2018 году в мировом торговом флоте Китая насчитывалось 2112 судов, а в Гонконге – еще 2185. Кроме того, Китай обладает огромным рыболовным флотом, который оценивается в 2500 бортов…

Угроза, которую каперство представляет для экономики Китая, способно дать Соединенным Штатам серьезное преимущество во время войны и усилить сдерживание торговли КНР в мирное время… Чтобы извлечь выгоду из этого, требуется большое количество каперских кораблей, и частный сектор может их предоставить. Океан большой, и есть тысячи портов, в которых они способны до времени спрятаться…

Ни набор экипажей, ни необходимость вооружать корабли не стали бы серьезным препятствием. Каперы не надо хорошее вооружение, потому что они будут атаковать невооруженные (!) торговые суда. Поскольку их цель – захват бортов и грузов, каперы не будут топить захваченное судно, а просто убедят его команду сдаться. Сколько торговых команд были бы склонны сражаться, а не сдаваться и провести войну в комфортабельном интернировании?»

Это циничное признание о том, как они станут грабить чужие торговые суда, ещё раз раскрывает, что там прячется за широкой улыбкой Дяди Сэма, которой он одаривает свою очередную жертву перед тем, как с ней расправиться. А когда янки формулируют за других вопрос «а не сдаться ли?», они явно по себе судят. Известно, что у них любимый лозунг на войне – «Save our ass». Вот и к другим примеривают они эту «почетную сдачу в плен ради сохранения и спасения своих задниц».

При этом ушлые поклонники каперства не забывают, зачем им понадобится организовывать подобные морские грабежи. В ход пошел подсчет стоимости гипотетически награбленного: «Стимулы – например, перспектива заработать миллионы долларов от одного захвата – привлекли бы необходимый персонал в будущий конфликт с участием каперов». Этот шелест купюр для американцев, как ласковая музыка в ушах. А те самые миллионы, о грабеже которых неприкрыто пишут в уважаемом издании двое глашатых «нового каперства», могут быть направлены в государственную казну (и ФРС даст передышку своим печатным станкам, выдающим доллары на гора), а оттуда – семьям потомков бывших рабов. Как говорится, «круговорот денег в природе» – и этот «вид спорта» американцы освоили давно, ещё задолго до баскетбола и хоккея.

Фото от maxrest

И в заключении Марк Кэнкайн и Брендон Шварц делают фундаментальное аналитическое заключение: «Поскольку стратегическая ситуация является новой, наше мышление должно быть новым. В военное время каперы могли бы наводнять океаны и разрушать морские коммуникации, от которых зависит экономика Китая и стабильность его режима. Простая угроза применения таких мер со стороны США может усилить сдерживание… В стратегии, как и везде, все старое снова должно быть новым».

Это Вам – откровенная заявка на оправдание «старого подхода» в «новых исторических условиях».

 

Россия – под угрозой?

 

После такого американского замаха – каперы против торговых судов, вооруженные бойцы ЧВК против безоружных моряков – невольно задаешься вопросом: «А не будет ли эта тенденция угрожать России?» И, покопавшись в ворохе соответствующих теме американских статей, находишь прямые призывы к агрессии уже против наших коммерческих судов.

Некто Давид Акс (David Axe) на страницах такого авторитетного журнала, как «Forbes», опубликовал провокационную статью на ту же тему морского пиратства – на сей раз направленного уже против нашей страны: «If Russia Invades Europe, NATO Could Sweep The Seas Of Russian Merchant Ships» («Если Россия вторгнется в Европу, НАТО может отнять моря у русских торговых судов»).

Несмотря на то, что посыл статьи – «нападение России на Европу» – из области психиатрии, тема «морского пиратства 2.0» в исполнении Давида Акса приобретает новые зловещие краски: «Важность для Москвы морской торговли, в частности, экспорта сжиженного природного газа, представляет собой серьезную проблему… (Добавим: по морю осуществляется около 60% всего российского экспорта – С.Ф.). Для Соединенных Штатов и их союзников уязвимость России на море открывает новые возможности. В военное время американский и союзный им флот могли бы блокировать российскую морскую торговлю, задушив российскую экономику, что заставит Москву прекратить войну на условиях, выгодных Вашингтону и его друзьям».

Обратите внимание, и авторы материалов в издании «US Naval Institute», и этот эксперт «Forbes» говорят об одном и том же: о войне – или с Китаем, или с Россией. Такое впечатление, что этот вопрос, во всяком случае, лично для себя, они уже решили однозначно – войне быть... Что по этому поводу думают в Вашингтоне, им, возможно, хорошо известно, а потому надо бы прислушаться к их словам вполне серьезно.

Давид Акс рассматривает, например, следующий вариант действий против российского торгового флота: «Российский рыболовный флот является важными источниками твердой валюты за счет каботажных и международных перевозок… Русский торговый флот, проходящий через узкие проливы к небольшому количеству своих портов в Балтийском, Черном морях и на Дальнем Востоке, практически незащищен от нападения во время большой войны. Что еще хуже для Москвы, ее флот страдает от нехватки больших боевых кораблей дальнего действия, которые могли бы защитить торговые суда в открытом океане».

«Запад должен угрожать, что лишит Россию возможности пользоваться мировым океаном», - заявляет Брэдфорд Дисмукс, капитан ВМС США в отставке. Он же рекомендует: «задушенная блокадой, Россия окажется отрезанной от большей части мировой экономики. Последнее означало бы похоронный звон для надежд России получить выгоду от экспорта СПГ и сельскохозяйственной продукции».

Это же просто новые кровожадные планы англосаксов. Чистое пиратство. Нет? С другой стороны, пусть уж они откровенно повествуют про свои планы морской войны против Держав Евразии – России и Китая. Нам надо бы изучать эти идеи и приемы, чтобы потом янки однажды удивленно бы вопрошали: «А нас-то за что?»

 

В Совете безопасности России видят «риски провокационных действий со стороны отдельных государств»

 

И, как представляется, с российской стороны уже сделаны первые серьезные выводы из этих провокационных вбросов, таящих прямую и непосредственную угрозу нашему гражданскому морскому флоту.

Обратим внимание на тот факт, как аккуратно с Дальнего Востока в Балтийское море было переведено вокруг Африки российское судно-трубоукладчик «Академик Черский», потребовавшееся на Балтике для завершения прокладки газопровода «Северный поток-2». Оценив угрозы этому переходу через три океана со стороны американских и иных «партнеров», в Москве было принято решение, что наше судно будут сопровождать боевые корабли ВМФ России. Это требовалось «из-за риска провокаций со стороны иностранных государств», заявил «Интерфаксу» заместитель секретаря Совета безопасности РФ Михаил Попов: «Корабли Военно-морского флота обеспечивали безопасный переход трубоукладочного судна «Академик Черский» и судов снабжения «Остап Шеремета» и «Иван Осипенко» из Владивостока в Калининград. Эта мера была обусловлена рисками провокационных действий со стороны отдельных государств».

Именно эта недавняя история демонстрирует (от слова «демон») всю подлость «партнеров». Коли уж для перехода самых мирных бортов, которые готовы обеспечить Старый Свет газом и энергией, приходится включать возможности ВМФ России, то обсуждаемая в американской прессе с нарастающей частотой тема «новых каперов» и «войны на море» проявляется, как вполне возможное развитие событий уже в обозримом будущем.

Во всяком случае, разрастающаяся торговая война США против Китая и русофобский психоз в Вашингтоне вполне могут вызвать там возрождение тех самых «конституционных каперов», которых призывают «вернуть в строй» американские авторы.

И тогда о сомалийских пиратах все будут вспоминать, как об укусах комаров. Янки прямо ставят вопрос – их интересует грабеж чужих торговых судов на озвученные миллионы долларов. И это уже не шутки, а заявка на воссоздание старого вида коммерческой деятельности по добыванию денег каперством и грабежом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати