Президент России Владимир Путин предложил лидерам «пятерки» Совета Безопасности ООН, а также главам ФРГ и Ирана договориться о критериях совместной работы по зоне Персидского залива. Его заявление опубликовано на сайте Кремля.
«Предлагаем также в ходе встречи лидеров договориться о параметрах совместной работы с целью содействовать формированию в зоне Персидского залива надежных механизмов обеспечения безопасности и укрепления доверия», — отметил российский президент.
Он напомнил, что в 2019 году Россия представила обновлённую Концепцию безопасности в зоне Персидского залива.
Главные принципы, положенные в основу Концепции, - поэтапность, многосторонность и неукоснительное соблюдение международного права, прежде всего, Устава ООН и резолюции ее Совета Безопасности. Перспективная стратегическая задача, обозначенная в документе, - создание в регионе Персидского залива целостного механизма коллективной безопасности и сотрудничества с вовлечением на равноправной основе всех государств региона.
В рамках Концепции российское внешнеполитическое ведомство предложило несколько мер по укреплению безопасности в регионе. В частности, речь идет о создании организации по безопасности и сотрудничеству, куда, помимо стран Персидского залива, входили бы Россия, Китай, США ЕС, Индия и другие заинтересованные страны; транспарентное сотрудничество в военной сфере; заключение соглашения по контролю над вооружениями, в том числе создание демилитаризованных зон, а также сбалансированное сокращение военного потенциала всеми сторонами, и ряд других.
Ранее журнал «Международная жизнь» опубликовал статью, посвященную проблемам обеспечения безопасности в регионе Персидского залива. «Одним из важных направлений политико-дипломатической деятельности России на Ближнем Востоке является создание устойчивой и надежной системы безопасности в зоне (или субрегионе) Персидского залива, в которой расположены восемь государств - Бахрейн, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовская Аравия. Этот район, где сосредоточено около двух третей разведанных мировых запасов нефти и около трети запасов газа, имеет уникальное значение для глобальной экономической и в первую очередь энергетической безопасности. Положение, складывавшееся в зоне Персидского залива в течение последних десятилетий, можно квалифицировать как состояние перманентной нестабильности, усугубляемой кризисными ситуациями. В ходе серии кровопролитных военных конфликтов (ирано-иракская война 1980-1988 гг., кувейтский кризис и операция "Буря в пустыне" 1990-1991 гг., война в Ираке 2003 г.) сформировалось субрегиональное устройство, отражающее многие изъяны однополярного мира. Российская дипломатия исходит из насущной потребности прервать негативную динамику развития ситуации в зоне Персидского залива. В субрегионе, как и в других районах мира, надо отходить от схем, ориентированных на закрепление превосходства одних над другими, отказываться от конфронтационных блоковых подходов, односторонних решений, которые лишь углубляют противоречия и не обеспечивают безопасность. Требование времени - держать курс на консолидацию усилий в пользу многосторонних начал, признания принципа неделимости безопасности в современном мире», - говорится в статье.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs